Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика внутреннего долга Российской Федерации.




Таблица 1-Объем государственного внутреннего долга России

Показатели на 01.01.09 на 01.01.10 на 01.01.11 на 01.01.12 на 01.01.13 на 01.01.14 на 01.01.15
Всего государственный внутренний долг РФ, млрд. руб. в том числе: 1499,82 2094,73 2940,39 4190,55 4977,89 5722,24 7241,17
Государственные долговые ценные бумаги, млрд. руб. 1421,47 1837,17 2461,59 3546,43 4064,28 4432,38 5284,07
В % к внутреннему государственному долгу 94,89 87,7 83,7 84,6 81,6 77,5 75,6
Государственные гарантии, млрд. руб. 72,49 251,36 472,25 637,33 906,64 1289,85 1765,46
В % к внутреннему государственному долгу 4,8     15,2 18,2 22,5 26,7
Прочие долговые обязательства, млрд. руб. 5,86 6,2 6,55 6,79 6,97 0,01 0,00
В % к внутреннему государственному долгу 0,4 0,3 0,3 0,2 0,2 - -

 

Как видно из таблицы 1, с 2009 по 2015 год внутренний государственный долг увеличился в 3 раза. Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга внесли государственные ценные бумаги. За последние 5 лет внутренний рынок государственный ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны, так как по отношению к общему внутреннему государственному долгу он составляет 77,5%. Начиная с 2009 по 2015 год объем внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, увеличился на 3862,6 млрд. рублей, и на начало 2015 года составил 5284,0 7 млрд. рублей.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах в 2010 году составил 1 837,17 млрд. рублей, или больше на 29,2%. чем в 2009 году. Однако стоит заметить, что в процентом соотношении к общему объему внутреннего государственного долга, данный показатель снижается, и связано это с повышением задолженности по государственным гарантиям в общем объеме внутреннего долга. Как мы видим, начиная с 2009 года происходило совокупное привлечение средств на внутреннем рынке капитала, об этом свидетельствует ежегодное увеличение показателей долговых ценных бумаг.

Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга Российской Федерации. Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост государственного долга, расходы бюджета и источники покрытия его дефицита.

За последние 5 лет обязательства по долговым ценным бумагам росли быстрее, чем обязательства по государственным гарантиям, однако если рассматривать данный показатель по отношению к общему объему государственного долга, то здесь наблюдается обратная зависимость. Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга. По государственным гарантиям Российской Федерации государственный внутренний долг увеличился на 475,61 млрд. рублей и на 1 января 2015 года составил 1765,46 млрд. рублей, что не превышает верхний предел государственного внутреннего долга по государственным гарантиям, установленный статьей 15 Федерального закона от 3 декабря 2013года №216-ФЗ в сумме 1 732,2 млрд. рублей. Если в 2009 году на долю государственных гарантий приходилось порядка 4,8% всех долговых обязательств Российской Федерации, то в 2015 году этот показатель увеличился до 26,7%, при устойчивой тенденции к росту во все предыдущие годы. Стоит отметить, что в 2010 году показатель составил 251,36 млрд. рублей, что в 3,5 раза больше чем в 2009 году.

Объем государственного внутреннего долга по прочим долговым обязательствам, в 2014 году снизился до минимального значения за последние 5 лет и составил менее 100 миллионов рублей. Стоит отметить, что на долю прочих долговых обязательств Российской Федерации приходится наименьшая сумма из всех объектов структуры внутреннего долга. Анализируя статистические данные в период с 2009 по 2014 год, мы наблюдаем устойчивую понижающуюся тенденцию, причем в 2014 году данный показатель достиг самой низкой отметки. Анализируя долю прочих видов государственного внутреннего долга в общем объеме государственного внутреннего долга, то максимальное значение наблюдаем в 2009 году 0,4%, в дальнейшем этот показатель снижается. За последние 5 лет усиливается тенденция роста внутреннего государственного долга. Как свидетельствуют основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановые периоды 2014–2015 годов, низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости. Исходя из проведенного ранее анализа, можно сделать вывод, что основную роль в увеличении государственного внутреннего долга играют государственные ценные бумаги.

Далее рассмотрим структуру погашения государственного внутреннего долга на начало 2015 г. (таблица 2).

 

Таблица 2. Структура погашения государственного внутреннего долга (млрд. руб.).

Годы Сумма к погашению (млрд. руб.)
  430,5
  472,6
  486,9
  537,3
  611,4
  244,0
  375,0
  262,7
  446,8
  88,5
  326,1
  48,5
  412,0

 

Существенных изменений во временной структуре погашения не происходит. Наиболее значительные погашения произойдут до 2026 года. При этом периоды 2024 и 2026 гг. характеризуются невысокими объемами выплат основной суммы внутреннего долга РФ. До 2019 г. формируется относительно ровная структура, предусматривающая периоды пиковых платежей.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что отсутствие необходимости в финансировании бюджетных расходов за счет займов (вследствие небывало благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры) отнюдь не означает, что не нужно развивать рынок государственных ценных бумаг в России. Кроме того, в стране давно назрела необходимость проведения реформ по важнейшим направлениям, требующим существенных финансовых ресурсов. В такой ситуации внутренний рынок государственных ценных бумаг может стать одним из источников их финансирования.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация будет стремиться к проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2015.)

2. Федеральный закон от 02.12. 2013 №349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

3. Федеральный закон от 01.12. 2014 №384-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»»

5. Основные направления бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

6. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов

7. Проект Федерального бюджета на 2016- [Электронный ресурс]. - http://regulation.gov.ru/

8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов (разработан Минэкономразвития России)

9. Основные направления бюджетной политики на 2013 годи плановый период 2014 и 2015 годов, www.consultant.ru.

10. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014-2016 годы, www. nacles.ru.

11. Внешне-экономический толковый словарь // государственный долг//www.вокабула.рф.

12.Ильина, Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга российской федерации за период 2012-2015 ГГ. [Текст] / Н.О.Ильина // Политика, экономика и инновации. – 2016. - № 1 (3).

13.Сираева, Р.Р. Проблема развития бюджетной политики в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева, Т. Ю. Воробьева // Научный журнал НоваИнфо. – 2016. – 21 мая. - №46-2. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/6058

14.Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минфин России. – 2016. – 15 февр. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/

15.График погашения государственного внутреннего долга [Электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. – 2016. – Режим доступа: http://budget.gov.ru/epbs/faces/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...