и информационного процесса
Понятие информации Понятие "информация" является одним из самых фундаментальных в современной науке вообще и базовым для изучаемого нами предмета — информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако если задаться целью формально определить понятие "информация", то сделать это будет чрезвычайно сложно. Ан&чогичными "неопределяемыми" понятиями, например, в математике являются "точка" или "прямая". Так, можно высказать некоторые утверждения, связанные с этими математическими понятиями (так называемые аксиомы), но сами они не могут быть определены с помощью более элементарных понятий. Определение Понятие "информационный процесс" является производным от понятия "информация" и связано с какими-то операциями над информацией, производимыми человеком, животным, биологической или социальной системой, созданным человеком техническим устройством. В простейшем бытовом понимании с термином "информация" обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т. п. Само слово "информация" происходит от латинского слова т/огтаНо, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Примерами сообщений являются: музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере; данные, полученные в результате работы составленной вами программы и т. д. При этом предполагается, что имеются "источник информации" и "получатель
информации". Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае каналом связи. Так, при передаче речевого сообщения в качестве такого канала связи можно рассматривать воздух, по которому распространяются звуковые волны. Если же информация фиксируется, например, в случае передачи письменного сообщения (например, текста, распечатанного на принтере) на листе бумаги, об этом листе говорят как о носителе информации. Понятие "информация" является одним из основных во многих других науках: в журналистике и философии, в экономике и физике, в математике и психологии. Социологи дают свое толкование информации, физики — свое и т. д. Все эти науки дают свое истолкование этому термину, в каждой из них понятие информации связано с различными системами понятий. Информация в биологии. В биологии, которая изучает живую природу, понятие "информация" связывается с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования информации об окружающей среде. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, т. е. созданию точных копий организмов из одной клетки. В биологии понятие "информация" связано с понятиями "поведение", "ген" и "наследование". Информация в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие "информация" используется для описания процессов управления в сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации.
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи — информация о состоянии управляемого объекта (рис. 1.1). Рассмотрим в качестве примера регулирование температуры в помещении с использованием кондиционера. Управляющим объектом является человек, а управляемым — кондиционер. В помещении может быть размещен термометр,
Определение Информация — это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов. Понятие "информация" нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация — это философская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации надежно показали несводимость информации ни к какой из ранее рассматривавшихся философских категорий. Философы так определяют это понятие: "Информация есть содержание образа, формируемого в процессе отражения". Данное определение схватывает важнейшие характеристики информации. Оно не противоречит тем знаниям, которые накоплены по этой проблематике, а наоборот, является выражением наиболее значимых тенденций развития категории информации. Современная практика психологии, социологии, информатики диктует необходимость перехода к информационной трактовке сознания. Такая трактовка оказывается чрезвычайно плодотворной и позволяет, например, рассмотреть с общих позиций индивидуальное и общественное сознание. Генетически индивидуальное и общественное сознание неразрывны и в то же время общественное сознание не есть простая сумма индивидуальных, поскольку оно включает информационные потоки и процессы между индивидуальными сознаниями. В социальном плане человеческая деятельность предстает как взаимодействие реальных человеческих коммуникаций с предметами материального мира. Поступившая извне к человеку информация является отпечатком, снимком явлений, процессов природы или действий другого человека. Таким образом, с единых методологических позиций может быть рассмотрена деятельность индивидуального и общественного сознания, экономическая, политическая, образовательная деятельность различных субъектов социальной системы.
Данное ранее определение информации как философской категории затрагивает не только физические аспекты существования информации, но и фиксирует ее социальную значимость. На данном историческом этапе социальный аспект жизни общества предстает перед нами как тесная взаимосвязь экономических отношений товарообмена с отношениями обмена информационного. Причем подведение информации под рамки товара становится все более необходимым. В то время как товар в общественном сознании в основном представляется как некий материальный предмет, в социальной действительности товаром все чаще становятся информационные сообщения. В контексте продолжающейся сейчас компьютерной революции, охватывающей все новые и новые сферы деятельности человека, информацию следует считать особым видом ресурса. При этом имеется в виду толкование "ресурса" как запаса неких знаний, материальных предметов либо энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета в составе некоторого объекта, подразумевающее полезность ресурса по отношению к некоторой деятельности. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощаемыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы. Рассмотрим основные свойства информации. Можно выделить различные группы свойств информации в зависимости от характера процессов, уровня систем, информация в которых рассматривается. Так, на уровне технических систем можно выделить следующие физические свойства информации: □ запоминаемость; О передаваемость; П преобразуемость; П воспроизводимость; О стираемость. Свойство запоминаемости — одно из самых важных. Такую — запоминаемую — информацию мы будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.
Способность информации передаваться с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследована в рамках теории информации К. Шеннона. В данном случае имеется в виду несколько иной аспект — способность информации к копированию, т. е. к тому, что она может быть "запомнена" другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что мера информации должна быть такова, чтобы ее количество не возрастало при копировании. Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т. е. что при копировании информация остается тождественной самой себе. Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копи-руемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю. Применительно к процессам в социальных (общественных) системах выделяют другую группу свойств (или характеристик) информации: □ объективность; П достоверность; □ полнота; □ актуальность; □ понятность; □ полезность. Объективность значит истинность, правильность информации, независимость от мнений и желаний отдельных людей. Достоверная информация помогает принимать нам правильное решение. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: □ преднамеренное искажение (дезинформация); □ искажение в результате воздействия помех; О когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается. Полнота — всесторонность отражения объектов. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения. Актуальность — соответствие текущему состоянию отражаемых объектов. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам:
□ она может быть устаревшей; П незначимой, ненужной. Понятность и полезность — возможность человеком переработки и использования информации для решения разнообразных задач. Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, объективная, достоверная и полная. С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации (кумуляция — от лат. ситиШю — увеличение, скопление). Социальная общественная информация обладает еще и дополнительными свойствами. А именно: она П имеет смысловой характер, т. е. понятийный, т. к. именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки процессов, явлений, предметов окружающего мира; □ имеет языковую природу (кроме нескольких видов эстетической информации, например: изобразительное искусство); одно и то же содержание может быть выражено на различных разговорных языках, записано в виде математических формул и т. д.; □ с течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием (скоплением, увеличением) информации; П старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) — медленнее; □ логичность, компактность. Удобная форма представления облегчает по Названные свойства информации тесно связаны с информационной деятельностью человека, информационными процессами в его сознании. В созданных человеком технических устройствах и человеко-машинных системах выделяют такие информационные процессы, как поиск информации, ее сбор, хранение и передачу информации, а также обработку и использование. Информация не существует сама по себе. Она проявляется в информационных процессах. Определение Процессы, в которых человек с помощью разнообразных технических устройств выполняет сбор, хранение, поиск, обработку, кодирование и передачу информации, называются информационными процессами. Важность информационных процессов состоит в том, что они приводят к различным изменениям в течении событий, к возникновению новых событий. Свойства информационных процессов не зависят от того, где эти процессы происходят, какие объекты в них участвуют. Мы можем говорить о единстве информационных процессов в природе, жизни человека, жизни общества, в науке. Основными информационными процессами являются: О поиск; □ хранение; □ передача; П обработка; □ кодирование; □ использование; □ защита. Поиск (или сбор) информации — первичный информационный процесс, лежащий, как правило, в сфере некоторой практической или научной деятельности. Так, поиск информации может происходить с помощью анализа некоторых источников информации — литературы, прессы, объявлений, интервью, просмотра видео- и телепрограмм, прослушивания радио, аудиозаписей на кассетах и дисках; с помощью наблюдений, измерений, целенаправленно поставленных экспериментов. Для повышения вероятности принятия правильного решения следует комплексно пользоваться разнообразными методами поиска информации. В информатике возникли и специфичные методы поиска информации с помощью запросов к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных. Так, очень часто используется поиск информации в Интернете по некотором ключевым словам с помощью поисковых систем. Хранение информации — процесс такой же древний, как и сама человеческая цивилизация. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и сцен охоты на стенах пещер. С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения мысли во времени и пространстве. Родилась документированная информация — рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры — библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы). С возникновением книгопечатания наибольший объем информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для ее получения человек обра- В жизни человека процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию. Материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации, называется носителем информации. Например, книга — это носитель информации. Различная информация требует разного времени хранения: □ билет на поезд, автобус и т. д. надо хранить только во время поездки; □ программу телевидения — текущую неделю; □ школьный дневник — учебный год; □ исторические документы — несколько столетий. ЭВМ предназначена для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации — канал связи. Человечество придумало много устройств для ускорения передачи информации: телеграф, телефон и т. д. К числу самых современных систем, быстро передающих информацию, относят ЭВМ и компьютерные сети. Обработка информации — это преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. Обрабатывать можно информацию любого вида. Правила обработки могут быть самыми разнообразными. При этом исходная информация (входная) преобразуется в выходную. Кодирование — разновидность процесса обработки информации, процесс представления информации в виде кода. Кодировать информацию можно различными способами: устно, письменно, жестами или сигналами другой природы. Когда создается информационная модель объекта или явления, то их свойства, параметры, состояния, среда, действия могут отображаться также с помощью различных способов кодирования. В процессе обмена информацией мы совершаем две операции: кодирование и декодирование. Первая связана с переходом от исходной формы представления информации в форму, удобную для хранения, передачи и обработки. Вторая — с обратным переходом к исходному — представлению информации в форме, удобной для ее восприятия человеком. Далее кодирование будет рассмотрено более подробно. Современное общество часто называют информационным, т. к. роль и качество информации, имеющейся в нем, стремительно возрастает, а также стали широко доступными все необходимые средства для ее хранения^ распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей и выдается им в привычной для них форме. Масштабы использования информации являются одним из основных признаков развития общества. Информация стала важным производственным фактором и одним из главных рычагов богатства и власти. Сегодня речь часто идет об информационных технологиях. Они находят применение в промышленности, торговле, управлении и образовании. Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляет собой важную и трудную задачу. Каждый из вас готовится к жизни в информационном обществе, в котором работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности вне зависимости от объекта этой деятельности. Для компьютерной обработки информации необходимо: П понимание закономерностей информационных процессов; □ умение организовывать поиск и отбор информации, необходимой для ре П умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации; О применение полученной информации при принятии решений. Этот перечень знаний и умений довольно обширен и многообразен, но они необходимы для профессиональной деятельности и жизни в современном мире. Специфичная деятельность огромного числа специалистов в области информатики связана с защитой информации. Конструкторы вычислительной техники и разработчики программного обеспечения прилагают немало усилий, чтобы обеспечить защиту информации от потерь и искажений в результате: П сбоев оборудования; □ случайной потери или изменения информации, хранящейся в компьютере; □ преднамеренного искажения (компьютерные вирусы); О нелегального доступа к информации: ее использования, изменения, распространения. К многочисленным, далеко не безобидным ошибкам компьютеров добавилась еще и компьютерная преступность, грозящая перерасти в проблему, последствия которой в условиях информационного общества могут стать катастрофическими. Информация, циркулирующая в системах управления и связи, способна вызвать крупномасштабные аварии, военные конфликты, дезорганизовать деятельности научных центров и лабораторий, разорение банков и коммерческих организаций. Поэтому информацию надо защищать от утечки, искажения, потери. Защитой информации называется предотвращение: □ доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения; □ непредумышленного или недозволенного использования, изменения или потери информации. Отметим, что предпринимаются (но отнюдь не завершены) усилия ученых, представляющих самые разные области знания, построить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного процесса, описать превращения информации в процессах самой разной природы. Информационные процессы есть сущность процессов управления, которые являются условием существования и развития человека и общества. С момента возникновения кибернетики управление рассматривается применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и социальной). Многие проявления движения в неживых — искусственных (технических) и естественных (природных) системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют в химии, физике, механике в энергетической, а не информационной парадигме. Информационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной науки — синергетики. Высшей формой информации, проявляющейся в управлении в социальных системах, являются знания. Это надцисциплинарное понятие, широко используемое в педагогике и исследованиях по искусственному интеллекту, также претендует на роль важнейшей философской категории. В философском плане познание следует рассматривать как один из функциональных аспектов управления. Такой подход открывает путь к системному пониманию генезиса процессов познания, его основ и перспектив.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|