Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не дожидаясь необратимых последствий

Таблица. Работа специалистов по лечению заикания

СПЕЦИАЛИСТ
ЛОГОПЕД ПСИХОЛОГ ПСИХИАТР
Снимает судороги гортани, губ, языка диафрагмы, грудных и брюшных мышц Формирует фазовую речь (т.е.ликвидирует рассогласование между скоростью мышления и говорения) Налаживает синхронизацию речи Работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций Снимает логофобию и страх перед насмешками над речью Налаживает процесс коммуникации Лечит органическое поражение мозга Лечит функциональное расстройство ЦНС
               

Обратимся к таблице. Каждый специалист воздействует на различные области человеческой психики. Логопед восстанавливает структуру речи, психолог закрепляет ее, защищает от возможности «срыва», психиатр контролирует общее состояние пациента. В совместных усилиях — залог успеха.

Известно, что чем дольше ребенок заикается, тем сложнее идет процесс лечения. Поэтому школьные психологи должны стоять на страже этого заболевания, вовремя диагностировать первые симптомы, а также знать элементарные приемы лечения. Предупрежден — значит защищен, гласит народная мудрость.

НАШИ ГЕНЫ

Современная наука относит заикание к группе психосоматических заболеваний. Для его возникновения необходимо сочетание двух факторов: наследственной почвы и чрезвычайных обстоятельств, воздействующих на нее. В истории накопилось немало примеров, подтверждающих передачу заикания по наследству как по мужской, так и по женской линии. Этим недугом в три раза чаще страдают мальчики, чем девочки, причем на возникновение заикания не влияет национальная принадлежность семьи и сфера труда.

Доказано, что по наследству передаются особенности центральной нервной системы (ЦНС), а также межполушарная асимметрия головного мозга.

Недавно меня попросили выступить на родительском собрании в школе. На первой парте прямо передо мной сидели яркая блондинка с огромными зелеными глазами и насупленный мужчина в клетчатой домашней рубашке. Он, похоже, никого не слушал, сосредоточенно писал на листе бумаги, стараясь быть незаметным. Она — мать Ларисы Кудрявцевой, активной девочки, любимицы всего класса. Он — отец Антона Максимова, заикающегося «ботаника», чьих глаз не видно из-за толстой роговой оправы. Я еще раз убедилась, что родители и дети так похожи друг на друга.

Под генетической предрасположенностью детей к заиканию следует понимать не только непосредственное наличие данного дефекта у родителей, но также просто быструю речь, речь с проглатыванием окончаний, нервозность, повышенную требовательность. Ведь просторечные, даже несколько грубоватые выражения «вся в мать» или «весь в отца» подчас бьют не в бровь, а прямо в глаз. В связи с этим я рекомендую психологам, работающим с большими детскими коллективами, завести отдельную тетрадь и заносить туда результаты собственных наблюдений за поведением детей и их родителей. Подчас эти записи могут пролить свет на непонятные с первого взгляда проблемы.

ВНИМАНИЕ, ЛЕВШИ!

Еще в начале нашего века ученый С. Ортон предположил, что заикание возникает в результате «конкуренции» между полушариями головного мозга за контролем над речью. Современная наука высказывается более определенно. Заикание — это неспособность гортани и левого полушария к прямой передаче импульсов друг другу. А значит, данная болезнь тесно связана с левшеством. В быту под левшой мы понимаем ребенка, владеющего левой рукой лучше, чем правой. Как ни странно, но в моей практике был только один случай заикающегося леворукого подростка. Значительно чаще заиканием страдают скрытые левши. При этом ведущей является вся левая половина тела, с учетом превалирования левоногости и сенсорного левшества.

Скрытые левши, а также дети с правым профилем асимметрии головного мозга, в отличие от других детей, чаще страдают простудными и инфекционными заболеваниями, но лучше решают анаграммы, чувствуют настроение других людей и проявляют склонность к зеркальному письму. Левши более художественно и эстетически развиты. В моей практике был мальчик шести лет, который давал характеристики цветам. Зеленый был для него шершавым, красный — выпуклым, а синий — мокрым.

Чтобы определить скрытого левшу, выявить круг детей «группы риска», я рекомендую школьным психологам воспользоваться материалами тематического номера еженедельника «Школьный психолог» (№ 7, февраль 1998 г.).

ГРУППА РИСКА

Знаменитый русский психиатр И.А. Сикорский назвал заикание детской болезнью. И действительно, исследования показывают, что заикается только 1% взрослых и 2–3% детей.

Заикание, как правило, начинается в возрасте 1,5–2 лет. Это напрямую связано с увеличением лобно-височной области головного мозга, отвечающей за ритмику движений, труда и речи. Именно в этом возрасте формируется фразовая речь ребенка, и заикание может возникнуть как следствие рассогласования скорости мышления и скорости говорения. Первый речевой спазм откладывается в долговременную память и извлекается оттуда в момент речи непроизвольно. Впервые заикание проявляется в возрасте до 10–12-ти лет, то есть до окончательного оформления межполушарной асимметрии головного мозга. После этого оно уже не наступает никогда.

Денис К., 7 лет, удивительный мальчик с золотыми кудряшками до плеч. До прихода на прием к психологу заикался в течение года. Он — ласковый и милый, но только до тех пор, пока его не попросят... порисовать. Тогда Денис низко наклоняет голову, закрывает глаза и уши. Он ненавидит краски, цветные карандаши и бумагу. С тех пор как учительница решила научить его рисовать не левой рукой, а правой, он стал заикаться. Для него школа перестала быть радостной встречей с друзьями и учителями, а превратилась в черную затягивающую дыру.

Как видно из примера, катализатором появления первых речевых спазмов могут быть любые чрезвычайные обстоятельства и стрессовые ситуации. Безусловно, они индивидуальны для каждого ребенка. Для одних — это банальный испуг или ссора, для других — развод родителей. Но не всегда заикание возникает после обстоятельств со знаком «минус». Любая стрессовая ситуация, будь то большая радость или ужасное горе, запускают в организме детей гормональный взрыв. Мне известен случай, когда родители зафиксировали первые симптомы заикания у девочки десяти лет, после того как ее свозили к морю. Новые впечатления, пейзажи, необычная пища негативно воздействовали на ее неустойчивую нервную систему.

В связи с этим я рекомендую школьным психологам брать на заметку детей, переживших стрессовые ситуации как положительные, так и отрицательные: сменивших школу и место жительства, участвовавших в олимпиадах, походах, задействованных в общественной жизни класса.

НЕВРОЗ

Кто же такие заики? Нередко их характеризуют как тихих и застенчивых, а временами грубых и взрывных. Основываясь на подобных высказываниях, заикание часто называют неврозом. Но это не совсем так. Правильнее говорить о двух вариантах: сочетании заикания с неврозом и невротическом обрастании заикания.

Основываясь на практике психологического консультирования, могу заключить, что заикание сочетается с тремя основными видами неврозов: неврастеническим, истерическим и неврозом навязчивых состояний. В данном случае первичной проблемой является невроз. Как говорится, потяните за ниточку невроза — вытянете и заикание. Именно поэтому роль психологов в лечении заикания столь велика.

Неврастенических детей отличает тревожность и перенапряжение, связанное с чувством повышенной ответственности за себя, за других, за дело. Неврастеники пугливы, часто высказывают опасения типа «опоздаю», «не смогу», «не по плечу». Они страдают сопутствующими неврозу болезнями желудочно-кишечного тракта.

Анжелина М., 14 лет, первая ученица в классе. Она никогда не прогуливает уроки, всегда выполняет домашние задания. Юбочка ниже колен, строгие косички и никакой косметики на лице. Родители обеспокоены поведением дочери, ведь соседские девчонки уже каблучки надевают, тайком бегают на свидания, а Анжелина за уроками сидит как пришитая. Чтобы разнообразить жизнь дочери, мать отдала ее в секцию тенниса. Теперь девочке катастрофически не хватает времени на то, чтобы сделать все дела на «отлично». С этого момента Анжелина стала часто просыпаться по ночам с жалобами на навязчивые мысли, возникла боязнь школы и ответов на уроках. В это же время появились первые признаки заикания.

Для детей с истерическим неврозом характерно буйное поведение. Таким, известным еще с первобытных времен способом они пытаются привлечь внимание окружающих людей.

Сергей С., 9 лет, красивый мальчик с ангельскими глазами. На приеме психолога ведет себя скромно, улыбаясь отвечает на вопросы. В беседе выясняется, что основная его проблема — ревность за родительскую любовь. После рождения младшей сестренки Сергей ощутил недостаток внимания близких людей и внутреннюю потерянность. Своенравный мальчик не смог смириться с новым положением и стал активно бороться. Плохая учеба, непослушание, истерики — ничего не помогло вернуть первоначальную родительскую любовь. Два года назад во время очередной семейной ссоры испытал судорогу в горле и начал заикаться. С тех пор заикается не постоянно, а эпизодически, только в присутствии родителей.

На подобные случаи особенно хочу обратить внимание психологов. Детям, склонным к истерии, требуется только психотерапевтическая помощь. Логопедическая работа и повышенное внимание к проблеме приведет к закреплению дефекта речи, потому что ребенок «работает на публику».

Сколько раз вам доводилось видеть детей, грызущих ногти или наматывающих волосы на палец? С уверенностью на сто процентов их можно назвать невротиками навязчивых состояний.

Вова Д., 8 лет, худой, неуклюжий мальчик. Он все время сосет палец. И дома и на уроке, во дворе и за телевизором, ни на минуту не вынимая его изо рта. В «борьбе с пальцем» чего только не перепробовали родители и учителя: мазали его горчицей, бинтовали, привязывали руку и бранили. Бились, бились и наконец добились! Появилось заикание.

Глупо обвинять мам и пап, взрослых во всех смертных грехах, ведь они руководствовались лучшими побуждениями. Пройдет еще каких-нибудь пять лет, и ребенок испытает на себе куда большую жестокость — отчуждение сверстников, насмешки противоположного пола, а как следствие — одиночество. Заикающиеся дети мучаются и страдают, ненавидят свой дефект, но одновременно и боятся его.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ОБРАСТАНИЕ

Если внимательно присмотреться к заикающемуся ребенку во время ответа у доски, то невозможно не отметить выраженные симптомы страха. Заики краснеют, потирают вспотевшие ладони и испытывают спазмы в желудке. Данное состояние называется невротическим обрастанием заикания и подразумевает логофобию (страх речи) и интерперсональный стресс заикающихся. Все заики повышенно чувствительны к насмешкам над ними окружающих людей. Любой смешок за спиной принимают на свой счет.

Данные симптомы проявляются не сразу, они постепенно обостряются в переходном возрасте. В этот период подростки завоевывают себе место в обществе, а заикание тормозит этот процесс, отчего воспринимается крайне болезненно. Степень логофобии обычно соответствует степени заикания, и выяснить ее можно с помощью различных опросников, а также основываясь на мнении самого ребенка. Для этого попросите его оценить собственную речь по шкале от пункта «прекрасная речь» до пункта «самая ужасная речь». Обычно детская самооценка тревоги за речь достаточно хорошо соответствует действительной тяжести заикания.

Многие подростки ставят во главу угла спазмы горла и покраснение лица, наивно полагая, что, избавившись от проявлений страха за речь, вылечат заикание. Они пытаются взять себя в руки, зажимаются, внутренне уговаривают не волноваться, но ничего не помогает и наступает момент полного отчаяния. Это чревато еще и тем, что первая неудача распространяется на все последующее лечение. Даже при достижении неплохих результатов ребенку кажется, что у него ничего не получается. медленно, но неотвратимо приходит неверие в собственные силы.

Страх заикания заключается в желании скрыть дефект речи. Поэтому в борьбе с ним нужно выбрать путь открытости. Как только ребенок признает свою болезнь, то есть сумеет признаться «Я заикаюсь» перед собой и другими, для страха не остается причин и наступает улучшение.

Главная задача психолога при терапии логофобии — разъяснить ребенку, что страх речи и боязнь насмешек есть лишь следствия заикания. Бесполезно лечить болезнь, не воздействуя на ее причины. Ох, как часто, видя страдания заики, мы жалеем его, стараемся оградить, уберечь, входим в положение. И тем самым совершаем непростительную ошибку. Мы вселяем в него надежду, что путь к выздоровлению можно пройти легко, не прилагая усилий. А между тем основу лечения заикания составляет требовательность — психолога к пациенту, пациента к самому себе. Только преодолев боль и пройдя тернистый путь до конца, можно ожидать полного выздоровления.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Думаю, что знаю, почему практические психологи так не любят работать с заикающимися детьми. Просто они не понимают, с чего начать. Каждый случай по-своему уникален, не похож на другие, и тут невозможно найти универсальное лекарство. Школьным психологам я не рекомендую сразу браться за терапию длительных и сложных форм заикания, лучше начать с легких форм, ибо, как сказал один великий философ: «Главное — не вылечить, а не навредить!»

Прежде чем засучив рукава браться за дело, нужно помнить одно важное правило — не родитель или учитель должны обратиться за помощью к психологу, а ребенок сам должен захотеть вылечить заикание, внутренне подготовиться, мобилизовать силы на борьбу с болезнью. Сколько бы вы ни старались, но без этого маленького условия ваши усилия будут напрасными. На основе своего опыта я могу заключить, что излечение заикания только на 30% зависит от квалификации психолога и на
70% – от желания пациента.

Правда, ребенок не всегда осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком мал (2–6 лет) или стал заикаться совсем недавно. Ребенок еще не жалуется на страх, но уже испытывает дискомфорт, капризничает, беспокойно спит. В подобных случаях не следует акцентировать его внимание на трудностях речи. В противном случае ребенка можно запугать.

НАЧИНАЕМ ТЕРАПИЮ

«Представь, что ты не умеешь ходить. Стыдно, но ты хочешь научиться, поэтому обратился за помощью в спортивную секцию. Я — тренер, ты — мой подопечный. На наших тренировках я буду учить тебя основным правилам хождения: равновесию, осанке, ритму. Здесь под моим руководством ты будешь только осваивать приемы, но отрабатывать их будешь самостоятельно. Я не стану подгонять тебя и постоянно контролировать. По полученным результатам я увижу, сколько времени и сил ты потратил. Не жди от меня готовых рецептов, ты их не получишь. Приготовься проявить самостоятельность, смекалку, ответственность за поступки и помни, пока ты сам не отважишься «бросить костыли» неуверенности в себе, тебе никто не поможет» — приблизительно с таких слов я начинаю занятия по терапии заикания.

При лечении заикания я рекомендую действовать сразу по трем направлениям: физиологическому, логопедическому, психологическому.

Вначале ребенка нужно научить технике релаксации. Это поможет ему избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Расслабление мышц похоже на открытие клетки с птицами. Приходит ощущение свободы, легкости и спокойствия. Такое состояние помогает ребенку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстро забывать неудачи.

Релаксация проводится два раза в день по 5–10 минут, утром и вечером. Время и частоту релаксации можно увеличивать по мере необходимости. Начинается она с принятия удобной позы лежа или сидя в кресле. Глаза необходимо закрыть и под тихую музыку погрузиться в приятные мысли и ощущения. Для этого ребенок должен представить симпатичную картинку: цветы в вазе, красивый горный пейзаж или вспомнить что-то радостное. В релаксации могут участвовать и взрослые, например родители, совместный вариант особенно подходит для маленьких детей.

После проведения релаксации ребенку необходимо выполнить ряд двигательных упражнений. Для рук подойдут «кулачки» — сжимание и разжимание пальцев, для ног «ножницы» — выпрямленные ноги развести в стороны и расслабленные уронить на пол. Для туловища можно использовать «стирку» или «спортсмена». Самыми важными упражнениями в комплексе являются «лягушата» (растягивание губ в улыбку) и «упрямый язык». Они направлены на тренировку органов артикуляции, мышц шеи, непосредственно задействованных в говорении. Кроме этого, научившись по собственному желанию напрягать и расслаблять мышцы, ребенок может снять нервное возбуждение в сложной для него ситуации. Например, глубоко вдохнув и выдохнув, понять, какие мышцы у него напряжены, и расслабить их.

Многие заикающиеся дети не знают правил речи. Почему люди, в отличие от животных, научились говорить? Дело тут не столько в объеме мозга, сколько в привычной мелочи, на которую никто не обращает внимания, — люди умеют дышать через рот! Когда нужно высказаться, мы, не задумываясь, набираем в легкие воздух. Заики же не знают основных речевых законов, отсюда их неминуемые срывы и ошибки. Правила речи таковы: прежде подумай, потом скажи; говори только на выдохе в спокойном темпе; помни о гласных звуках; делай паузы; ставь смысловые ударения; в разговоре смотри на собеседника.

Последнее правило вызывает у заикающихся детей и подростков особые трудности. Речевые дефекты часто толкают их на ссоры, обиды и отчуждение. Заик называют злыми, мрачными, подозрительными. Часто, промолчав в школе, ребенок не может сдержаться дома и срывает зло на близких людях. На занятиях я учу детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях: разволновался — возьми «тайм-аут», спроси, чем вызвал неодобрение, если виноват, попроси прощения, используй юмор. Одна улыбка чего стоит! Ей можно выразить удовольствие, превосходство, зависть, назидание и неодобрение. На моих занятиях дети пишут себе плакаты со словами: «Ищи все возможности войти в положение того, с кем общаешься» или «Злоба — это прежде всего неспособность проявить находчивость в любой ситуации, выражение беспомощности перед лицом событий».

Огромное значение для заикающихся детей и подростков имеют психотерапевтические беседы. Темы могут быть разными. Можно прочитать рассказ о находчивости человека или рассказать смешной случай. Порой нужно просто выслушать ребенка и ободрить, ответить на возникшие вопросы. Дети думают, что, научившись говорить без запинок, сразу станут интересными собеседниками, лидерами коллектива. Но кроме правильной речи, нужно обладать разносторонними знаниями, которые будут востребованы другими людьми. Для этого необходимо много читать, узнавать, запоминать. Лечение заикания — это только начало большого пути по исправлению себя.

С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ

Одной из самых прогрессивных методик излечения заикания на сегодняшний день по праву считается синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Она выполняет роль буксира, своими последовательными движениями связывая звуки в слова. Движение пальцев диктует речевому аппарату ритмико-интонационный рисунок фразы. Это помогает справиться не только с заиканием, но и с его последствиями — аритмией, отсутствием правильного слияния слов в произношении и искажением интонации.

Схема методики такова: рука пациента размещается на бедре, пальцы слегка согнуты, как при игре на фортепиано. Произнесение первого слога и каждого последующего идет вслед за более крепким и длительным нажатием большого пальца. Рука не только контролирует речь, но и становится хранителем памяти психологической готовности к речи и общению. Данная методика сложна в применении и требует от психологов специальных навыков работы.

Добиться неплохих результатов можно и другим способом — при помощи пения. Пение — это не только тренировка мышц гортани и языка, но также ритмизация слогов и целых слов. Пение дает возможность пациентам услышать собственный голос, работать с ним, будто с глиной. Звук может быть ниже и выше, тише и громче. Импровизируя со звуковыми акцентами, можно получить различные варианты одного и того же текста. Интонация при этом играет далеко не последнюю роль. Петь нужно с чувством, пытаясь передать настроение.

С этой же целью используются пантомимические упражнения: одевание перчаток, фантастические прыжки, изображение игры на фортепиано и т.д. При соединении пения с соответствующими жестами по принципу «показываю то, что пою» у заикающихся детей появляется чувство раскрепощения.

На занятиях я прошу детей выразить любое чувство одним звуком. Например, громкое «р» производит впечатление агрессии, а приглушенное «о» можно принять за вздох удивления. В истории Древней Греции известны случаи, когда молодых ораторов специально обучали пению.

Русский язык очень ритмичен. Постепенный переход пения в словесные выражения, в проговаривание сказок, присказок, пословиц и поговорок помогает заикающимся детям проникнуть в тайну под названием «правильная речь».

Пословицы и поговорки дети могут придумывать дома, а на занятии читать вслух, выдерживая интонации и паузы. Поговорки подбираются по определенной тематике: «труд», «отдых», «разоблачение» и т.д. Сначала психолог придумывает жизненную ситуацию и включает соответствующую пословицу или поговорку. Затем дети следуют этому примеру.

Думаю, все согласятся, что А.С. Пушкин — самый музыкальный поэт. Чтение его произведений уже несет в себе психотерапевтический эффект. Сам ритм стиха подсказывает расстановку пауз и организует речь. Стихотворные строчки тренируют речевой выдох. Стихотворения с прямой речью можно разыгрывать как сценки и импровизации. Очень часто дети запинаются при чтении новых, незнакомых слов. Пусть ребенок сам найдет его в словаре и выпишет значение.

Басни, в отличие от стихов, — более сложные произведения. Они рассказываются с бытовой интонацией и носят иносказательный смысл.

Песни, сказки и поговорки помогают заикающимся детям лучше понять окружающий мир, увидеть образы людей, их характеры.

ИГРАЕМ

Ребенку нередко трудно бывает перенести в жизнь правильную речь, освоенную на занятиях. Он продолжает теряться, а приобретенный навык говорить без запинок носит «плавающий» характер — то появляется, то исчезает. И дело тут вовсе не в плохом лечении, а в низкой самооценке ребенка. В таких случаях можно использовать ролевые игры. В процессе игры ребенок отрабатывает новые навыки, моделирует ситуации и учится реагировать на перемену обстоятельств. Ролевые игры развивают деловые качества, фантазию и речь участников. Поэтому все без исключения психологи, работающие с заикающимися детьми, используют игры в работе.

Сюжеты игр, сценок и миниспектаклей можно брать из любимых книг, а также подсмотреть в жизни. Дети любят сочинять всякие небылицы. В данном случае ребенок может написать рассказ и попытаться инсценировать его.

Например, на занятиях с младшими школьниками я прошу их придумать «Машину времени». Дети с удовольствием ставят столы и стулья, приносят разноцветные лампочки, делают рисунки и мастерят машину так, как они ее представляют. У одних она похожа на самолет, который провалился в воздушную яму, у других — это стул с мигающими кнопками. Главное, чтобы ребенок включился в творческий процесс.

Недавно с группой заикающихся подростков мне удалось поставить костюмированный спектакль по роману «Три мушкетера». Старшеклассники сшили красивые платья и жилеты из ситца и батиста, обернули указки фольгой так, что получились шпаги. Роли распределялись в обратном отношении к характеру. Тихоня Миша Т. стал бравым Д’Артаньяном, круглолицый болтун Иван Д. превратился в непроницаемого Атоса, а толстушка Катя С. хлопала всех по плечу, как настоящий Портос. Даже мне досталась роль — кардинала Ришелье. По словам детей, мне не хватает таинственности. Репетировали мы с удовольствием, иногда переделывая сценарий. Первыми нам рукоплескали родители, а потом — и вся школа. Дети почувствовали прилив сил, азарт и теперь решили создать собственный театр.

Некоторые игры требуют наличия ведущего или режиссера. Он берет на себя всю организационную часть работы. Ребенок, побывавший в этой роли, ощущает себя «главным» и «руководителем». Он начинает по-другому себя чувствовать, говорить, у него появляется ответственность не только за себя, но и за других.

Игра развивает любознательность. Ребенок читает, сочиняет, фантазирует. Постепенно это расширяет круг его общения.

Дети любят ходить в походы, бывать на природе, а разжигание костра производит на них магическое действие. В походах они общаются, смеются, заводят новых друзей. Маленькие путешествия помогают им избавиться от одиночества, проявить дружелюбие, понять себя. После прогулки в лесу можно предложить детям пересказать события или вспомнить забавный случай.

В психотерапии заикания также используется ведение ребенком дневника. Каждый вечер он записывает туда свои успехи и неудачи. Придумывает способы, как избежать курьезов и неудач или исправить их.

Пример дневника приведен ниже.

КАТАЛИЗАТОР

Мне часто приходится видеть детей, зависших на собственных «не могу». Причин тут может быть много. Одним не додали родительского внимания, других же перекормили им в детстве. Последние не могут и шагу ступить без одобрения и похвалы.

Игорь Б., 15 лет, высокий спортивный юноша. Он прекрасно играет на саксофоне и мечтает о сцене. Однажды его пригласили сыграть на вечере школьных друзей перед большой аудиторией. Выйдя из-за кулис, Игорь увидел полный зал, подумал, что сейчас его забросают тухлыми помидорами, и как бы со стороны услышал насмешливый голос отца: «Ничего у тебя не получится». По спине заструился холодный пот, и мальчик испытал такой сильный стресс, что чуть не сорвал выступление. После этого в присутствии большого количества людей начал заикаться.

Ни одна методика не принесла положительного результата, к Игорю не приходило стойкое «я могу». В конце концов он решился испробовать последнее средство — шоковую терапию. Выбрав погожий летний день, он пошел по подмосковным электричкам продавать газеты. «Покупайте свежий номер! Кроссворд, советы огородникам, политические дебаты! Дешево!» — кричал Игорь во весь голос. Позже он признался, что вечером вместе с усталостью во всем теле ощутил небывалую легкость, с души упал тяжелый груз: «Было такое чувство, будто я совершил подвиг».

В заключение хотелось бы остановиться на ответственности родителей по отношению к заикающимся детям. Еще живы в памяти кадры из кинофильма «Противостояние», где главного героя лечат разрядами электрического тока. В очередной раз, снимая телефонную трубку, слышу просьбу: «Порекомендуйте такого специалиста». Но экспериментально доказано, что гораздо эффективнее не отрицательное, а положительное подкрепление опыта. Родители должны помогать ребенку бороться с заиканием, не наказывая за ошибки, не причиняя боль, а поощряя правильное поведение. Ребенок должен чувствовать поддержку, понимание и любовь взрослых. Причем не любовь за что-то, а просто так. Безусловно, в одночасье идеальных отношений с ребенком добиться сложно, тем более если до начала лечения они были далеко не лучшими.

Только в триединстве психолог — ребенок — родитель можно добиться положительных и стойких результатов.

Марина КУЗЬМИНА, психолог

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина постельного белья "Worldtex". Посетив интернет магазин "Worldtex", Вы найдете большой каталог товаров, который включает в себя подушки, одеяла, постельное белье и кухонный текстиль. Подробное описание товаров, удобный рубрикатор и система поиска, представленные на сайте интернет магазина "Worldtex", помогут быстро найти подходящее изделие, а выгодные цены, скидки, акции и доставка заказа по всей России позволят купить постельное белье с экономией Ваших денег и времени. Посетить интернет магазин "Worldtex" можно по адресу http://worldtex.ru/

Отрывок из дневника Олеси В., 14 лет До лечения Во время речи волнуюсь так, что поднимается температура и на лбу выступает холодный пот. Хочется поскорее закончить говорить и стать как можно незаметнее. В школе давно поняли мое состояние, поэтому перестали вызывать к доске, все задания выполняю письменно. В магазин тоже не хожу. При одной мысли, что нужно начать разговор, становится дурно. Помню, как однажды решила бороться с собой, заняла очередь в кассу, но когда передо мной ушел последний человек, с ужасом поняла, что не могу сказать ни слова. Давно перестала носить часы, вдруг спросят, который час. На улице обращаюсь только к старшим по возрасту, у молодых боюсь заметить усмешку. Часто приходит мысль о том, что я инвалид, и даже когда молчу, все видят мое уродство. Во время лечения Недавно приснился сон, будто я стою на сцене и читаю монолог. Из зала на меня смотрят тысячи и тысячи лиц: родители, учителя и одноклассники. Но я вовсе не боюсь, мне хорошо, чувствую себя прекрасно, раскованно, говорю без запинок и бесконечно радуюсь этому. Проснувшись, поняла, что это пока всего лишь мечта, но появилось желание ее приблизить. Сегодня впервые подняла руку и вызвалась к доске. «Спокойно! Все получится!» — твердила себе. «Четверка» — это еще не «отлично», но я все равно радуюсь первой победе. Теперь знаю, с чем работать. После лечения Страха перед речью совсем нет. Чувствую себя открыто в любой ситуации. В разговоры вступаю без напряжения, иногда даже специально обращаюсь к прохожим — просто посмотреть на их реакцию. Стараюсь говорить кратко, по делу, не употребляя ненужных слов и выражений. Когда сильно волнуюсь, начинаю произносить слова медленно, но постепенно речь и мысли восстанавливаются. Родители отмечают, что я сильно изменилась, стала спокойнее, добрее, отзывчивее. С ребятами отношения тоже нормализовались. Недавно самый симпатичный парень в классе пригласил на свидание. Так что у меня все отлично!

 

Во всем мире заикается 2–3% детей, и больше половины из них страдает от сочетания данной болезни с другими физиологическими расстройствами — снохождением, тиками, головными болями, аллергией. Но чаще всего, по данным современной статистики, заикание сочетается с энурезом. Скажу больше, каждый пятнадцатый нормальный ребенок в возрасте 10–12-ти лет страдает ночным или дневным недержанием мочи. Характерной особенностью данной болезни является ее замалчивание и детьми и родителями, желание скрыть «позорный» дефект от посторонних глаз.

С проблемой мокрой постели сталкиваются и воспитатели детских садов, и работники летних оздоровительных лагерей. Несмотря на древность данной болезни, она до сих пор актуальна, и лекарство, которое помогало бы всегда и во всех случаях, человечеством еще не найдено.

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Причины детского ночного энуреза могут быть разные: физиологические, органические и психические. Не так давно наука связывала развитие болезни с врожденными аномалиями позвоночника и спинного мозга, натальной неполноценностью и повреждением коры головного мозга. По данным анамнеза, у большинства заболевших детей мать во время беременности испытывала токсикоз, роды проходили с патологией. Часто подобная болезнь есть у родителей или близких родственников.

Неожиданное мочеиспускание во сне обычно происходит в первую половину ночи. В этот период сон наиболее глубокий, а у больных энурезом — особенно. Именно этим объясняется такой факт, что при ночевке в незнакомой обстановке мокрая постель обнаруживается не в первую ночь, когда ребенок спит довольно чутко, а спустя 2–3 дня.

Многие специалисты, исследующие мозговые ритмы, основную причину появления ночного энуреза видят в биологической незрелости мозга. С возрастом сон становится менее глубоким, нормальным, поэтому от позыва к мочеиспусканию ребенок просыпается.

Но это объяснение только некоторых, частных случаев ночного энуреза. Как же быть с остальными? В последние годы за изучение болезни взялись психологи и пришли к единому мнению, что недержание мочи в постели является механизмом компенсации. Это один из примеров того, как ребенок бессознательно проявляет свои чувства к травмирующей ситуации.

Само по себе самовыражение — явление абсолютно нормальное, но... Представим, что на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей встречаются непреодолимые препятствия (ревность, запреты, непонимание), и, не найдя иного способа выразить недовольство, ребенок прибегает к деструктивному методу — энурезу.

Подавление истинных чувств и эмоций у детей, страдающих энурезом, происходит из-за заниженной самооценки. Подчас их незаслуженно унижают взрослые, им недостает внимания и любви. Взрослые, сознательно или неосознанно, стараются переделать ребенка, перекроить его в угоду собственной прихоти, не принимая во внимание данные природой задатки и темперамент. От меланхоликов требуют смелых решительных поступков, необузданного холерика заставляют часами вышивать крестиком, а скучного флегматика хотят видеть веселым и искрометным. Наверное, поэтому дети, страдающие энурезом, похожи на маленьких, сгорбленных старичков, со страхом вглядывающихся в собственное будущее.

ВИДЫ ЭНУРЕЗА

Когда же энурез перерастает из нормального состояния в патологическое? Однозначно ответить трудно. Считается, что в возрасте трех лет дети обоего пола уже в состоянии контролировать процесс мочеиспускания. Но постоянная привычка сдерживаться возникает примерно в четыре года.

Несмотря на то что энурез и заикание, на первый взгляд, заболевания абсолютно разные, тем не менее они имеют много общего. Отечественные психологи относят эти болезни к группе системных неврозов, то есть проявляющихся по одной системе.

Главные особенности энуреза и заикания состоят в том, что они практически не выступают в самостоятельном виде и наиболее актуальны в детском и подростковом возрасте. Например, я еще ни разу не сталкивалась с заиканием, которое возникло само по себе. Энурез, заикание, тики и снохождение, как все системные неврозы, имеют глубинные причины. Системные неврозы являются проявлением основных форм неврозов — неврастении, истерии, но чаще — невроза навязчивых состояний.

Сегодня принято различать первичный энурез, закрепившийся с раннего возраста, и вторичный энурез, при котором непроизвольное мочеиспускание возобновляется спустя несколько лет после его прекращения.

Выделяют невротический и неврозоподобный ночной энурез.

Невротический энурез встречается значительно чаще, и его принято разделять на две подгруппы.

У больных первой подгруппы ночной энурез появляется в момент испуга, сильного эмоционального потрясения, переживания или спустя несколько часов после него. Сначала случаи ночного энуреза появляются 1–2 раза в месяц и даже реже. Если травмирующая ситуация остается нерешенной, то невротическое расстройство углубляется, а случаи энуреза значительно учащаются.

Ночной энурез второй подгруппы отличается монотонным, упорным характером. Такой вид энуреза возникает на фоне длительной, хронической психотравмирующей ситуации: развода родителей, смерти близкого родственника, появления нового члена семьи.

Нев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...