Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития групп




Поведение групп в организации

Общая характеристика групп, типы и их структура

Группа - это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако не всякое объединение людей действительно можно назвать группой.

Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, чтобы они чувствовали свою сопричастность друг с другом.

Рассмотрим основные элементы структуры понятия группы: взаимодействие и принадлежность.

Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов. Если их нет, нет и группы.

Следующим условием взаимодействия является схожее отношение членов группы к этим целям и интересам. Индивид Х будет взаимодействовать с индивидом У, если у того и у другого совпадают установки в ценности.

Чтобы у человека возникло желание установить связь с другими людьми, он должен иметь в перспективе возможность получить в результате взаимодействия определенное моральное или материальное вознаграждение.

Глубокий смысл заложен и во втором элементе структуры понятия группы.

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при разговоре с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, например, к какому-либо клубу или профессиональному союзу обеспечивает человеку определенное положение в обществе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.

Следовательно, группа - это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», т.е. как сообщество, к которому они принадлежат.

Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования - постоянные или временные и т.д.

Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий - принцип их создания.

Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие - добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые - неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.

Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамики тех и других свойственны одинаковы характеристики: сплоченность и конфликты.

Вместе с тем между ними существует принципиальные различия (таблица 1). Наиболее важными из них Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.

 

Таблица 1. Различия формальных и неформальных групп

Основа для сравнения Неформальная группа Формальная группа
Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные
Основные концепции Власть и политика Права и обязанности
Основное внимание к Человеку Должности
Источник власти Исходит от группы Делегируется руководством
Руководство к поведению Нормы Правила
Источник управления Санкции Вознаграждение и штраф

 

Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же - официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.

Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми нормами, в формальной - правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награждения и штрафы.

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит в конечном счете эффективность организации.

Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль.

Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.

Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации - прямая обязанность менеджмента.

 

Основные этапы развития групп

В развитии различных групп могут быть выявлены следую­щие общие закономерности, представленные в виде пятисту­пенчатой модели развития группы:

♦ начальная стадия формирования;

♦ внутригрупповой конфликт;

♦ обеспечение сплоченности членов группы;

♦ стадия наивысшей работоспособности и производитель­ности;

♦ заключительная стадия (для временных групп).

Начальная стадия формирования, как правило, характе­ризуется неопределенностью относительно целей группы и ее структуры. Поначалу не всегда ясно, кто является истиннымлидером группы, и какой тип поведения в ней наиболее прием­лем. Эта стадия завершается тогда, когда люди, входящие в группу начинают отчетливо понимать, что они являются неотъемлемой частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт — это вторая стадия разви­тия группы. Для нее характерна борьба за лидерство и распре­деление ролей между членами группы. По завершении этой ста­дии будет ясно, кто в данной группе является лидером (в слу­чае формальной группы — неформальным лидером).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой ста­дии отношения между членами группы становятся более тесны­ми. Одновременно появляется ясность относительно неформаль­ных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производитель­ности. На данной стадии группа полностью функциональна, по­скольку энергия ее членов направлена не на борьбу за власть и не на распределение ролей, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия существования для временных групп, созданных на время выполнения конкретных задач, свя­зана с периодом выполнения этих самых задач. Чем ближе к завершению работы над проектом, чем ближе выполнение по­ставленной перед группой задачи, тем отчетливее пониманиечленами группы того факта, что данная группа скоро прекра­тит свое существование и тем сильнее мысли членов группы связаны с перспективами своей работы в новом коллективе. Про­изводительность работы группы в этот период может существен­но снижаться.

Рассмотренные стадии развития групп являются лишь уп­рощенной моделью сложных процессов, происходящих в реаль­ной жизни. На практике достаточно сложно отделить одну ста­дию развития группы от другой (иногда несколько стадий про­ходят одновременно). В процессе работы часто наблюдаются переходы с более высокой стадии развития группы на более низкую. Так при появлении нового члена группы возможны конф­ликты по поводу принятия им сложившихся неформальных норм поведения, распределения ролей в группе, лидерства и т.д.

Основными факторами, определяющими эффективность работы группы, являются:

♦ задачи, стоящие перед группой;

♦ внешние условия;

♦ возможности членов группы;

♦ гармоничное дополнение членов группы друг друга для
решения поставленных задач;

♦ структура группы;

♦ тенденции и динамика групповых процессов;

♦ степень компетентности и сплоченности группы как еди­ного организма

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...