Инвестиционная структура региона. Регулирование инвестиционной деятельности
На мой взгляд, одними из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Россию трудно отнести к развитым странам. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах – пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства. Согласно Законам РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта. Защита инвестиций гарантируется законом независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями: инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы; применение таких мер, возможно, лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду; инвестиции могут быть застрахованы. С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1928 определилось новое направление в государственной инвестиционной политике – финансовое участие государства в частных инвестиционных проектах. Указом предусматривается ежегодное выделение капитальных вложений на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80% собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, при этом собственные средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают право собственности на созданные объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.
На территории Тюменской области основным регулирующим законодательным актом является Закон «Об инвестиционной деятельности в Тюменской области». Данный закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области. Согласно Закону, субъектами инвестиционной деятельности признаются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие лица. Объектами инвестиционной деятельности на территории Тюменской области признаются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады и так далее. Согласно этому же Закону, инвестиционная программа Тюменской области состоит из трех блоков: 1. Социальный – целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, направленные на достижение положительного социального эффекта, целью которых не является извлечение прибыли. 2. Коммерческий – целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, целью которых является извлечение прибыли. 3. Инновационный – целевые программы и отдельные инвестиционные проекты, имеющие целью разработку и внедрение новых технологий, обеспечивающих ускоренное развитие производственной, социальной и финансовой сфер экономики области.
Государственной поддержкой в Тюменской области пользуются инвестиционные проекты, предполагающие размещение инвестиционных средств в следующие направления развития экономики Тюменской области: – целевые программы, входящие в инвестиционную программу Тюменской области и реализуемые в Тюменской области; – сферы экономики области, определяемые как приоритетные направления инвестиционной деятельности; – поддержка товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства в Тюменской области. Законодательство Тюменской области сформировало благоприятную инвестиционную инфраструктуру всего региона Кратко опишем сложившиеся тенденции инвестиционной структуры сначала в целом по Уральскому федеральному округу, а затем по Тюменской области. В отношении Уральского федерального округа изучение инвестиционной структуры особенно важно, учитывая его вклад в общероссийские показатели. В настоящее время доля федерального округа – 23% российских инвестиций в основной капитал и около 14% всех иностранных вложений в Россию. По степени инвестиционной активности субъекты Федерации, входящие в Уральский федеральный округ существенно дифференцированы. Инвестиционная структура различается между отраслями экономики и регионами, значительно сильнее, чем это наблюдалось в советский период или в настоящее время в экономиках развитых стран. Хотя региональные особенности инвестиционной структуры сформировались под влиянием экономико-географических особенностей территории и исторически сложившегося потенциала развития территории их своеобразие во многом связано с формированием нового экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития последних 12 лет. По степени инвестиционной активности регионы располагаются в приведенном выше порядке.
Рис. 3.1. Распределение инвестиций в основной капитал по субъектам Федерации, входящим в УрФО по итогам января – августа 2005 года, млн. руб.
Как видно из рис. 3.1, наибольшую долю в инвестиционной структуре занимают Ханты – Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область занимает долю – 4%, наименьшую долю занимает Курганская область.
Если представители первых двух групп это регионы с уровнем развития выше среднего, с экспортоориентированной и ресурсодобывающей направленностью, то в последних двух субъектах экономическая структура в больше степени ориентирована на внутренний рынок. В числе регионов с высоким уровнем инвестиционной активности устойчиво присутствуют основные регионы нефте- и газодобычи, нефтепереработки – Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, уступающие по объему инвестиций в основной капитал среди субъектов Российской Федерации лишь г. Москве. При этом если на Ямале и в Ханты-Мансийском автономном округе роль бюджетного финансирования незначительна, то в Москве доля средств московского бюджета составляет более половины всех инвестиций в основной капитал. Соотношение инвестиционных расходов бюджетов этих автономных округов и внебюджетных источников финансирования инвестиций в основной капитал в этих регионах составляет 1 к 17. Эти субъекты Федерации лидеры по объему инвестиций не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на душу населения. По объему инвестиций на душу населения Ханты-Мансийский автономный округ в 5 раз, а Ямало-Ненецкий – в 15 раз превышают среднероссийский уровень. В 1999–2003 годах благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и рост доходов от экспорта явился мощным фактором повышения инвестиционной активности в этих регионах. В 2002 г. со сравнению с 1998 годом инвестиции в Ханты-Мансийском автономном округе увеличились с 5,6 раза, а в Ямало-Ненецком – в 7,3 раза. Характерным для этих регионов является сохранение высокой доли промышленности в инвестиционных расходах. В Ханты-Мансийском автономном округе доля промышленности составляет более 70% инвестиций региона и в Ямало-Ненецком, соответственно, – более 60,0% несмотря на то, что автономные округа нельзя отнести к индустриально развитым территориям, однако интенсивное освоение разведанных запасов углеводородного сырья и рост инвестиций в топливную промышленность предопределил высокую инвестиционную привлекательность рейтинг этих территорий.
Помимо богатства природно-ресурсного потенциала уровень инвестиционной активности находится в зависимости от степени индустриализации региона. Очевидно, что развитая промышленность подразумевает отлаженную инвестиционную инфраструктуру, а крупные предприятия обеспечивают себе определенный объем инвестиций даже при неблагоприятных условиях. В эту группу регионов входят промышленно развитые Свердловская и Челябинская области. Здесь инвестиционная активность в основном характеризуется увеличением объема инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли промышленности. На мой взгляд, наименьший инвестиционный интерес представляют зоны аграрные регионы, а также территории, в промышленности которых основную роль играют средние и крупные предприятия военно-промышленного комплекса, пострадавшие в результате сокращения военного заказа и нерациональной политики конверсии. За годы экономических преобразований в наибольшей степени пострадали регионы с высокой концентрацией обрабатывающих отраслей, прежде всего, трудоемкого машиностроения, в том числе оборонного, а также легкой промышленности. Дополнительным фактором стала моноотраслевая специализация и вообще недостаточный уровень диверсификации экономики. Например, в Курганской области удельный вес машиностроения в общем объеме производства более 45%. Кризис этой отрасли во многом ответственен за критические характеристики социально-экономического положения региона. Очевидно, что если Тюменская область благодаря своей активной инвестиционной политике последовательно нивелирует негативное влияние вышеописанных факторов, то Курганской области ситуация обратная. Проведенный мной анализ инвестиционной структуры показал, что динамика инвестиций в значительной степени определялась скоростью и глубиной экономических и институциональных преобразований в отдельных отраслях и субъектах Федерации. Сопоставление динамики инвестиций по субъектам Федерации показывает, что хотя спад инвестиционной деятельности, во всех субъектах, входящих в УрФО, в наиболее острой форме он проявился как раз в Курганской области.
Такова дифференциация субъектов Федерации входящих в УрФО по объемам отечественных инвестиций в основной капитал. При анализе активности иностранных инвесторов ситуация несколько иная. Наиболее активно иностранные инвесторы действуют в регионах с крупными экономическими центрами, благоприятным законодательным полем и высоким инвестиционным потенциалом – это промышленно развитые регионы Урала – Свердловская и Челябинская область, а также Тюменская область.
Далее проводится анализ инвестиционной структуры непосредственно по Тюменской области. Инвестиционная инфраструктура – это совокупность институциональных форм, юридических и финансовых лиц обеспечивающих инвестиционный процесс. Банки являются наиболее значимой институциональной формой инвестиционной структуры области. На территории Тюменской области достаточно развита банковская система. Субъектами инфраструктуры инвестиционного рынка являются банки, товарно-сырьевые и фондовые биржи, финансово-инвестиционные фонды и компании, брокерские и дилерские фирмы. Страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, консалтинговые, аудиторские фирмы и др. На мой взгляд, развитие рыночной инфраструктуры создает условия для более широкого использования таких источников инвестиций, как долгосрочные кредиты. Сбережения населения, эмиссия ценных бумаг, средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других институциональных инвесторов. С точки зрения инвестиций, рыночная инфраструктура области еще недостаточно развита. Об этом свидетельствует низкая доля банковского капитала, институциональных инвесторов и средств населения в общем объеме инвестиций. Рассмотрим конкретный пример одного из наиболее крупных банков, функционирующих на территории Тюменской области – ОАО «Тюменьэнергобанк», являющегося на сегодня наиболее крупным инвестором. Банк был зарегистрирован в Центральном Банке 12.07.93 г. как АООТ «Строительный банк». Приказом ЦБ №15 от 16.03.99 г. с 26.03.99 г. переименован в ОАО «Тюменьэнергобанк». ОАО «Тюменьэнергобанк» относится к 1 категории финансово стабильных банков.
Таблица 3.3. Основные показатели деятельности ОАО «Тюменьэнергобанк»
Основные балансовые показатели свидетельствуют, что в течение 2004 года ОАО «Тюменьэнергобанк» стабилизировал активы, нарастив их почти на 30% до 1 201 млн. руб. Собственный капитал по состоянию на 1.01.2005 г. составил 237,5 млн. руб., увеличившись за год почти в 1,4 раза. Балансовая прибыль Банка составила 4 022 тыс. руб. с учетом принятых при присоединении убытков ОАО ТАСБ. Стабильность активно-пассивных операций Банка была обеспечена в определенной степени за счет улучшения структуры баланса. Чистая ссудная задолженность за год увеличилась в 2,3 раза, превысив 760 млн. руб. Расширение активных операций основывалось на дальнейшем расширении и диверсификации ресурсной базы. На конец года за счет собственных источников Банка покрывалось не более 27% размещенных активов против 32% на начало года. Все привлеченные средства обеспечены ликвидными активами, в том числе обязательными резервами в ЦБ РФ. Банк в полной мере соответствует требованиям Банка России в части достаточности капитала. Продолжена работа по укреплению информационно-технической платформы и материально-технической базы Банка. В течение отчетного периода ОАО «Тюменьэнергобанк» проводил активную кадровую политику, численность персонала выросла в 1,5 раза до 399 человек При этом валовые доходы Банка в расчете на одного сотрудника в среднем за год вырос в 1,6 раза, достигнув 772 тыс. руб. в год. ОАО «Тюменьэнергобанк» ведет свою деятельность строго в рамках действующего законодательства, что подтверждено данными многочисленных проверок надзорных и контролирующих органов. Достоверность ведения учета и отчетности подтверждена независимой аудиторской фирмой ООО «Аудит и консалтинг». В 2004 году ОАО «Тюменьэнергобанк» подтвердил свое место на рынке среди ведущих региональных банков Уральского федерального округа. По большинству параметров Банк входит в 20–25 ведущих коммерческих банков округа. Предлагаемый спектр услуг, сложившаяся клиентская база и финансовое состояние позволяют рассчитывать на рост роли Банка уже в ближайшей перспективе и на опережающий рост объема операций и получаемого дохода. Финансовый рост способствует тому факту, что банк к 2004 году выступает очень крупным инвестором большинства предприятий и организаций области. Прошедший год ознаменован активизацией сотрудничества с Администрацией Тюменской области по линии сопровождения программ инвестиционного кредитования промышленности и интегрированием в банковскую структуру филиальной сети присоединенного ОАО «Тюменский акционерный социальный банк». Кредитование является основным направлением размещения активов в ОАО «Тюменьэнергобанк». За 2004 год рассмотрено 455 заявок, выдано 412 кредитов, сумма кредитных вложений в течение 2004 года составила 3 017 млн. рублей. По сравнению с предыдущим 2003 годом объем кредитования увеличился на 41%. Размер клиентского кредитного портфеля на 01.01.2005 г. составил 664 млн. руб., в том числе по филиалам: Уральский филиал – 225 млн. руб., Сургутский филиал – 19 млн. руб. Структура выданных кредитов по срочности значительных изменений не претерпела. Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов, наряду с высокими кредитными рисками не позволяет осуществлять долгосрочное кредитование. Характерной особенностью ресурсной базы банка продолжает оставаться ее краткосрочный характер. Средний срок предоставления кредитов по банку в целом составил 136 дней по кредитам, предоставленным юридическим лицам и 248 дней по кредитам, предоставленным физическим лицам, что позволяет повышать качество показателей ликвидности банка. В структуре кредитного портфеля банка традиционно основное место принадлежит кредитам, выдаваемым юридическим лицам – 98%. Несмотря на то, что кредитование населения не является приоритетным направлением деятельности банка, объем кредитования физических лиц по сравнению с 2003 годом увеличился в 2,5 раза и составил на конец отчетного периода почти 28 млн. руб. ОАО «Тюменьэнергобанк» продолжает кредитование реального сектора экономики не только Тюмени, но и Челябинского, Курганского регионов. Кроме того, за истекший год банк существенно расширил кредитование реального сектора экономики на территории юга и севера Тюменской области в результате открытия дополнительных офисов в городах Ишиме и Тобольске. За 2004 год объем вложений составил: 1. в промышленность и сбытовую деятельность – 1 857 млн. руб. 2. строительство – 160 млн. руб. 3. физические лица – 50 млн. руб. 4. и прочие отрасли – 950 млн. руб. Большое внимание в течении 2004 года уделялось снижению рисков кредитных вложений и инвестиций, в соответствии с требованиями и методикой Центрального банка РФ созданы резервы на возможные потери по ссудам в сумме 42 млн. руб. Надежность и возвратность кредитов гарантируется тем, что основная часть ссудной задолженности является обеспеченной. Доля просроченной ссудной задолженности не превышает 1,3%. В 2004 году наметились позитивные сдвиги в реализации процентной политики. Средневзвешенная процентная ставка по действующим кредитам на начало 2005 года выросла по сравнению с прошлым периодом на 3% и составила 25,2% годовых. В 2004 году ОАО «Тюменьэнергобанк» принимал активное участие как банк-гарант в размещении бюджетных средств, направленных администрацией области на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса. Всего было размещено 243 млн. руб., что лишний раз свидетельствует о заинтересованности Банка в развитии местной экономики. В результате проведения кредитных операций с клиентами Банком за 2004 год получен доход в сумме 87 млн. руб. Кредитование является основным направлением размещения активов в ОАО «Тюменьэнергобанк».
Таблица 3.4. Кредитно-инвестиционная деятельность ОАО «Тюменьэнергобанк»
На мой взгляд, развитие рынка банковских услуг в России наглядно демонстрирует все большее значение таких форм поддержки развития бизнеса как финансовый инжиниринг, консультационное сопровождение финансовых технологий и проектов, реорганизации юридических лиц. В этой связи и в Тюменской области корпоративного финансирования команда специалистов банка, умело сочетая глубокое понимание современной ситуации в экономике страны и накопленный опыт в этой области, успешно реализовала ряд сделок, по сути, пока нестандартных и нетипичных для российских условий. В течение 2004 г. целеполагающими в области консалтинга являлась ориентация на крупных корпоративных клиентов машиностроительного, газодобывающего комплекса, предприятий стройиндустрии. В 2004 году инвестиционным департаментом разработана и начала воплощаться в жизнь концепция формирования индустриально-строительного холдинга. В ее рамках формируются производства по выпуску виброблоков, фанеры, начата реализация бизнес-проекта по монтажу деревообрабатывающего завода. Сформирован пакет и определены стратегические партнеры инвестиционных строительных проектов в гг. Тюмени, Сургуте. Проработаны и находятся в стадии оформления ряд перспективных и долгосрочных программ по участию Банка в «Уральском промышленном холдинге», по сотрудничеству со страховыми компаниями с «РЕСО-Гарантия», «Промышленно-страховая компания», «Западносибирская транспортная страховая компания» и другими. Таким образом, можно сделать вывод, что «Тюменьэнергобанк» влияет на инвестиционную политику региона посредством выдачи кредитов и инвестирования собственных средств в развитие различных сторон деятельности предприятий Тюменского региона. На мой взгляд, другим не менее значимым институтом, формирующим инвестиционную структуру Тюменской области является Тюменская Торгово-промышленная палата. В послекризисный период в развитии предпринимательства области, из-за отсутствия ассигнований из федерального бюджета на финансирование программ поддержки предпринимательской деятельности, сложилась ситуация, когда сложно реализовать прогрессивные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать предпринимателям заемные ресурсы на рынке. Как мне кажется, основная задача ТТПП – разработка предложений по формированию в области механизмов и сферы ответственности всех участников финансовой системы, включая назначение расходной части консолидированного бюджета Российской Федерации. При осуществлении деятельности ТТПП в части решения проблемы выделения Администрацией финансовых средств на поддержку местного предпринимательства в увязке с выделением таких средств из федерального бюджета необходимо учитывать, что предпринимательство развивается в конкретном регионе, наполняя его налоговую базу. В части использования финансовых средств, выделяемых из местного бюджета на поддержку предпринимателей, политика ТТПП ориентирована на то, чтобы эти средства направлялись не на поддержку конкретных проектов или отдельных предпринимательских структур, а на создание информационной, консалтинговой и другой инфраструктуры или направлялись в гарантийные фонды. В отношении проводимой в области финансово-кредитной и инвестиционной политики, следует учитывать тенденции в использовании источников финансирования предпринимательской деятельности по секторам экономики. Перспективным направлением деятельности ТТПП в этой сфере является разработка предложений по развитию в регионе системы гарантий по инвестиционным кредитам предпринимательским структурам через коммерческие банки. Предоставление гарантий и поручительств по кредитам в сфере предпринимательства позволяет повысить число проектов и программ, получивших одобрение Администрации. Этот путь более эффективен, нежели непосредственное предоставление ссуд из государственных и частных источников. Таким образом, в рамках данного параграфа работы была рассмотрена инвестиционная структура Тюменской области на примере инвестиционной деятельности банковского сектора и торгово-промышленной палаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|