Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные войны




 

Развитие информационных технологий ведет к глобальным переменам в политической и военной сфере. По мнению западных и отечественных политологов, это приведет в первой четверти XXI века к кардинальному изменению самого способа ведения войн и облику вооруженных сил. Массовые армии уступят место меньшим по численности вооруженным силам, укомплектованным исключительно профессионалами (прежде всего специалистам информационного противоборства). Масштаб предстоящих революционных изменений в военном деле сравнивают с глубинными переменами, имеющими место во времена оснащения европейских армий артиллерией и стрелковым оружием.

Технологическая революция привела к появлению термина "информационная эра" из-за того, что информационные системы стали частью нашей жизни и изменили ее коренным образом. Информационная эра также изменила способ ведения боевых действий, обеспечив командиров беспрецедентным количеством и качеством информации. Теперь командир может наблюдать за ходом ведения боевых действий, анализировать события и доводить информацию. Следует различать войну информационной эры и информационную войну. Война информационной эры использует информационную технологию как средство для успешного проведения боевых операций. Напротив, информационная война рассматривает информацию как отдельный объект или потенциальное оружие и как выгодную цель. Технологии информационной эры сделали возможной теоретическую возможность - прямое манипулирование информацией противника.

Качество информации - показатель трудности ведения войны. Чем более качественной информацией владеет командир, тем большие у него преимущества по сравнению с его врагом. Так в ВВС США анализ результатов разведки и прогноза погоды является основой для разработки полетного задания. Точная навигация увеличивает эффективность выполнения задания. Все вместе они являются видами военных информационных функций, которые увеличивают эффективность боевых операций.

 

 

Составные части информационной войны:

1) психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага.

2) электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию

3) дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях

4) физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.

5) меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях.

6) прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

Виды информационных атак:

Существует два способа повлиять на информационные функции врага - косвенно или напрямую. Проиллюстрируем разницу между ними на примере. Пусть нашей целью является заставить врага думать, что авиаполк находится там, где он совсем не находится, и действовать на основании этой информации таким образом, чтобы это было выгодно нам.

Косвенная информационная атака: используя инженерные средства, мы можем построить макеты самолетов и ложные аэродромные сооружения, и имитировать деятельность по работе с ними. Мы полагаемся на то, что противник будет наблюдать ложный аэродром и считать его настоящим. Только тогда эта информация станет той, которую должен иметь противник по нашему мнению.

Прямая информационная атака: если мы создаем информацию о ложном авиаполке в хранилище информации у противника, то результат будет точно такой же. Но средства, задействованные для получения этого результата, будут разительно отличаться. Другим примером прямой информационной атаки может быть изменение информации во вражеской базе данных об имеющихся коммуникациях в ходе боевых действий(внесение ложной информации о том, что мосты разрушены) для изоляции отдельных вражеских частей. Этого же можно добиться бомбардировкой мостов. И в том, и в другом случае вражеские аналитики, принимая решение на основе имеющейся у них информации, примут одно и то же решение - производить переброску войск через другие коммуникации.

Цели информационной войны:

Существуют три цели информационной войны:

- контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий(контринформация).

- использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага

- повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций

Примеры информационных войн:

· Примером информационной войны считается Холодная война 1946—1991 годов (точнее, её идеологический аспект). Часть исследователей считает, что распад СССР был обусловлен не только амбициями республиканских элит и экономическими причинами, но и применением странами Запада информационных методов, которые способствовали началу внутриполитических процессов (возможно, что и вызвали их), закончившихся перестройкой и распадом СССР[5].

· КГБ СССР осуществлял так называемые «активные мероприятия» по воздействию на зарубежное общественное мнение, а также на действия отдельных лиц, государственных и общественных организаций.

· Примером информационной войны также считаются и «информационно-психологические операции» (термин среди военных США), которые проводит Министерство обороны США в наше время, к примеру, в Ираке.

· Ярким примером информационной войны является конфликт Израиля и Палестины, который является глобальным, поскольку затрагивает интересы более десятка стран. Противоборствующие стороны используют в своих интересах разнообразные информационные ресурсы: печатную прессу, телевидение, радио, интернет (в том числе хакерские атаки).

ВЫВОД

 

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества – «информационности». Основным признаком и качественным параметром общества нового типа признана особая роль знания и основанных на нем технологий, доминирование информации, ускорение технического прогресса и др. Но вместе с новыми качествами обществу присущи и новые проблемы – информационные войны, информационный голод отсутствие информационной безопасности, отсутствие информационной культуры и т.д. Решить их возможно с помощью постепенной политики преобразований, проводимых государством в области правового регулирования информационной безопасности и защиты информации (например, с помощью ужесточения ответственности/наказания за нарушения в сфере информационной безопасности), в области регулирования действий СМИ (должна быть налажена система сдержек и противовесов, при этом оставлена свобода слова/гласность и т.д.), а также в области культурного воспитания граждан в условиях современного информационного общества.

 

8. Список литературы:

1. Указ Президента РФ о Совете при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ от 1 ноября 2008 г.

2. Решение заседания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в РФ от 12 февраля 2009 г

3. Окинавская хартия Глобального информационного общества

4. Официальный портал Правительства РФ. Режим доступа: www.economy.gov.ru

5. В.Н. Протасов «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства» М.: Новый Юрист, 1999

6. Парошин А.А. Нормативно-правовые аспекты защиты информации: Учебное пособие

7. Артамонов, Г. Государственное управление развитием информатизации в США/ Г. Артамонов, Б. Кристальный, Ю. Травкин // Информационные ресурсы России. - 1995. - №5.

8. Материалы Международной молодёжной научной конференции «Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации»

9. Петрова Е.А. Зарубежный опыт информатизации и особенности его реализации в россии // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 11 – стр. 31-35

10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. LXXXVI–CX

11. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003. С. 290.

12. Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot, Gower, 1985. Р. 123.LIV.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...