Меры по охране животного мира
В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся «вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами»; «природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности…». [1] Эти нормы распространяются и на животный мир, хотя в Конституции Российской Федерации прямо об этом не упоминается. Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», имеющий приоритетное значение в развитии российского экологического законодательства, к числу прочих объектов охраны от негативного воздействия человека относит и животных. [2] Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на Конституции Российской Федерации, указанном федеральном законе и состоит из Федерального закона «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. [3] Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» являются государственный учёт, государственный кадастр, государственный мониторинг объектов животного мира, государственный контроль в области воспроизводства и использования объектов животного мира, нормирование в области использования и охраны животного мира, государственные программы по охране объектов животного мира, государственная экологическая экспертиза.
Постановлением Правительства от 10 ноября 2008г. №843 в соответствии со статьёй 16 Федерального закона «О животном мире» было утверждено Положение о государственном контроле в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Данное Положение не распространяется на отношения по государственному контролю в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира. Государственный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. [17] Мне представляется, что этот инструмент правовой охраны животного мира является основным, поскольку если не будет соблюдаться законодательство в рассматриваемой сфере, то все остальные мероприятия по охране животного мира теряют свой смысл. В целях реализации Федерального закона «О животном мире» Правительством Российской Федерации было издано Постановление о порядке ведения государственного учёта, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира. Пользователи объектов животного мира обязаны вести учёт используемых ими объектов, объёмов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учёта соответствующих объектов животного мира. [8] Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. [3]
Государственный мониторинг - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно-обоснованного их использования. [3] Ведение государственного учёта, кадастра и мониторинга объектов животного мира важно для того, чтобы иметь представление об изменении и развитии животного мира для более точного планирования мероприятий по охране животного мира и быстрого реагирования в случае угрозы снижения численности или исчезновения отдельных видов животных. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении объёмов (лимитов) изъятия объектов животного мира и в установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. [3] Мероприятия по охране отдельных видов животного мира не должны наносить ущерба другим объектам животного мира и окружающей природной среде. В целях реализации требований законодательства осуществляются разработка и реализация специальных государственных программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира и среды их обитания. [3] Такие программы создаются на федеральном уровне и на уровне субъектов. Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996г. №698. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объёмы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. [3]
Принципиальное значение экологическая экспертиза имеет в связи с презумпцией потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Проведение экологической экспертизы необходимо в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на объекты животного мира. Основные меры по охране животного мира, законодательно закреплённые на федеральном уровне, могут уточняться в законодательстве субъектов федерации, а также различаться в зависимости от вида пользования животным миром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|