Основные фазы проектирования информационной системы
Теория информационных процессов и систем Денис Сергеевич.(E-mail: lucidus_land@inbox.ru)
Литература: 1. Петров В.Н. «Информационные системы» - учебник, изд. Питер, 2002г.; 2. Галискаров П.Г., Бабков С.П., Быков Д.О. «Теория информационные процессов и систем» -уч. пособие для вузов, 2005г.; 3. Стриковский В.А. «Теория систем»; 4. Мотов В.В., Куликовский Л.Ф. «Теория информационных процессов и систем» - уч. пособие для вузов.
Информационный процесс – это любой процесс, в котором присутствует хотя бы один из элементов приема информации, хранения, обработки и передачи. Информационная система – это любая система реализующая или поддерживающая информационный процесс. Классификация систем: 1. Классификация по масштабу (одиночные, групповые и корпоративные). Одиночные реализуются на автономном компьютере. Групповые ориентированы на коллективное использование информации с членами рабочей группы. Корпаративные ориентированы на крупные компании, могут поддерживать разнесенные узлы и сети. 2. Классификация по сфере применения (системы обработки транзакций, системы поддержки принятия решений, информационно-справочные системы и офисные информационные системы). Системы обработки транзакций можно разделить на: пакетную информационную систему и оперативная информационная система. 3. Классификация по способу организации (системы на основе архитектуры файл сервер, клиент сервер, многоуровневой архитектуры и на основе интернет технологий). Типовые информационные компоненты, информационные системы.
Архитектура файл-сервер
Сетевое разделение компонентов PS и PL отсутствует. Объектами разработки файл-серверных приложений являются компоненты приложения, определяющие логику диалога PL, а также логику диалога BL, и управления данными DL.
Архитектура клиент-сервер Предназначена для разрешения проблем файл-серверных приложений путем разделения компонентов приложения и размещение их там, где они будут функционировать более оперативно. Большинство конфигураций клиент сервер используют двухуровневую модель, в которой клиент обращается к услугам сервера. Предполагается, что диалоговые компоненты PS и PL размещаются на клиенте, компоненты управления данными DS и FS размещаются на сервере, а диалог PS и Pl и логика BL и DL на клиенте.
Многоуровневая архитектура Она стала развитием архитектуры клиент сервер и имеет 3 уровня: 1. Нижний (приложения клиентов выделенные для выполнения функция для предоставления логики PS и PL имеющий программный интерфейс для вызова приложений на среднем уровне); 2. Средний (представляет собой сервер приложений, на котором выполняется прикладная логика BL, из которого логика обработки данных DL выполняет операции с базой данных DS);
3. Верхний (представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных, выделенный для услуг обработки данных DS и файловых операций FS).
Требования, предъявляемые к операционным системам Операционная система должна соответствовать требования гибкости, надежности, эффективности и безопасности. Гибкость – способность к адаптации и дальнейшему развития, возможность приспособления к новым условиям и новым потребностям. Надежность информационной системы подразумевает её функционирование без искажения информации, без потери данных по техническим причинам. Обеспечивается созданием резервной копии, использованием современных программных средств. Эффективность – система является эффективной, если с учетом выделенных на ею ресурсов она позволяет решать возложенные на неё задачи в минимальные сроки. Безопасность – это свойство системы, в силу которого посторонние лица не умеют доступа к информационным ресурсам организации, кроме тех которые для них предназначены.
Жизненный цикл информационных систем В общем случае можно выделить 3 вида связи взаимодействия между подразделениями: Функциональные связи (выполняет определенные виды работ в рамках единого бизнес процесса); Информационные связи (подразделения обмениваются информацией друг с другом); Внешние связи (некоторые подразделения взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным). В общем случае процесс создания информационной системы может быть рассмотрен с двух точек зрения: 1. Описывает протоколы исполнения, последовательность действий. 2. По времени, или по стадии жизненного цикла разрабатываемой системы. Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых означает завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и организационной структуре. Можем выделить некоторые характерные черты: изменчивость, комплексность и правовое обеспечение. Также можем классифицировать проекты:
1. Класс проекта – различают монопроект (отдельный проект, может быть любого типа и масштаба) и мультипроект (комплексный из нескольких монопроектов). 2. Тип проекта – выделяют 5 основных типов: технический, организационный, экономический, социальный и смешанный. 3. Масштаб проекта – определяется размером бюджета и количеством участников, бывают большие и малые проекты.
Основные фазы проектирования информационной системы Каждый проект в независимости от сложности и объема работ необходимых для его выполнения проходит в своем развитии определенные состояния, от состояния когда проекта еще нет и до состояния когда проекта уже нет. Можем выделить фазы развития информационной системы: формирование концепции, подготовка технического задания, проектирование, разработка и ввод системы в эксплуатацию. 1. Концептуальная фаза – определение проекта и разработка его концепции, включает формирование идеи, постановку целей, формирование ключевой команды проекта, изучение мотивации и требование заказчика и других участников, сбор исходных данных и анализ существующего положения, определение основных требований и ограничений требуемых материалов финансово-трудовых ресурсов, сравнительную оценку альтернатив, представление предложений их экспертиза и утверждение. 2. Подготовка технического задания – уточнение технического предложения в ходе переговоров. Общее содержание работ в данной фазе следующие: разработка основного содержания базовой структуры проекта, разработка и утверждение технического задания, планирование декомпозиций базовой структуры модели проекта, составление сметы бюджета проекта, определение потребности в ресурсах, разработка календарных планов, подписание контракта с заказчиком и ввод в действие средств коммуникации участников проекта и средств контроля за ходом работ. 3. Проектирование – определяются подсистемы, их взаимосвязи, подбираются наиболее эффективные способы выполнения проекта и использования ресурсов. Характерная работа этой фазы следующая: выполнение базово-проектных работ, разработка частных технических заданий, выполнение концептуального проектирования, составление технических спецификаций и инструкций, представление проектной разработке, экспертиза и утверждение.
4. Разработка – производится координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется разработка подсистем, их объединение и тестирование. Характерная работа этой фазы: выполнение работ по разработке программного обеспечения, подготовка к внедрению системы, контроль и регулирование основных показателей объекта. 5. Ввод системы в эксплуатацию – проводятся испытания, идет опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта, ведутся переговоры о новых проектах. Основные виды работ: комплексные испытания, подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы, подготовка рабочей документации, сдача систем заказчику и ввод её в эксплуатацию, сопровождение, поддержка и сервисное обслуживание, оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов, разрешение конфликтных ситуаций, накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определения направления развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|