Министерство образования и науки Российской Федерации
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет военного обучения
Кафедра «Танковых войск»
Экз. № ____
Только для преподавателей
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения учебных занятий по теме №1
учебной дисциплины «Строевая подготовка»
«ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПЕРЕД
ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ»
Обсуждена на заседании
ПМК №
Протокол № _____
от «___» ________ 2014 г
Челябинск
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры танковых войск
полковник _____________ А. Келлер
«_____» _________________ 20___ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения учебных занятий по теме № 1
учебной дисциплины «Строевая подготовка»
«ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПЕРЕД
ПОСТРОЕНИЕМ И В СТРОЮ»
(Специальность 824, 825)
Общие организационно-методические указания
Строи и управление ими.Порядок проверкиисправности своего оружия, вооружения и военной техники, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь товарищу в устранении замеченных недостатков; место в строю, порядок его занятия и действия в движении; поведение в строю; передача приказаний и команд.
Объем учебного материала:
Развернутый и походный строи отделения. Построения, перестроения, повороты, перемещения и выполнение приемов с оружием. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Развернутый и походные строи взвода. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Развернутый и походный строи роты. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Развернутый и походный строи батальона. Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Учебные и воспитательные цели:
1. Ознакомить студентов с положениями строевого устава,
2. Научить студентов выполнять строевые приемы на месте, двигаться строевым шагом и изменять скорость движения;
3. Воспитывать у студентов дисциплинированность и уважение к строю.
План изучения темы:
№
занятия
Наименование
занятия
Расчет
времени,
час
Вид
занятия
Метод
проведения
Место
проведения
Обязанности военнослужащего перед построением и в строю
групповое
Рассказ, показ
Строевой плац с нанесенной разметкой
Организационно-методические указания:
Обучаемый должен знать начальные навыки в правильном и четком выполнении строевых приемов и действий без оружия и с оружием, слаженых действий в составе подразделений в пешем порядке и на машинах; правильном ношении военной формы одежды и всегда иметь образцовый внешний вид;
Занятие 1:
Объем учебного материала:
Строи и управление ими.Порядок проверкиисправности своего оружия, вооружения и военной техники, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь товарищу в устранении замеченных недостатков; место в строю, порядок его занятия и действия в движении; поведение в строю; передача приказаний и команд.
Учебные и воспитательные цели:
4. Ознакомить студентов с положениями строевого устава,
5. Научить студентов выполнять строевые приемы на месте, двигаться строевым шагом и изменять скорость движения;
6. Воспитывать у студентов дисциплинированность и уважение к строю.
Время: 1 час.
Место проведения: плац
Метод проведения: рассказ, показ.
Учебная литература:
1. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, М., Воениздат, 2008г.
2. Особенности военной службы, учебное пособие, ч. 2, «Армпресс», М., 2001г.
Материально-техническое обеспечение:
1. Оборудованный плац с плакатами и зеркалами.
Организационно-методические указания:
1. Учебный взвод к месту занятия выходит в походном строю;
2. Руководитель занятия принимает рапорт от командира взвода (дежурного по взводу), затем выстраивает взвод в развернутый двухшереножный строй, объявляет тему, цель занятия и учебные вопросы;
3. Руководитель начинает занятие с повторения ранее изученных приемов, а затем приступает к изучению нового приема и тренировке.
4. Разучивание нового строевого приема руководитель начинает с показа в целом, а затем по элементам в медленном темпе и в нормальном темпе;
5. Закончив показ и убедившись, что обучаемые поняли прием, руководитель приступает к разучиванию строевого приема сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом;
6. Когда прием разучен приступить к тренировке попарно и самостоятельно;
7. Для проведения тренировки руководитель становится внутрь квадрата, а по его периметру располагается взвод;
8. Заметив ошибку в выполнении приема одним из студентов, руководитель подходит к нему и, находясь с ним рядом, тренирует его, а остальной личный состав продолжает тренировку самостоятельно;
9. Если в ходе тренировки одну и ту же ошибку допускают несколько студентов, руководитель прекращает тренировку и вновь показывает прием, после чего тренировка продолжается;
10. При проведении попарной тренировки студенты (в паре) поочередно выступают в роли командира;
11. Руководитель занятия контролирует действия студентов, переходя от одной пары к другой, исправляет допускаемые ими ошибки, ставит оценку каждому за основные строевые приемы;
12. В заключительной части подводит итоги занятия и выдает задание на совершенствование приемов в отведенное распорядком дня время.
Порядок проведения занятия и расчет времени
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ……………………..……….………………………….. 5 мин
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………..………………..……….80 мин
1. Строи и управление ими.…………………………………………………40 мин
2. Порядок проверкиисправности своего оружия, вооружения и военной техники, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения; заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь товарищу в устранении замеченных недостатков; место в строю, порядок его занятия и действия в движении; поведение в строю; передача приказаний и команд.…………………………………………40 мин
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………………..………5 мин
Учебные вопросы, краткое содержание и отводимое время
Методические указания
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ……………………………5 мин
1. Принять рапорт от дежурного по взводу;
2. Проверить готовность взвода к занятию (наличие личного состава проверить перекличкой по журналу или докладом командира взвода; наличие материального обеспечения - по докладу учебного мастера и дежурного по взводу);
3. Ответить на вопросы студентов, возникшие при самостоятельном изучении материала темы;
4. Объявить тему занятия, учебные цели, увязать материал предыдущего занятия с текущим,
5. Довести порядок проведения занятия, материальное обеспечение и учебную литературу, используемую при его проведении.
Форма рапорта в соответствии с "Инструкцией по организации учебного процесса на военных кафедрах".
Ответить на общие вопросы студентов.
Показать плакаты, пособия и литературу
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………….80 мин
1. Строи и управление ими …………….40 мин
1. Строй- установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и воинских частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
2. Шеренга- строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
3. Фланг- правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
4. Фронт- сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).
5. Тыльная сторона строя- сторона, противоположная фронту.
6. Интервал- расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
7. Дистанция- расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и воинскими частями.
8. Ширина строя- расстояние между флангами.
9. Глубина строя- расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
10. Двухшереножный строй- строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первойи второй. При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд- два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
11. Одношереножный и двухшереножный строимогут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутомстрою военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутомстрою военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
12. Колонна- строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны применяются для построения подразделений и воинских частей в развернутый или походный строй.
13. Развернутый строй- строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.
Развернутый строй, как правило, применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
14. Походный строй- строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, про хождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
15. Направляющий- военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий- военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
16. Управление строемосуществляется командами и приказаниями, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды и приказания могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей.
Управление в машинеосуществляется командами и приказаниями, подаваемыми голосом и с помощью средств внутренней связи.
В строю старший командир находится там, откуда ему удобнее командовать. Остальные командиры подают команды, оставаясь на местах, установленных Уставом или старшим командиром.
Командирам подразделений от роты и выше в походном строю батальона и полка разрешается выходить из строя только для подачи команд и проверки их исполнения.
17.Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.
Предварительная командаподается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.
При выполнении приемов с оружием в предварительной команде при необходимости указывается наименование оружия.
Например: «Автоматы на - ГРУДЬ». «Пулеметы на ре-МЕНЬ»и т. д.
Исполнительная команда(в Уставе напечатана крупным шрифтом) подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называется наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего.
Например: «Взвод(3-й взвод) - СТОЙ». «Рядовой Петров, кру-ГОМ».
Голос при подаче команд должен соразмеряться с шириной и глубиной строя, а доклад произноситься четко, без резкого повышения голоса.
18.Сигналы для управления строем и сигналы для управления машиной указаны в приложениях 3 и 4 к настоящему Уставу.
При необходимости командир может назначать дополнительные сигналы для управления строем.
19.Команды, относящиеся ко всем подразделениям, принимаются и немедленно исполняются всеми командирами подразделений и командирами (старшими) машин.
При передаче команды сигналом предварительно подается сигнал «ВНИМАНИЕ»,а если команда относится только к одному из подразделений, то подается сигнал, указывающий номер этого подразделения.
Готовность к принятию команды сигналом обозначается также сигналом «ВНИМАНИЕ».
Получение сигнала подтверждается его повторением или подачей соответствующего сигнала своему подразделению.
20.Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ».По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
21.При обучении допускаются выполнение указанных в Уставе строевых приемов и движение по разделениям, а также с помощью подготовительных упражнений.
Например: «Автомат на грудь, по разделениям: делай- РАЗ, делай- ДВА,делай - ТРИ». «Направо, по разделениям: делай- РАЗ, делай- ДВА».
22.При формировании сборных команд производится их строевой расчет на подразделения.
Для расчета военнослужащие выстраиваются в одношереножный или двухшереножный строй и рассчитываются по общей нумерации, как указано в ст. 85 настоящего Устава. После этого в зависимости от численности команды производится последовательно расчет на роты, взводы и отделения и назначаются командиры этих подразделений.
Для участия в парадах, а также в других случаях подразделение по приказу командира может строиться в общую колонну по три, по четыре и более. При этом построение производится, как правило, по росту.
23.Построение подразделений производится по команде «СТАНОВИСЬ»,перед которой указывается порядок построения.
Например: «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ».
По этой команде военнослужащий должен быстро занять свое место в строю, набрать установленные интервал и дистанцию, принять строевую стойку.
24. При подаче команд для подразделений родов войск и специальных войск вместо наименований «отделение», «взвод», «рота», «батальон» и «полк» указываются наименования подразделений и воинских частей, принятые в родах войск и в специальных войсках видов Вооруженных Сил.
2. Порядок проверки исправности своего оружия, вооружения и военной техники, боеприпасов, средств защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения, Заправка обмундирования, подгонка снаряжения, помощь товарищу в устранении замеченных недостатков, место в строю, порядок его занятия и действия в движении, поведение в строю, передача приказаний и команд…………………………40 мин.
Обязанности солдата (матроса)
160. Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества. Он подчиняется командиру отделения.
161. Солдат (матрос) обязан:
глубоко сознавать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово исполнять обязанности военной службы и соблюдать правила внутреннего порядка, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно;
оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия;
заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены;
в совершенстве знать и иметь всегда исправные, обслуженные, готовые к бою оружие и военную технику;
соблюдать требования безопасности военной службы на занятиях, стрельбах, учениях, при обращении с оружием и техникой, несении службы в суточном наряде и в других случаях;
знать нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного гуманитарного права в пределах установленного для солдат (матросов) правового минимума, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил - участника боевых действий, а также соответствующие международно признанным средствам опознавания знаки различия и сигналы;
аккуратно носить обмундирование, своевременно производить его текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте;
при необходимости отлучиться спросить на это разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии;
при нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.
Перед построением и в строю.
25. Командир обязан:
указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;
проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (воинской части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента;
проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;
поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
при подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
при построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимых (буксируемых) вооружения и военной техники и укладки военного имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.
26. Военнослужащий обязан:
проверить исправность закрепленных за ним оружия и боеприпасов, вооружения и военной техники, средств индивидуальной защиты и индивидуальной бронезащиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
в строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;
передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.
Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.
42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.
Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.
43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: "Есть" - и затем выполняет его.
При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, - обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.
Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.
О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.
Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ………5 мин
1. Напомнить тему, какие вопросы рассмотрены, цели, цели занятия, как они достигнуты.
2. Ответить на вопросы студентов.
3. Объявить итоговые оценки студентам, подвергавшимся опросу во время занятия, отметить отличившихся. Указать общие недостатки.
4. Объявить тему следующего занятия.
5. Выдать задание на самоподготовку.
При отсутствии вопросов у обучаемых задать 1-2 вопроса по пройденной теме.
Оценки выставить в журнал учета занятий.
Пояснить, какие статьи знать близко к тексту, а какие - по содержанию.