Урок № 1.5.3. Тема: «Кузов легкового автомобиля и автобуса»
ТО и ремонт автомобильного транспорта Тема 1.5 «Устройство и основы теории ходовой части и механизмов управления» Урок № 1.5.3. Тема: «Кузов легкового автомобиля и автобуса»
Кузов легкового автомобиля выполняет две функции: 1) образует замкнутое пространство для размещения водителя, пассажиров и багажа; 2) целиком или частично (при наличии рамы) служит несущей системой. К кузовам легковых автомобилей предъявляются не только эстетические требования, но и аэродинамические, так как при движении легкового автомобиля с большой скоростью значительная часть мощности его двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха. Чтобы уменьшить сопротивление, кузову необходимо придать обтекаемую форму. Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную конструкцию. Кузов можно представить состоящим из двух частей: верхней, или собственно кузова, и нижней — основания, включающего в себя панель пола и образующего вместе с порогами, усилителями и рамой (при ее наличии) базу для крепления двигателя, трансмиссии и ходовой части. По конструкции кузова легковых автомобилей могут быть трехобъемными, двухобъемными и однообъемными (рис. 1). У трехобъемного кузова имеется три отсека: для двигателя, пассажиров и багажа. У двухобъемного кузова два отсека: в одном может находиться двигатель, а в другом — пассажиры и багаж. Если отсеки для двигателя, пассажиров и багажа объединяются в одно целое с кузовом, такой автомобиль называется однообъемным. Рис. 1. Конструкции кузовов легковых автомобилей Типы кузовов автомобилей рассмотрены в теме 1.1.3. «Основные технические характеристики легковых автомобилей» «Основные технические характеристики легковых автомобилей»
По конструктивным особенностям кузова легковых автомобилей делят на каркасные и несущие. Каркасный кузов представляет собой пространственную стержневую систему, выполненную из замкнутых тонкостенных профилей, к которым прикреплены наружные и внутренние панели. Каркас несущих кузовов (рис. 2) жестко соединен с панелями электродуговой сваркой в 6... 10 тыс. точек. Такой кузов имеет неразъемный стальной корпус 1, к которому прикреплены капот 2 двигателя, передние 5 и задние 3 двери и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т. д.). Корпус кузова представляет собой жесткую сварную конструкцию. Она состоит из предварительно собранных узлов: основания 10, левой и правой боковин 7 с задними крыльями, передних крыльев 6, крыши 8 и задней части корпуса 9. Основание кузова усилено продольными балками и поперечинами. С основанием соединены передняя и задняя части кузова. Боковины и крыша цельноштампованные. Кузова в основном изготовляют из низкоуглеродистой стали толщиной 0,6... 1,5 мм, имеющей хорошую штампованность и свариваемость. Для этой цели используют также алюминиевые сплавы и пластмассы. Хорошему обзору дороги в непосредственной близости от автомобиля способствует низко опущенный капот двигателя. Для защиты пассажиров и водителя от пыли, влаги, низких и высоких температур кузов должен быть герметичным. С этой целью применяют специальную изоляцию. Рис. 2. Кузов автомобиля ВАЗ-2121: 1 — корпус; 2 — капот двигателя; 3 — задняя дверь; 4 — багажное отделение; 5 — передняя дверь; 6 — переднее крыло; 7 — боковина; 8 — крыша; 9 задняя часть корпуса;10 — основание.
Кузова автобусов классифицируют по способу восприятия статических (изгибных) нагрузок: рамный (статическая нагрузка и реакции подвески воспринимаются рамой, эластично-соединенной с кузовом); с несущим основанием (статическая нагрузка и реакции воспринимаются преимущественно основанием, жестко связанным с кузовом); несущий (статическая нагрузка полностью распределяется по всем его элементам).
Масса кузова с оборудованием составляет 47...53 % снаряженной массы автобуса. Преимущество рамной конструкции — возможность унификации с грузовым автомобилем, недостаток — большая собственная масса. Переход от рамной конструкции к несущему кузову обеспечивает уменьшение массы автобуса на 1000... 1400 кг. Кузова автобусов могут быть одно- и двухэтажными, открытыми и закрытыми. Современные автобусы большей частью имеют цельнометаллические каркасные кузова вагонного типа, которые позволяют наиболее рационально использовать площадь салона для размещения пассажиров. Городские автобусы имеют два ряда сидений, центральный проход значительной ширины и широкие двери, обеспечивающие быстрый и удобный вход и выход пассажиров. Пригородные автобусы отличаются от городских большим числом мест для сидения. В международных и туристических автобусах, предназначенных для круглогодовых перевозок пассажиров в любое время года на дальние расстояния, для удобства пассажиров устанавливаются регулируемые сиденья, предусматриваются улучшенные вентиляция и отопление, пассажирское помещение радиофицировано, имеются багажные отделения. Несущие кузова автобусов по конструктивным элементам подобны кузовам легковых автомобилей, но имеют существенные отличия. В автобусных кузовах чаще, чем в кузовах легковых автомобилей, используется алюминий в виде листов и различных профилей. Соединение элементов кузова между собой обычно осуществляется заклепками. Каркас кузова автобуса состоит в основном из продольных и поперечных элементов, к которым заклепками или точечной сваркой (при стальных деталях) прикрепляются наружные панели, часто представляющие собой плоские листы металла. Поперечные элементы каркаса, образующие жесткую рамку, называются шпангоутами, продольные элементы каркаса — стрингерами. Кузов автобуса состоит из стержневого каркаса и листовой обшивки (рис. 3).
Рис. 3. Каркас кузова автобуса.
Несущая конструкция автобуса, каркас кузова которого состоит из жестких шпангоутов и соединяющих их стрингеров, образует конструкцию, имеющую высокие показатели жесткости (каркасный кузов). Из-за наличия пассажирских дверей силовая схема автобусного кузова обычно не симметрична, и для придания всей структуре необходимой жесткости дверные проемы усиливаются по периметру дополнительными деталями. Основание автобусного кузова, как правило, выполняется в виде самостоятельно работающей системы, на которую устанавливается каркас кузова, который в этом случае воспринимает относительно небольшую нагрузку. Такое основание называется несущим или интегральным. Интегральное основание позволяет вносить изменения в конструкцию кузова и выпускать одновременно автобусы с различными кузовами. Пространство между отдельными элементами интегрального основания используют для размещения топливных баков, ресиверов пневмосистемы, аккумуляторных батарей и других устройств, а на междугородних и туристских автобусах — для размещения багажа. Элементы обшивки соединены с соответствующими элементами каркаса, образуя плоские или изогнутые панели. Продольные элементы каркаса бортов кузова называют поясами. При этом выделяют подоконный, надоконный и нижний обвязочный пояса. Пояса продолжаются на передних и задних частях кузова. Вертикальные элементы каркаса бортов, передней и задней частей кузова называют стойками. При изготовлении кузовов автобусов часто используют «сэндвич»-панели. Они состоят из двух параллельных тонких пластин (из стали, алюминиевых сплавов или пластмассы) и расположенного между ними среднего слоя — наполнителя (из древесины, пропитанной и формованной бумаги, пенопласта). Все слои соединяют специальным клеем.
Д.З. 1. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Стр. 174. 2. Богатырев А.В. и др. Автомобили. Стр. 314.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|