Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ прибыли и рентабельности предприятия за отчётный период




 

Анализ формирования и распределения прибыли.

 

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и

финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в

системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные

показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в

форме №2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним

относятся:

•прибыль (убыток) от реализации продукции;

•прибыль (убыток) от прочей реализации;

•доходы и расходы от внереализационных операций;

•балансовая прибыль;

•налогооблагаемая прибыль;

•чистая прибыль и др.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную

эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются

показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике

составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт

финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение

проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт

прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом,

банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели

прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой

деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности

и финансового благополучия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это

балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата

от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации;

сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в

качестве обязательных элементов исследование:

1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период

(«горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за

отчётный период).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений

(«вертикальный анализ» показателей).

3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).

4. Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей

финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый

анализ» показателей). Для проведения вертикального и

горизонтального анализа рассчитаем таблицу 1 (См. приложение),

используя данные отчётности предприятия из формы №2.

Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2000 году

существенно увеличилась по сравнению с 1999 годом на 62 374 руб. или в 6

раз. В 1999 году прибыль по сравнению с 1998 годом наоборот резко

снизилась на 1 726 460 руб. или в 159 раз. Таким образом, наметилась

положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

Увеличению балансовой прибыли способствовало:

Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 43.648

руб. или на 76,5%.

На вышеуказанное увеличение повлияло:

Появившаяся статья доходов - «Проценты к получению» в сумме 7 966

руб., что увеличило балансовую прибыль на 10,8%.

Превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным

изменением операционных расходов на 37 707 руб. (129 481 – 91 783).

Снижению балансовой прибыли способствовало:

Убыток от внереализационных операций в сумме 27 409 руб., снизивший

балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 1999 годом

в отчётном году произошло снижение данного убытка на 18 726 руб. или

почти в 3 раза;

Незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 2

026 руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.

Таким образом, факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме. были

перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило

рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6

раз.

 

2.2. Анализ рентабельности.

 

В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности

продукции (услуг), характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её

производства. Показатели рентабельности являются относительными

характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности

предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия,

измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической

среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они

являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки

финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели

рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и

ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в

следующие группы:

1. Рентабельность услуг, продаж (показатели оценки эффективности

управления);

2. Рентабельность производственных фондов;

3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной

деятельности).

1.Рентабельность продукции.

Рентабельность продукции (услуг) показывает, сколько прибыли приходится на

единицу реализованной продукции (услуги). Рост данного показателя является

следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной

продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных

ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более

быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие

показатели:

o Рентабельность всей реализованной продукции (услуг), представляющую собой

отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её

реализации (без НДС);

o Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке

от реализации продукции (без НДС);

o Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как

отношениечистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

o Рентабельность отдельных видов услуг. Отношение прибыли от

реализации данного вида услуги к ее продажной цене.

Расчёт данных показателей по ТЦ «Геомониторинг-Смоленск» представлен в таблице 2

(См. приложение).

 

На основе расчётов можно сделать следующие выводы.

Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в 1999

до 0,97 в 2000 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в

2000 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки

балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по

сравнению с 1998 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 1999 год до 0,19

(т.е. на 23,11%).

Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в 2000

году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о

том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в 2000 году на

1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой

прибыли.

Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный

период на 1% и составила к концу 2000 года 2,6%. Это значит, что в конце

отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку

меньше прибыли от реализации.

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции

очень низкие.

В 1999г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за

неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения

убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции

существенно снизились.

2.Рентабельность вложений предприятия.

Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель

рентабельности, который показывает эффективность использования всего

имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой

прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько

эффективно оно используется.

2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;

3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить

зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером

прибыли, полученной от их использования.

4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая

эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

 

5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность

использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на

длительный срок.

Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 3 (См.

приложение).

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 1999г.

все показатели рентабельности вложений ТЦ «Геомониторинг-Смоленск» упали по сравнению с

1998г., то в 2000 году произошла противоположная ситуация. Все показатели

рентабельности вложений увеличились.

Общая рентабельность вложений в 1999г упала с 35,8% в 1998г. до 0,26%,

в 2000 году возросла до 1,12%. То есть на 1руб. стоимости имущества

предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли.

Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия,

что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов

предприятия в 1999г-2000г.

Рентабельность собственных средств также невысока и в течении 1999

года упала с 32,2% до 0,22, то есть в 146 раз и в 2000 году увеличилась

лишь на 1,43%. Динамика этого показателя за последние годы позволяют

сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали

недостаточно хороший результат. Рентабельность перманентного капитала и его

динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия

долгосрочных заёмных средств.

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений

предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно

эффективном вложении средств ТЦ «Геомониторинг-Смоленск».

 

Из приведенных выше расчетов видно, что в 2000 году на ТЦ «Геомониторинг-Смоленск».

ЭФР отрицательный, так как дифференциал меньше нуля. Такой эффект дает не

приращение, а вычет из рентабельности собственных средств. Для того, чтобы

ЭФР стал положительным, а дифференциал больше нуля, необходимо увеличивать

экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо

сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения

себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных

средств, что также даст увеличение массы прибыли. Предприятие не использует

ЭФР для регулирования (повышения) рентабельности собственных средств, хотя

такая необходимость существует.

 

Таблица 1. Анализ прибыли отчётного года (руб).| |Код |За |За |Отклонения ||Наименование показателя | |отчётный|предыдущ| || | | |ий | || |стр. |Год |Год |+ / - |% ||1. Выручка от реализации |010 |7 504 |5 649 |+1 855|132,8 ||товаров, работ услуг (за | |492 |432 |060 | ||минусом НДС, акцизов и | | | | | ||аналогичных обязательных | | | | | ||платежей (В). | | | | | ||2.Себестоимость реализации |020 |6 396 |4 341 |2 055 |147,3 ||товаров, продукции, работ, | |664 |500 |164 | ||услуг (С). | | | | | ||3. Коммерческие расходы |030 |300 612 |441 138 |-140 |68,1 ||(КР). | | | |526 | ||4. Управленческие расходы |040 |607 712 |665 264 |-57 |91,3 ||(УР). | | | |552 | ||5.Прибыль (убыток) от |050 |199 504 |201 530 |-2 026|99 ||реализации (стр. | | | | | ||010-020-030-040) (Пр) | | | | | ||6. Проценты к получению. |060 |7 966 | |7966 | ||7.Проценты к уплате. |070 | | | | ||8.Доходы от участия в |080 | | | | ||других организациях (ДрД). | | | | | ||9.Прочие операционные |090 |150 170 |20 689 |129 |В 7,2 ||доходы (ПрД). | | | |481 |раз ||10.Прочие операционные |100 |256 997 |165 224 |91 773|155,5 ||расходы (ПрР). | | | | | ||11.Прибыль (убыток) от |110 |100 643 |56 995 |43 648|176,5 ||финансово- хозяйственной | | | | | ||деятельности(стр. 050 + | | | | | ||060-070+080+090-100) | | | | | ||(Пфхд). | | | | | ||12.Прочие внереализационные|120 | | | | ||доходы. | | | | | ||13. Прочие |130 |27 409 |46 135 |-18 |59,4 ||внереализационные расходы | | | |726 | ||(ВнР). | | | | | ||14.Прибыль (убыток) |140 |73 234 |10 860 |62 374|В 6 раз ||отчётного периода (стр. | | | | | ||110+120-130) (Пб). | | | | | ||15.Налог на прибыль (НП). |150 |12 587 |2 759 |9 792 |В 4,5 || | | | | |раза ||16.Отвлечённые средства |160 |121 047 |258 013 |-136 |46,9 ||(ОтС). | | | |966 | ||17.Нераспределённая прибыль|170 |-60 400 |-249 912|-310 |24,2 ||(убыток) отчётного периода | | | |312 | ||(стр. 140-150-160) (Пн). | | | | | | Таблица 2. Показатели рентабельности продукции ООО “Дубрава”. (руб).| | | | | | ||Показатели |Расчет |1998 |1999 |2000 |Отклонения + || | | | | |/- || | | | | |1999 от|2000 от|| | | | | |1998 |1999 ||1.Выручка от |стр.010 |7 459 |5 649 |7 504 |-1 810 |1 855 ||реализации | |444 |432 |492 |012 |060 ||товаров, работ, | | | | | | ||услуг (без НДС, | | | | | | ||акцизов и | | | | | | ||аналогичных | | | | | | ||обязательных | | | | | | ||платежей). | | | | | | ||2. Прибыль от |стр.050 |1 622 |201 530|199 504 |-1 421 |-2 026 ||реализации. | |552 | | |022 | ||3. Балансовая |стр.140 |1 737 |10 860 |73 234 |-1 726 |62 374 ||прибыль. | |320 | | |460 | ||4. Чистая |с.140-15|1 142 |8 1014 |60 647 |-1 133 |52 546 ||прибыль. |0 |091 | | |990 | ||Расчетные показатели (%) ||1. Рентабельность|стр.050 |21,7 |3,6 |2,6 |-18,1 |-1 ||всей |стр.010 | | | | | ||реализованной | | | | | | ||продукции. | | | | | | ||2. Общая |стр.140 |23,3 |0,19 |0,97 |-23,11 |0,78 ||рентабельность. |стр.010 | | | | | ||3. Рентабельность|с.140-15|15,3 |0,14 |0,8 |-15,16 |0,66 ||продаж по чистой |0 | | | | | ||прибыли. |стр.010 | | | | | | Таблица 3. Показатели для расчёта рентабельности (руб).|Показатели |Код стр. |1998 |1999 |2000 ||1.Прибыль балансовая |140 (Ф №2) |1 737 320 |10 860 |73 324 ||2. Прибыль чистая |140-150 (Ф |1 142 091 |8 101 |60 647 || |№2) | | | ||3. Среднегодовая стоимость|399 (Ф №1) |4 847 436 |4 208 746 |6 514 ||имущества | | | |241 ||4. Собственные средства |490 (Ф №1) |3 544 562 |3 667 076 |3 667 || | | | |076 ||5. Доходы от участия в |080 (Ф №2) |- |- |- ||других организациях | | | | ||6.Долгосрочные финансовые |140 (Ф №1) |20 142 |20 142 |20142 ||вложения | | | | ||7.Долгосрочные заёмные |590 (Ф №1) |- |- |- ||средства | | | | |

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...