Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика корпоративного права ЕС.




Свобода учреждения и свобода экономической деятельности являются основными принципами функционирования Общего европейского рынка, провозглашенными еще в главе 2 Раздела III Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС. Компании и коммерческие организации обязаны иметь эти права и пользоваться ими, таким образом, целями корпоративного права ЕСявляются, с одной стороны, предоставление компаниям возможности осуществлять деятельность на территории ЕС для достижения целей функционирования Общего рынка и целей создания наднациональных европейских форм, с другой стороны, обеспечение процесса гармонизации законодательства государств - членов ЕС, а также минимизации возникающих в связи с этим проблем. А таких проблем немало, ведь в состав ЕС входят государства как с континентальной системой права, так и с англосаксонской (прецедентной) системой права. Задача тем более осложнилась с недавним расширением ЕС до 25 государств-членов.

В соответствии с положениями данных документов всем гражданам Европейского Союза гарантированы четыре основные свободы, необходимые для создания единого внутреннего рынка: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов. В свою очередь в рамках свободы передвижения лиц рассматривают свободу передвижения рабочей силы (трудящихся) и свободу учреждения и экономической деятельности.

под компаниями или фирмами подразумеваются компании или фирмы, учрежденные на основе гражданского или торгового права, в том числе торговые товарищества, а также другие юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением обществ, которые не преследуют целей получения прибыли

В ЕС был разработан и действует ряд важных актов в области корпоративного права, содержащих указанные принципы. Прежде всего они изложены в основных источниках права ЕС - учредительных договорах Европейских сообществ и Европейского Союза (так называемых актах первичного права ЕС), директивах и регламентах органов ЕС (актах вторичного права ЕС).

Так, в соответствии с положениями главы 2 Раздела III Римского договора о "свободе лиц, услуг и капитала" Совет и Комиссия принимают меры по устранению ограничений свободы учреждения национальных компаний государств-членов на территории других государств-членов. В соответствии с абз. 1 ст. 48 (ранее ст. 58) "компании или фирмы, созданные по законодательству одного государства-члена, имеющие зарегистрированные офисы, центральное управление или место основного ведения бизнеса на территории Сообщества, обязаны, для целей настоящей Главы, рассматриваться как национальные лица, являющиеся резидентами Государств-членов".

Вопрос признания компаний, созданных в других государствах-членах, получил дальнейшее развитие. 29 февраля 1968 г. шестью государствами - учредителями Сообщества была подписана Брюссельская конвенция о взаимном признании граждан и юридических лиц, признающая принцип международного частного права, т.н. реального места нахождения компании. Однако данная Конвенция была ратифицирована только пятью государствами из тогдашних шести, она так и не вступила в силу: Нидерланды отказались ее ратифицировать, т.к. их правовая система признавала теорию "инкорпорации" (incorporation doctrine), т.е. закона страны учреждения или места нахождения юридического адреса.

Директивы органов ЕС (источники вторичного права), являются наиболее часто используемыми инструментами регулирования корпоративного права ЕС. При этом они являются актами прямого действия лишь в отношении государств, которым они адресованы. Директивы в области корпоративного законодательства в большинстве случаев являются актами непрямого действия, государства-члены несут ответственность за их имплементацию в свои законодательные акты. В ряде случаев принимаются Регламенты - акты прямого обязательного действия в отношении национальных правовых систем; а также Рекомендации - программы, имеющие значение для будущей гармонизации.

Таким образом, с начала 60-х гг. XX в. был принят ряд директив в области корпоративного права, явившихся важным инструментом и основой для разработки и принятия таких унифицированных правовых форм деятельности компаний, как Европейское объединение по экономическим интересам, Европейская компания, Европейская ассоциация, Европейское объединение взаимопомощи и Европейское кооперативное общество.

С 1976 по 1984 г. было принято шесть директив, послуживших основой для формирования корпоративного права ЕС.

Первая директива Совета ЕС от 9 марта 1968 г. касалась создания, ликвидации компаний, являющихся объединениями капиталов, и признания их недействительными.

Вторая директива Совета ЕС от 13 декабря 1976 г. касалась координации деятельности и создания акционерных обществ, формирования их уставного капитала и других вопросов.

Третья директива Совета ЕС от 9 октября 1978 г. принята на основании ст. 54 (3) (g) Договора о Сообществе и касается слияний акционерных обществ.

Четвертая директива Совета ЕС от 25 июля 1978 г., Седьмая директива Совета ЕС от 13 июня 1983 г. и Восьмая директива от 10 апреля 1984 г. посвящены финансовой отчетности компаний, подлежащих обязательной аудиторской проверке.

Также ряд директив регулирует вопросы опубликования информации о филиалах в государствах - членах ЕС определенных видов компаний (Одиннадцатая директива), создания компаний с ограниченной ответственностью с единственным участником (Двенадцатая директива).

В настоящее время существуют предложения по принятию Пятой директивы о структуре публичных компаний, полномочий и обязанностей их органов; Проект Девятой директивы о группе компаний, предложения по принятию Десятой директивы о трансграничных слияниях публичных компаний; Проект Тринадцатой директивы о поглощениях (take-over bids); предложение о принятии Четырнадцатой директивы о перемещении нахождения компании (transfer of seat).

Принятые директивы в основном направлены на создание унифицированных правил свободы учреждения, либерализацию межграничного создания компаний в Европе.

Помимо принятия директив, правовая природа которых указана выше, наиболее важными инструментами, принятыми Советом ЕС, являются Регламенты. Так, среди наиболее значимых в области создания и регулирования деятельности наднациональных форм компаний, объединений и иных форм ведения предпринимательской деятельности следует выделить Регламенты о создании Европейского объединения по экономическим интересам, об Уставе Европейской компании, о Европейской ассоциации, Европейском объединении взаимопомощи и Европейском кооперативном обществе. Комиссия ЕС намерена активно стимулировать развитие законодательных процессов в связи с принятием этих актов, претворяя в жизнь стремление Парламента уделять значительное внимание развитию новых европейских организационно-правовых форм.

Европейская компания (Societas Europaea). Позднее был принят Устав Европейской компании. Интересно, однако, отметить, что идеи создания некой наднациональной организационно-правовой формы деятельности на территории Европейского сообщества были предложены почти одновременно еще в 1959 г. Так, в Нидерландах профессором Сандерсом был предложен достаточно детальный проект акта о Европейской компании, предполагающего создание национальными компаниями новой структуры на европейском уровне на основе модельного устава акционерного общества и регулируемой наднациональным законодательством. Во Франции же на 57-м конгрессе нотариусов юрист и нотариус г-н Тибьерж представил доклад о законодательстве иностранных компаний, в котором предлагалось создать наднациональное законодательство, регулирующее учреждение компаний с европейским статусом.

Обе эти идеи основаны на создании европейской компании на уровне Европейских сообществ без привязки к национальному законодательству. Эти принципы и легли в основу ныне действующего Устава Европейской компании (ЕК), принятого Советом ЕС в 2001 г.

Европейская компания - это дополнительная организационно-правовая форма к существующим в национальных правовых системах государств-членов. Прежде всего она выгодна крупным компаниям с трансграничными операциями, т.к. значительно снижает расходы на создание и поддержание деятельности дочерних компаний в государствах-членах; облегчает осуществление трансграничных операций по слиянию, созданию совместных предприятий, перенесению места нахождения и иных трансграничных операций. Это существенно снижает расходы и позволяет оптимизировать деятельность ввиду отсутствия юридических барьеров, вызванных различиями в национальных правовых системах.

Иные формы ведения деятельности в ЕС. В настоящее время Совет ЕС рассматривает проекты Уставов Европейской Ассоциации (некоммерческая организация) и Европейского общества взаимопомощи (его цель - оказание содействия в сфере страхования, здравоохранения и социального обеспечения).

Итак, почти за 50 лет существования ЕС были достигнуты определенные успехи в претворении в жизнь принципов, изложенных в учредительных договорах, а именно по созданию единого рынка, свободы деятельности и учреждения и других принципов. Однако, как мы видим сейчас на примере фактического провала идеи единогласного принятия европейской Конституции, разработка унифицированных правил еще не значит их автоматическое применение. Именно поэтому в ЕС продолжается реформа корпоративного права, прежде всего направленная на еще большее упрощение правил для государств-членов и отмену существующих ограничений, например, по созданию Европейской компании. Ситуация осложняется тем, что реформы были начаты еще до расширения ЕС до 25 государств-членов и были рассчитаны на устранение противоречий между англосаксонской и континентальной системой права. Со вступлением недавно новых членов, а в перспективе - и с дальнейшим расширением, Брюссель должен принимать во внимание все большее число факторов для эффективного регулирования предпринимательской деятельности в ЕС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...