Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополистическая конкуренция




 

 

Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Понятие "монополистическая конкуренция" восходит к одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899-1967), опубликованной в 1933 г.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой - схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

  • а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
  • б) свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
  • в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
  • г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
  • д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Факторы дифференциации продукта в условиях монополистической конкуренции.
Диффер.продукта возникает из-за различий в качестве, сервисе, рекламе. Качественное различие - это не одномерная характиристика, т е не сводится только к оценке, плохой товар иои хороший – это основные потребительские свойства, которые очень разнообразны и именно они определяют судьбу товаров.
Основой для дифференциации могут служить дополнительные свойства, т е особенность товара, которые влияют на легкость и удобство его пользования (размеры, расфасовка, упаковка).Важно так же расположение продукта (если около метро то это выгодно)
Если сеть например автокалонок редка, то ближайшая автоматически становится монополистом для своей округи.
Различия в сервесе – Полный цикл включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный ремонт, внесение улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации) Это превращает одинаковые товары вроде бы в совершенно разные.
Различия в рекламе – она точно адресует того кому нравится то или иное качество товара, либо его наполнители, она способствует формированию новых потребителей (например триумфальное продвижение памперсов на наш рынок), хотя многие и не подозревали что им это просто необходимо.
В-третьих реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет. За мнимыми отличаями качества очень часто скрывается вполне реальные отличия в рекламной подаче (например сиг.Мальборо) ее вкус кажется столь пленительным именно из-за подсознательного стремления отождествлять себя с образом ковбоя, удачно найденного в рекламе марки.

Реклама

 

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот (и головной боли) при его потреблении. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр — чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается

Рис. 7—10. Возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки

приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

На рис. 7—10 представлены возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки. Допустим, первоначальные издержки равны АС1 а объем продаваемой продукции — Q1. В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной экономии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связанные с рекламой (АС2 < АС1). Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению товара на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи — печать, радио, телевидение Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает), высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; тенденцию к самонейтрализации ("Сникерс", "Марс", "Милки Вэй" и т. д.); создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации.

Совершенная конкуренция, чистая монополия и монополистическая конкуренция не исчерпывают многообразие типов рыночных структур. Поэтому в следующей главе мы продолжим знакомство с ними.

56.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...