Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Класс надсознательные процессы.




Одним из первых психологов работающих над этой темой был Джеймс. Надсознательные процессы – это следствия продолжительной и интенсивной предварительной работы сознания озарение (ин-сайт).

Семинар 10.11.2011

 

Психофизическая проблема (психофизиологическая)

Формулировка проблемы

Суть проблемы может быть выраженно в виде вопроса. Как соотносятся физиологические и психические процессы.

Психика идеальна, мозг материален. Проблема упирается в более широкую проблема взаимоотношения материального и идеального.

Принципы психифического взаимодействия

 

Первым о психофизическом взаимодействие говорил Пикард. Психическое и физиологическое находится в постоянном взаимодействие и оказывает влияние друг на друга.

В природе есть закон сохранения энергии. Принцип П.В противоречит закону энергии.

Принцип психофизиологического параллелизма

 

Суть состоит в невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами.

Несколько течений П.П

Дуалистический параллелизм, исходит из признания самостоятельной сущности духовного и материального начала

Монистический параллелизм – все психические и физиологические явления как две стороны одного процесса.

Их объединяет утверждение, что психические и физиологические процессы протекают параллельно и не зависимо друг от друга.

Ф.К Анохин создал модель регуляции поведения, функциональная система.

Действуют внешние стимулы (обстановочная афферентация)

На основе ощущений и восприятий формируется образ, но сам образ не может породить действие.

В сознание человека составляется цель действия (акцептор результата действия)

Описывая работу мозга, выделял в нем 3 ф-н блока

Сущность различия психики животных и человек

Различие в языке и мышлении. Животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений ограниченных данной непосредственной ситуации. Человек может с помощь языка информировать о прошлом, настоящем и будущем. Речи у животных нет. Разница в языке определят различия их мышления. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться. Второе отличие способность человека создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно. Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению. Третье отличие передача общественного опыта. Только человек присваивает общественный опыт. У человека развиваются высшие психические функции. 4 различие в чувствах. Человек может сопереживать горе и радость другого человека, наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании психического фактора.5 отличие различие в условиях развития. Развитие психики животных шло по законам биологической эволюции. Развитие психики человека подчиняется законам общественно исторического развития. 6 отличие, наличие самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир но и самого себя свои психические и индивидуальные особенности. Самосовершенствования, самоконтроля, самовоспитания. Человек продукт общественных отношений. Фактором влияющим на превращение обезьяны в человека а стада в общество, была трудовая деятельность то есть деятельность которая совершается людьми при совместном изготовлении и потреблении орудия.

Раздражимость, тропизмы и инстинкты. Раздражимость это способность живого организма реагировать на воздействие биологически значимых, внешних раздражителей. У растений элементарная форма приспособления получила название тропизм или вынужденное движение. Геотропизм - сила тяготений, фототропизм сила света, гидротропизм – влажность среды различные химические раздражители. Жаклеб. Тропимы бывают положительные и отрицательные – движения от источника раздражителя. Система тропизмов это психоаналитическая классификация первичных мотивов, эту систему предложил Сонди. Виды тропизмов по Сонди: генотропизм – энергия, которая служит основой для притяжения людей друг к другу. Идеалотропизм он ведет к поиску и выбору друга схожего психологически. Оперотропизм. Морботропизм – уход в болезнь. Танатотропизм - стремление к смерти. Инстинкт совокупность врожденных компонентов поведения животных и человека. Все поведение животных является инстинктивным. Сознательное поведение имеется только у человека. Отличие инстинктов животных от инстинктов человека. Человека обладает знанием цель и предмет а также способов его достижения, у животных этого знания нет. В животном инстинкт биологичен, в человеке психическое преобладает над биологическим.

 

Александр Романович Лурия. Первая попытка Галль за определенные участки тела отвечают отдельные участки мозга. За недоразвитие отвечают определенные впадины. Френология. Лурия выделил три основных блока мозга, 1 блок энергетический или блок тонуса коры. В состав первого блока входят верхние отделы ствола мозга гипотоламус, ретикулярная формация, второй источник находится внутри нашего организма. Второй блок – это блок приема переработки хранения информации, располагается в задних отделах головного мозга. Третий блок – блок программирования регуляции или контроля деятельности. Специальный аппарат расположен в передних отделах головного мозга – в лобных долях.

Деятельность

Понятие о деятельности. Деятельностный подход в психологии. Его отличие от личностного подхода.

А. Н. Леонтьев. И его вклад в теорию деятельности.

Структура деятельности.

Выполнение деятельности и ее контроль: сенсорный, двигательный и другие формы контроля.

 

Семинар 24.11.11

1)Процесс освоения деятельности. Механизмы и этапы формирования. Взаимодействия навыков. Отрицательный и положительный перенос.

2)Роль упражнений в формировании привычек.

3)Основные виды деятельности и их развитие у человека: игра и ее особенности, учебная деятельность и ее особенности трудовая деятельность и ее особенности.

4)Регуляция деятельности. Механизмы регуляций, действий и операций.

Деятельность – это базовая категория психологии. Признаки деятельности:

1. Отношение, предполагающее определенный результат

2. Отношение, которое регулируется целью

Теория деятельности была разработана советскими учеными. Психологическая теория деятельности была разработана в 20-30 гг. На вооружение был взят тезис Маркса «Не сознание определяет его бытие, а наоборот бытие определяет его сознание». Первый кто начал говорить что деятельность надо рассматривать как базовую психологическую категорию – Басов. Книга Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.»

Деятельность - это высшее сознательно регулируемое (активная) форма взаимодействия с окружающей средой, в процессе которого человек преобразует мир и познает свое место в мире.

Субъект деятельности. Объект деятельности – тот фрагмент реальности на которую направлена активность субъекта. Предмет деятельности – то чего деятельность непосредственно касается.

Деятельность в психологии. Деятельностный подход к психологии. Деятельность рассматривается в качестве первопричины взаимосвязей всех взаимосвязанных качеств человека. Изучение психики человека через анализ деятельности стал главным методом научного познания с точки зрения деятельностного подхода. Категория деятельности с точки зрения этого подхода – это фундамент о порождении функционировании психического отражения реальности.

Леонтьев и другие отвергали постулат непосредственности психологии. Такой механистический детерминизм критиковал А. Н. Леонтьевым. Леонтьев предложил заменить двухчленную систему трехчленной. В соответствии с деятельностным подходом образ мира субъекта не определяется автоматически условиями среды и генетическими программами, а обусловлен жизнью субъекта в среде его деятельностью в ней. Человек не реактивный аппарат в его образе мира фактически отражается не мир как таковой, а опыт общения субъекта с миром посредством деятельности.

Леонтьев (1903-1979) профессор. Работал в Харькове. Профессор Мгу. Декан факультета психологии МГУ. Выдвинул общую психологическую теорию деятельности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии. Общей, медицинской, психологической и социальной. Самое главное в общей теории это система сменяющих друг друга деятельностей. Процесс развития психики, развитие предметного содержания деятельности. Он разработал общебиологическую концепцию деятельности, опираясь на работы Выготского. В Харькове начиная с 30-х гг. работали А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Зинченко, Луков и тд.

Итогом работ Леонтьева стала работа «Стадии развития психики». Через деятельность можно изучать отдельные психические явления. Именно в деятельности проявляется психические феномены, поэтому следует изучать деятельность. Деятельность интенциональна, то есть предметна.

Семинар 08. 12. 11.

Цель – это мысленный результат то есть то, ради чего действует человек. Мотив – побудитель, двигатель – то ради чего совершается деятельность.
Действие - это относительно законченный процесс, элемент деятельности в процессе которой достигается конкретное, не разлагаемое на более простые осознанная цель.

Структурные единицы анализа:

Деятельность - мотив

Действие – это элемент деятельности, которая направлена на самостоятельную цель. Сенсорные – это действие по восприятию объекта (определение размера, его положения и перемещение в пространстве). Моторные действия – действия направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного передвижения.

Операции – конкретный способ выполнения действия. Иногда действие можно выполнить различными операциями. Операции и действия могут трансформироваться друг в друга, что затрудняет их различение.

Психофизиологические функции – их выделил Леонтьев в 30 гг.

Типы деятельности: практическая, познавательная, эстетическая, преобразовательная.

Структурные компоненты.

Сдвиг мотива на цель –

Психологический источник действия. Внешняя и внутренняя деятельность.Внутреннюю деятельность отличает от внешней то что результат внеш. Выражен в реальности, а внутреннее в мыслях. Интериолизация – переход от внешнего идеального действия к внутреннему. Внутренняя психическая деятельность – это результат интериолизации внешней психической деятельности. Экстериолизация – переход от внутренней психической деятельности к внешней.

Леонтьев предупреждчал, что нельзя отождествлять психику и внутреннюю деятельность. Психика – это внутренняя и внешняя деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...