Социологические концепции причин преступности
Социологические концепции причин преступности Исследования статистиков в области преступности проводились применительно к возрасту, полу, национальности, профессии и образованию преступников, к экономическим условиям, ко времени года. Центральный вывод, к которому они пришли, заключался в том, что ежегодная сумма всех преступлений, а также суммы конкретных видов преступлений сохранялись примерно одинаковыми каждый год. Такая же закономерность была обнаружена и в цифрах преступлений, характеризующих состояние преступности в определенных социальных условиях, в городе или деревне и т. д. Было выявлено, что, складываясь из отдельных преступных актов, образуется явление, отличное от составляющих его частей, т. е. преступность как социальный феномен, который существует только в обществе и зависит от условий этого общества. Но если преступность в отличие от отдельного преступления существует постоянно, устойчиво проявляясь, то, следовательно, ее существование вызывается к жизни также какими-то стабильно действующими силами. Признание преступности в качестве социальной закономерности неизбежно ведет к признанию его обусловленности социальными явлениями, способствующими или препятствующими существованию преступности. Этот вывод и сделал Кетле. Французский криминолог А. Лакассань вывел знаменитую формулу: «каждое общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает». Не изменив социальных условий, вызывающих к жизни преступления, тщетно было бы пытаться радикально повлиять на преступность. Г. Манхейм пишет, что «каждое общество обладает таким типом преступности и преступников, которые соответствуют его культурным, моральным, социальным, религиозным и экономическим условиям».
В начале XX в. возникла необходимость дать новое истолкование социальных явлений и в том числе преступности, ввести новые категории и понятия и среди них прежде всего категории и понятия современной духовной культуры общества, преодолеть механистический материализм Кетле, исходя из положения о том, что нет и не может быть общества без культуры, что именно наличие духовной культуры — принципиальная черта любых форм человеческого общежития, что, не исследуя ее специфических законов, нельзя объяснить никакое социальное явление, в том числе и преступность. Все дело в том, какова эта культура
4. Понятие, классификация причин и условий преступности. Преступность- относительно-массовое, исторически-изменчивое, негативное, социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных на определенной территории (в государстве, области, р-не) за определенный период времени. Причины и условия преступности. Причины преступности- совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают преступность как свое следствие. Условия преступности-обстоятельства, которые не порождают совершение преступления, но способствуют этому и без них совершить преступление невозможно. Как причины, так и условия могут иметь объективный или субъективный характер. Объективные причины- противоречия в экономических, социальных отношениях: безработица, низкая з/п, инфляция, необеспеченность жильем, потребление алкоголя и др. Субъективные причины- общественная психология, искаженные потребности, нравственные ценности. Условия также могут разделяться на объективные и субъективные. Условия объективные- недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие действие объективных и субъективных причин. Например, отсутствие надлежащего оборудования для охраны материальных ценностей (двери, замки, сигнализация). Условия субъективные- демографические и социально-психологические особенности преступника (пол, возраст, темперамент субъекта). Например, значительное количество краж, где небольшой размер ущерба, совершается несовершеннолетними (несовершеннолетний возраст как условие).
В криминологии принята позиция, что для совершения преступления необходимо наличие как причин, так и условий. Существуют 2 подхода к пониманию причин и условий. Первый подход- факторный, когда обстоятельства, влияющие на совершение преступления, не разграничивают на причины и условия. В особенной части криминологии, рассматривая отдельные виды преступности, авторы обычно не выделяют среди факторов, влияющих на существование вида преступности, причины и условия. С позиции такого подхода причинам и условиям совершения преступления дан общий термин: «криминогенные детерминанты (факторы преступности)». Такого подхода придерживаются сегодня некоторые представители С-Петербургской школы криминологии. Например, проф. С. Ф. Милюков считает, что «оценка одних явлений в качестве причин, а др. - в качестве условий преступности всегда будет носить относительный характер, поскольку в разных случаях одно и то же явление может выступать либо причиной, либо условием преступности». Например, мотив подражания является причиной преступности несовершеннолетних, но во взрослой преступности играет только роль условия. Небрежное, бесхозяйственное отношение к хранению материальных ценностей на предприятии, в организации может играть роль причины совершения хищений либо только способствовать их совершению. Др. подход, поддержанный представителями Московской школы криминологии, основан на том, что причины преступности нельзя смешивать с ее условиями. Причины преступности- это глубинные противоречия в экономике, социальной политике, нравственно-духовной жизни общества. Они связаны прежде всего с образом (уровнем) жизни людей на современном этапе общества и в таком качестве убрать, снять эти противоречия какими-либо мерами практически невозможно. Условия преступности- это недостатки, скорее, технического, организационного, правового характера и именно с ними реально и происходит борьба, т. е. меры предупреждения преступности фактически направлены именно на условия совершения преступлений.
Криминология изучает причины и условия преступности на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных видов и конкретного преступления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|