Пространственная структура лесной промышленности России
В процессе самостоятельной работы необходимо изучить роль и значение лесной промышленности в экономике и социальной сфере страны, рассмотреть хозяйственный цикл воспроизводства и использования лесов России, выделить основные предприятия лесной промышленности, определить факторы их размещения. Особое внимание необходимо уделить факторам государственной поддержки предприятий лесной промышленности и проблемам экологической безопасности при незаконной вырубке лесов. Практическая часть работы должна быть посвящена изучению основных зон размещения лесных ресурсов и центров их переработки. Необходимо рассмотреть предприятия по переработки леса в готовую продукцию по основным показателям: объем выпуска продукции, численность занятых и стоимость основных фондов. Изучите и проанализируйте отраслевую и территориальную структуру лесной промышленности, составьте характеристику химико-лесных баз России и назовите специфические черты каждой из них, результаты оформите в специальной таблице. Оцените специализацию федеральных округов или экономических районов на лесной промышленности. По актуальным статистическим данным рассчитайте показатель лесистости территории для различных регионов. Проанализируйте размещение и развитие лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности. Изучите экономические связи отраслей лесной промышленности с другими отраслями экономики. На картосхеме необходимо нанести виды лесных ресурсов России, показатели лесистости территории, районы лесозаготовок, основные предприятия, в том числе целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК).
На материалах одного из предприятий проанализируйте проблемы и перспективы развития лесной промышленности России. Пространственная структура транспорта России В начале работы необходимо раскрыть значение транспортной инфраструктуры, проанализировать транспортную систему России, изучить виды, проблемы и перспективы каждого вида транспорта. Транспортная система России имеет сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. В процессе изучения транспортной системы, рассмотрите инфраструктуру по отраслям. Особое внимание можно уделить одной из отраслей транспорта. Сравните особенности российской транспортной системы с мировыми, выделите приоритетные виды транспорта для российских территорий, изучите деятельность Министерства транспорта России. Определите место транспорта в социально-экономической системе, составьте схемы классификации видов транспорта по региональному признаку, по геосферам, видам сообщения, принадлежности транспортных средств. Сравните железнодорожный, речной и морской виды транспорта по составу перевозимых грузов, изучите динамику пассажирооборота и грузооборота различных видов транспорта, используя статистические сборники. Сделайте выводы по результатам анализа. Составьте картосхему «География транспортной системы России». На примере железнодорожного транспорта по материалам компании «Российские железные дороги» рассмотрите стратегические направления его развития, составьте схему основных железных дорог России. Изучите деятельность основных авиакомпаний и судоходных компаний России, рассмотрите крупные автомагистрали, основные транспортные узлы (федеральные и региональные), транспортные коридоры.
Структура экономики России по видам экономической деятельности Проанализируйте понятия «вид экономической деятельности» и «отрасль». Рассмотрите два подхода к содержанию понятия «отрасль». Изучите исторические аспекты развития структуры экономики России, сравните специализацию экономики в различные исторические этапы ее развития, охарактеризуйте Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Приведите описание преимуществ и недостатков одного и другого классификатора. В методических разделах отчета приведите методы анализа структуры экономики (методика расчета удельных весов, структурных сдвигов и др.). Практическая часть отчета о самостоятельной работе должна быть посвящена анализу структуры экономики России по видам экономической деятельности, сравнению структуры экономики федеральных округов. Необходимо оценить структурные сдвиги в экономике за периоды с 2003 по 2009 гг. и с 2009 по 2016 гг., сравнить и сделать выводы. Выделите виды экономической деятельности, на которых специализируются федеральные округа и представьте результаты на картосхеме. Темы 15-22 В самостоятельных работах по темам, включающим экономико-географическую характеристику и оценку экономической специализации федеральных округов, первая глава работы может быть посвящена историческим особенностям развития экономики страны и округа, оценке роли и места федерального округа в экономике страны. В методическую часть работы нужно включить методы выявления отраслей специализации регионов (формулы коэффициента локализации, душевого производства и пр.), способы оценки эффективности размещения предприятий на территории округа. Практические разделы работы должны содержать экономико-географическую характеристику развития региона, расчет коэффициентов локализации и душевого производства по видам экономической деятельности, картосхему размещения основных предприятий. На основе коэффициентов локализации и душевого производства и других факторов нужно выделить отрасли специализации регионов округа. Также необходимо описать крупные предприятия регионов, с учетом факторов их размещения, описания экономических связей, проблем и перспектив развития. Оценить проблемы и перспективы развития регионов округа, конкурентные преимущества территорий, формы территориальной организации экономики в пределах округа (наличие действующих особых экономических зон, инновационно-промышленных кластеров и технологических парков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|