Рекомендации по работе с детьми с низкой школьной мотивацией
Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.
Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать: словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе; необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?); создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания). Для формирования положительного отношения к учению: заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить; создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости; опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время; использовать интерес учеников к наглядности; целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи. Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки. Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах. Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока. Развивать познавательные интересы, для чего необходимо: не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся); использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов; стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения. Рекомендации по работе с низкой произвольностью психических функций: Необходимо содействовать развитию саморегуляции детей через формирование произвольной самостоятельной деятельности:
удерживать цель выполняемой деятельности, составлять программу действий, уметь пользоваться обратной связью и корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Рекомендации по работе с неготовностью к школе:
Необходимо способствовать обогащению и расширению вербального опыта ребенка, его общей осведомленности. Развивать активный словарь, через использование метода свободных словесных ассоциаций. Для расширения объема пассивного словаря необходимо делать упор на чтении. Для повышения общей осведомленности необходимо чаще употреблять современные термины общественно-политического, морально-этического и научно-культурного содержания, давать им объяснения, многократно их повторять, поощрять их воспроизведение в речи ребенка. Необходимо содействовать в формировании у ребенка основных умственных действий: анализ понятия, выделение составляющих его признаков, обобщение, классификация признаков по критерию существенности (существенные и второстепенные), установление аналогий, умение сопоставлять и объединять разные понятия по сходным признакам, определять виды связей между понятиями и степень их общности (они необходимы для успешного осуществления учебной деятельности). Несформированность умственных действий служит причиной отставания школьников в учебе. Усвоение информации и развитие мыслительной действий школьников взаимосвязаны Необходимо развивать у ребенка умение обобщать. Необходимо начать с относительно легких заданий, требующих выбрать среди предложенных понятий обобщающее. Затем задания необходимо усложнять, предлагая ребенку самостоятельно искать и формулировать обобщающие понятия. Далее усложнение заданий будет достигаться путем составления цепочек предъявляемых понятий от более частных к более общим. Следующий этап – самостоятельный поиск понятий разной степени общности от конкретного до категориального, где каждое последующее понятий является родовым по отношению к предыдущему. Необходимо учить определять понятия. Дается представление о существенных и случайных признаках понятий, отрабатывается умение проводить анализ понятий. Анализ понятий нужен для выполнения всех мыслительных операций – аналогий, классификаций и обобщений.
Рекомендации по работе с детьми, с астеническим синдромом и инертностью нервной системы:
Необходима обязательная консультация психолога, психотерапевта, психиатра. Необходима организация охранительного режима учебной деятельности с учетом текущего состояния ребенка. Охранительный режим предполагает строгое чередование нагрузки и своевременных и достаточных пауз для отдыха, адекватный двигательный режим, достаточный сон, правильное распределение нагрузки в течение рабочего дня, недели года. Рекомендации по работе с детьми с гиперкинетическим синдромом:
Гиперактивным детям необходимо находиться в поле вашего непосредственного педагогического внимания (парта ребенка должна находиться перед столом учителя). Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, следите за речью: говорите медленно, спокойным тоном. Держите эмоции под контролем. Учитывайте, что гиперактивные дети игнорируют замечания, но очень чувствительны к похвале. В конфликтных ситуациях реагируйте необычным способом, используйте меньше запретов, «нельзя», «нет», больше говорите «да» или отвлекайте внимание заданиями. Рекомендуйте родителям организовать для ребенка точный режим дня, информируйте о необходимости четкого соблюдения режима сна, а также определите список обязательных повседневных обязанностей. Досуг ребенка с гиперактивным синдромом должен быть минимально загружен телевиденьем и компьютерными играми. Избегайте переутомления ребенка, предлагайте не более одного дела одновременно, используйте наиболее четкие и простые инструкции, сложные задания делите на части. Придумайте совместно с ребенком четкую систему вознаграждений и наказаний, и придерживайтесь ее, но учтите, что постоянное выполнение этих правил для таких детей почти невыполнимая задача.
Рекомендуйте родителям и придерживайтесь сами следующего принципа: ребенок должен мало времени проводить в местах большого скопления людей, лучше, если круг сверстников для игры и общения одновременно не будет превышать 2-3 человек. Ежедневная посильная физическая нагрузка (трудовая деятельность, физические упражнения, прогулки) уменьшат проявления активности. Используйте энергию ребенка в необходимом для вас русле: принести что-либо, провести физкультминутку, раздать тетради. Чаще используйте тактильный контакт, различные поглаживания. Учитывайте, что изменения в поведении ребенка наступят после терпеливой и последовательной работы. Рекомендации по работе с инфантильными детьми
Необходимо создавать ситуации успешного обучения. Это способствует формированию чувства защищенности и эмоционального комфорта у детей, что является обязательным условием реализации способностей и потенциальных возможностей. Ориентировать ученика на содержательную сторону обучения, поскольку эти дети большее внимание уделяют общению со сверстниками и педагогом. Предметом поощрения должно быть учебное содержание. Поддерживать у ребенка интерес к тому, что происходит в классе, через организацию групповой работы, которая позволяет развивать у ребенка интерес к общей деятельности. Родителям и педагогу необходимо формировать у ребенка самостоятельность и ответственность за результат своего труда. Следует избегать по отношению к ним так называемого «отрицательного внимания» окриков, высмеиваний и т.д. Развивать мелкую моторику руки. При нарушении речи у инфантильных детей, родителям необходимо в соответствии с возрастом общаться с ребенком (не сюсюкать, четко произносить звуки).
Рекомендации по работе с родителями: Необходимо содействовать созданию единого воспитательного пространства, предъявлять единые требования к ребенку; при работе с родителями занимать позицию единомышленника; доброжелательно относится к родителям и ребенку, показывая при этом вашу заинтересованность в решении проблемы учащегося, т.к. это отражается на учебной деятельности первоклассника; работа с родителями должна носить системный характер, в место спонтанных и одноразовых мероприятий.
Учащимся, у которых выявлены нарушения интеллектуальной деятельности и невротические симптомы, необходима консультация с психологом, психотерапевтом и специалистами СПЦ и ЦКРОиР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|