Проект ограничения самодержавной власти – кондиции.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Влияние юридической мысли Византии. Первое знакомство русских с византийским правом относится еще ко времени, предшествовавшему принятию христианства: византийскими элементами проникнуты договоры русских с греками X века, регулировавшие отношения русских и греков во время пребывания первых в Царьграде. С принятием христианства в Россию занесены были греческим духовенством сборники византийского права, церковного и светского. Три договора с Византией 911 (заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию в 907 году), 945 (заключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 и повторного похода в 944 году), 971 (заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием после поражения русских войск в болгарском Доростоле) годов имели целью обеспечить регулирование торговых отношений между двумя странами. Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся сводом устных норм обычного права. Будучи международными, эти договоры в ряде случаев фиксируют межгосударственные нормы, но древнерусское право находит в них яркое отражение. Проводником Византийского права являлось духовенство, применявшее его в церковном суде. Сообразно с компетенцией этого суда влиянию Византийского законодательства подверглось преимущественно право семейное и наследственное. Так, все положения Русской Правды об опеке и наследовании супругов воспроизводят начала Эклоги. В этих же сферах проявлялось влияние духовенства и на законодательную деятельность князей.
После исследований некоторых историков - правоведов признается несомненным, что на Руси с самых первых времен существования христианства были известны в славянском переводе оба Номоканона, употреблявшиеся в византийской церкви: Номоканон в 50 титулов и Номоканон в 14 титулов. Первый из них был переведен на славянский язык ещё до крещения Руси. Второй в его древнейшей редакции был переведен на Руси при Ярославе I. Одновременно с Номоканонами в Россию были занесены и другие памятники Византийского законодательства - Эклога и Прохирон, которые вместе с Номоканонами входили в состав древних сборников, известных под названием Кормчей Книги. Также при первых христианских князьях перешел к нам и «Закон судный людем» — переделка 17-го титула исаврийской эклоги, т. е. устава о преступлениях и наказаниях. Кроме того, в Древней Руси были известны и другие юридические сборники византийского происхождения. Например, Компиляция, относящаяся к концу XII - началу XIII века и носящая в рукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всем православным князем». В состав ее входят: 1) «Закони земледельнии от Оустиниановых книг» — земледельческий устав; 2) «Закон о казнех»; 3) «Закон о разделении браком», т.е. о причинах развода и 4) «Главы о послусех»; три последние отдела заимствованы из Прохирона и Эклоги. Прямых свидетельств о практическом применении земледельческого устава (остальные части компиляции были известны из Кормчей) не имеется, но весьма вероятно, что он применялся в духовных судах, в особенности по отношению к крестьянам, сидевшим на землях духовенства. Другой юридический сборник, по своему характеру и содержанию весьма близкий к «Книгам законным», появился в конце XIII - начале XIV в. под названием «Мерила праведного». Этот сборник составлен был из готового славянского материала, заимствованного из Кормчей, и должен был служить как нравственным наставлением, так и юридическим руководством для судей.
Несравненно глубже было влияние духовенства, руководствовавшегося византийскими законами, в области уголовного права. До принятия христианства на Руси господствовал материальный взгляд на преступление как на причинение обиды и вреда. Духовенство вносит новое воззрение — формальное; преступление становится нарушением предписаний закона. Начинает проникать и система наказаний, заимствованная из Эклоги, а именно смертная казнь, телесные и членовредительные наказания. Преступления взяты из византийских сборников, а наказания — русские. В «Русской Правде» из византийских наказаний заимствованы только поток и разграбление, т.е. ссылка преступника с конфискацией его имущества. Телесные наказания вытесняют денежные штрафы; смертная казнь получает широкое развитие. В то же время в системе наказаний происходит и другая существенная перемена. В памятниках домосковской Руси, например в «Русской Правде», господствует система безусловно определенных наказаний. В памятниках московского государства, как и в Эклоге, часто встречаются наказания неопределенные: предписывается чинить наказание по усмотрению, как «государь укажет», или «наказати смотря по вине». Политико-правовые идеи Митрополита Илариона «Слово о законе и благодати». 3. Концепция Филофея «Москва − третий Рим». Взгляды нестяжателей и иосифлян. Политические идеи А.М. Курбского. Концепция власти патриарха Никона. Старообрядчество – протопоп Аввакум. Юридическая мысль Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей». Взгляды И. Посошкова «О скудости и богатстве». Проект ограничения самодержавной власти – кондиции. «Кондиции», подписанные Анной Иоанновной, явились первым известным подлинным актом ограничения самодержавной власти в России. Хотя попытка членов Верховного тайного совета ограничить самодержавие Анны Иоанновны потерпела неудачу, однако прецедент для будущих многочисленных проектов государственного устройства России был создан. «Кондиции» были особыми ограничительными пунктами, которые Верховный тайный совет выставил как необходимое условие принятия короны родственницей Петра Великого.
Документ значительно ограничивал самостоятельную роль императрицы и закреплял главенствующее положение Верховного тайного совета в новой системе монархии. Вне компетенции Анны Иоанновны оказывались внешнеполитические вопросы, введение новых налогов, производство в чины, производство репрессий, земельные пожалования, распоряжение государственными доходами. Она обязывалась не вступать в брак и не назначать наследников. 25 января в Митаве Анна Иоанновна кондиции подписала и отправилась в Москву. Ознакомление высших чинов и «знатного шляхетства» с содержанием «кондиций» и других документов, выработанных «верховниками», привело к протесту большей части дворянства против власти «немногих». Этими настроениями воспользовалась Анна Иоанновна, которая сумела восстановить самодержавие под предлогом обращения к ней группы дворянства с пожеланием отмены «кондиций». 25 февраля 1730 г. в Кремлевском дворце «кондиции» были собственноручно «изодраны» императрицей на глазах «верховников» и дворян. 4 марта Верховный тайный совет был упразднен. Затем состоялась расправа над семействами Голицыных и Долгоруких. Текст Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. — Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еше обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять. 2. Миру не заключать. 3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать. 4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета 5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. 6. Вотчины и деревни не жаловать. 7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить. 8. Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать. А. буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|