Правовое положение осужденных в Российской Федерации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Основные данные о работе
Содержание
Введение . Правовое положение осужденных как объект международного права 1.1 Понятие и классификация международных стандартов обращения с осужденными Содержание основных международных стандартов обращения с осужденными 1.3 Перспективы реализации международных стандартов, касающихся обращения с осужденными в Российской Федерации 2 Правовое положение осужденных в Российской Федерации Теоретические аспекты правового статуса осужденного 2.2 Исторический аспект развития правового положения осужденных в период XVIII-XX веках 2.3 Основы правового положения осужденных, структура правового статуса осужденного в Российской Федерации 2.4 Основные права и обязанности осужденных в Российской Федерации . Актуальные вопросы правового положения осужденных 3.1 Проблемы правового статуса осужденных в контексте требований Конституции Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека 3.2 Вопросы реализации гражданских прав осужденных 3.3 Право осужденных к лишению свободы на высшее образование: проблемы реализации Заключение Глоссарий Список использованных источников Список сокращений
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшей характерной чертой развития России на современном этапе является направленность деятельности всех ее властных структур на кардинальные изменения в функционировании общества и государства. Реформирование уголовно-исполнительной системы - составная часть государственной политики. В настоящее время осуществляется последовательное реформирование УИС, характеризующееся гуманизацией наказаний и его исполнения, соблюдения прав человека в обращении с заключенными; повышением требований к подготовке персонала учреждений и органов УИС.
Обеспечение правового положения осужденных к лишению свободы исторически обусловлено. В дореволюционной и советской юридической науке, пенитенциарной практике уделялось большое внимание решению данных вопросов. Однако изменения, произошедшие в обществе и уголовно-исполнительной политике, потребовали корректировки законодательной и ведомственной нормативно-правовой базы, проведения организационных мероприятий, принятия конкретных управленческих решений по совершенствованию правового положения осужденных в местах лишения свободы. Необходимо отметить, что проблемы правового положения осужденных к лишению свободы всегда были злободневными и актуальными. Советская правовая доктрина уделяла достаточно много внимания решению связанных с ней вопросов, вследствие чего они находили свое отражение как в законодательстве, так и в многочисленных трудах ученых-правоведов. Однако произошедшие в 90-х гг. изменения в развитии нашего общества наиболее весомым образом предопределили необходимость пересмотра концептуальных основ всего учения о правах и свободах человека. Существенное обновление нормативной базы, определяющей место лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в системе общественных отношений, фактически отвергло ранее выдвигавшиеся по данному вопросу теории, обусловив выработку новых позиций. Решение проблемы обеспечения правового статуса личности осужденных в деятельности органов, исполняющих наказания, и организаций, учреждений, содействующих им в этой работе, является приоритетным направлением реформирования УИС. Процесс гуманизации общества требует адекватного изменения нормативной базы в направлении усиления законности реализации и соблюдения прав и свобод лиц, изолированных от общества; определения научно обоснованного баланса реализации международных стандартов и норм российского законодательства в данной области.
Указанные обстоятельства обусловили обращение диссертанта к проблеме правового положения осужденных в местах лишения свободы. Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в процессе реализации прав осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Предметом исследования выступает совокупность юридических норм, регламентирующих правовое положение осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, а также правоприменительная практика. Целью исследования является выявление путей совершенствования механизма реализации прав осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы, обоснования предложений по изменению нормативно-правовых актов в данной сфере. Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи: определение и анализ правового положения осужденных к лишению свободы; исследование содержания и особенностей осуществления группы личных, политических, социально-экономических и культурных конституционных прав и обязанностей лиц данной категории; определение сущности и особенностей реализации специальных прав, свобод и законных интересов осужденными к лишению свободы, а также исполнение ими юридических обязанностей; рассмотрение комплекса вопросов, касающихся определения понятия, содержания и видов юридических гарантий прав осужденных к лишению свободы; внесение предложений по устранению пробелов и противоречий в существующем законодательстве и выработка перспективных направлений принятия новых нормативно-правовых актов, касающихся сферы регулирования правового положения осужденных к лишению свободы.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы познания (диалектический, системный, логический), так и частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, социологический, статистический. Теоретическую основу исследования. Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, устанавливающие стандарты в сфере обеспечения прав осужденных к лишению свободы, Конституция Российской Федерации, действующие уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданское и трудовое законодательство Российской Федерации, подзаконные правовые акты в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, а также труды ученых по уголовному, уголовно-исполнительному праву, криминологии, теоретические и прикладные исследования по проблемам соблюдения прав осужденных в местах лишения свободы: О.И. Бажанова, В.И. Баскова, Г.О. Бекузарова, А.А. Беляева, В.Н. Брызгалова, А.Я. Волкова, В.И. Горобцова, Н.Н. Дерюги, М.А. Ефимова, С.И. Зельдова, А.И. Зубкова, Л.Г. Крахмальника, Р.С. Маковика, В.Г. Малова, М.Г. Марковой, Г.Л. Минакова, А.С. Михлина, Р.С. Мулукаева, А.Е. Наташева, А.М. Плешакова, Е.В. Прокоповича, В.И. Селиверстова, В.И. Старкова, Н.А. Стручкова, В.А. Уткина, И.В. Шмарова и других. Структура работы состоит из введения, трех глав, содержащих десять параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников, списка сокращений и приложения. 1. Правовое положение осужденныхкак объект международного права
1.1 Понятие и классификация международных стандартов обращения с осужденными
Развитие России на современном этапе характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества. Провозгласив новые приоритеты и принципы взаимоотношений личности и государства, Конституция РФ гарантировала осужденным к лишению свободы, как и всем гражданам России, права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства и подлежат применению наравне с национальным законодательством.
Существующая ныне российская пенитенциарная система, являясь наследством ГУЛАГа и непременным атрибутом карательной системы тоталитарного государства, уже давно тяжело больна. В деятельности учреждений, представляющих собой, пожалуй, наиболее слабое звено в системе правоохранительных органов, имеется масса серьезнейших недостатков, деформирующих саму суть уголовной политики. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными - это принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации в области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов. Пенитенциарные правила, положенные в основу международно-правовых актов в сфере обращения с осужденными, базируются на традициях права стран Западной Европы, поскольку в целом формирование и активное развитие международно-правового взаимодействия с выработкой соответствующих универсальных стандартов происходили между странами, традиционно являющимися представителями западной цивилизации. Международно-правовые стандарты находят отражение в определенных документах (соглашениях, положениях, пактах, конвенциях, договорах, декларациях, правилах и т.п.) в виде норм, принципов и рекомендаций. Стандарты неравнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы обращения с осужденными в духе либерализации и гуманизации, а также приоритета общечеловеческих ценностей, уважения прав человека и эффективности исполнения наказания. При попытке классификации международных стандартов обращения с осужденными были изучены труды П.Г. Пономарева, А.Ф. Сизых, В.А. Уткина и др. Наиболее удачной классификация стандартов, предложенная В.А. Уткиным, который распределяет их по нескольким критериям. По степени общности международные стандарты делятся на универсальные и специальные. Универсальные содержатся в документах общего характера, относятся к правам человека вообще и не предназначены специально для регламентации обращения с осужденными (за исключением некоторых из них), специальные - непосредственно касаются обращения с ними в процессе исполнения наказания. Стандарты общего характера представлены в универсальных международных документах о правах человека, принятых ООН и другими международными организациями. К ним относятся, например: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.
Стандарты специального характера содержатся в следующих документах: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Европейские пенитенциарные правила и др. По степени обязательности различаются стандарты, соблюдение которых обязательно для национальных систем исполнения наказания, и стандарты, которые носят рекомендательный характер. К первым относятся стандарты-принципы и общие положения, зафиксированные, например, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и др. Эти стандарты носят договорно-правовой или конвенционный характер. Стандарты второй группы (рекомендательные) закреплены в таких документах, как Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением и др. Данные нормативные акты не носят обязательного характера для стран, их подписавших. Они внедряются в законодательство и практику исполнения наказаний с учетом национальных, экономических, политических и иных условий. По источникам происхождения стандарты различаются в зависимости от принятия их международными правительственными или неправительственными организациями. Например, к первым относятся ООН и ее рабочие органы, Совет Европы, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ); ко вторым - Международная амнистия, Международное общество социальной защиты, Лига Говарда по реформе пенитенциарной системы, Международная ассоциация помощи заключенным, и др. Стандарты, разработанные международными и неправительственными организациями, имеют в основном рекомендательный характер. По широте (территориальным масштабам) действия выделяются мировые и региональные международные стандарты. Первые из них принимаются Генеральной Ассамблеей ООН и распространяются на все мировое сообщество. К ним относятся: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и др. Вторые принимаются региональными международными организациями, в частности Советом Европы (например, Европейские тюремные правила), и т.д. По отношению к отдельным категориям правонарушителей либо профессиональным группам сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказания (то есть к субъектам правоотношений), выделяются стандарты, относящиеся, например, к несовершеннолетним (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - Пекинские правила; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; к лицам, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы (Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, - Токийские правила) и т.д. Стандарты обращения с заключенными можно классифицировать и по другим критериям: отдельным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы; режиму отбывания наказания; труду и профессиональной подготовке осужденных; воспитательной работе с осужденными; микросоциальным условиям отбывания наказания и пр. Необходимо классифицировать все существующие международные нормы уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного содержания на декларации (доктринальные нормы), нормы рекомендательного характера и нормы обязательного свойства. Такая классификация позволит оптимально их использовать и включать в национальное законодательство, а также отслеживать надлежащее исполнение. При этом рекомендательные нормы развивают доктринальные в целях поощрения и соблюдения прав и основных свобод человека. В области уголовно-исполнительных отношений примерами рекомендательных норм международного характера являются: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и т.д. Группа документов-обязательств отличается от декларативных и рекомендательных норм прежде всего реализацией в них принципа приоритета международных договоров. К таким документам относятся: Международный пакт о социальных, экономических и культурных правилах и Международный пакт о гражданских и политических правах и др. Поскольку указанные конвенции ратифицированы нашим государством, нормы, содержащиеся в них, носят для уголовно-исполнительного законодательства обязательный характер и, следовательно, могут напрямую регулировать национальные уголовно-исполнительные правоотношения.
1.2 Содержание основных международных стандартов обращения с осужденными
Рассмотрим содержание основных международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы. Важнейшим международным документом, разработанным в рамках Организации Объединенных Наций, является Всеобщая декларация прав человека. В статье 2 Декларации указано, что права и свободы человека относятся ко всем без исключения. Это принципиальное положение определяет коренные основы правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции. Важное значение для определения правового положения осужденного имеет ст. 29 Декларации, которая предписывает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния. Данные постулаты нашли свое отражение в ст. 55 Конституции Российской Федерации. Другим универсальным международным документом, определяющим правила обращения с заключенными, является Международный пакт о гражданских и политических правах. Особый практический интерес представляет ст. 10 Пакта: ) все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности; ) - обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им представляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц; обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолетних и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения; ) пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание. Несовершеннолетние правонарушители отделяются от совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их возрасту и правовому статусу. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания была ратифицирована СССР в 1987 г. Конвенция предусматривает возможные внутригосударственные меры реагирования на информацию о пытках, вплоть до заключения лица, подозреваемого в совершении пытки, а также в попытке подвергнуть пытке или в соучастии в пытке, под стражу и производства предварительного расследования. Международной организацией труда (МОТ) в 1930 г. принята Конвенция № 29 о принудительном или обязательном труде, ратифицированная СССР в 1956 г. Она хотя и запрещает такой труд, однако не исключает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа. Так, УИК РФ установлены правила трудоиспользования осужденных. В частности, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Следующим международным нормативно-правовым актом, содержащим нормы, регламентирующие правовое положение осужденных, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в которой отражены следующие постулаты в отношении заключенных под стражу и осужденных: никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию (ст. 3); никто не может быть лишен свободы иначе как в предусмотренных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом (ст. 5); запрещается «принудительный или обязательный труд», однако в него не включается «любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения»; граждане стран, входящих в Совет Европы, имеют право на обращение в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург) с жалобами на неправомерные действия государственных властей, если ими исчерпаны все законные средства судебной защиты их прав в своей стране. Таким правом обладают и осужденные к уголовным наказаниям. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными представляют собой наиболее полный и подробный документ, касающийся обращения с осужденными к лишению свободы. Структурно он делится на две основные части, содержащие 95 правил, которые носят рекомендательный характер. Первая часть «Общеприменимые правила» включает нормы, касающиеся обращения со всеми категориями заключенных (регистрация, распределение по категориям, размещение, личная гигиена, питание, медицинское обслуживание, дисциплина и наказания, средства усмирения, контакты с внешним миром, перемещение, персонал места заключения и др.). Вторая часть «Правила, применимые к особым категориям» состоит из следующих разделов: А. «Осужденные заключенные», в котором излагаются руководящие принципы управления пенитенциарными заведениями и цели их деятельности, вопросы обращения с заключенными, их классификации, индивидуализации работы с ними, льгот, труда, образования и отдыха, отношений с внешним миром и опеки после освобождения; Б. «Душевнобольные и страдающие умственными недостатками заключенные» содержащий правила обращения с такими лицами, наблюдения за ними и обеспечения их лечения; В. «Лица, находящиеся под арестом или ожидающие суда», включающий стандарты обращений с «подследственными» заключенными; Г. «Заключенные по гражданским делам», предусматривающий правила обращения с лицами, содержащимися в заключении за невыполнение долговых обязательств и другие проступки неуголовного характера; Д. «Лица, арестованные или помещенные в тюрьму без предъявления обвинения», предписывающий процедуру обращения с такими лицами. Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными явились основой создания Европейских пенитенциарных (тюремных) правил. Формально эти Правила имеют статус рекомендаций для администраций мест лишения свободы. В этих правилах нашли дальнейшее развитие основополагающие принципы обращения с осужденными (заключенными). В частности, подчеркивается, что лишение свободы должно исполняться в таких условиях его отбывания и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства; цели исправительного воздействия на заключенных состоят в сохранении их здоровья и достоинства. В настоящее время реализация международных стандартов, касающихся обращения с осужденными, в России осуществляется по трем направлениям: а) посредством формирования соответствующей уголовно-исполнительной политики; б) через национальное законодательство; в) в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. 1.3 Перспективы реализации международных стандартов, касающихся обращения с осужденными в Российской Федерации
Международные стандарты, которые были рассмотрены выше, формально находят свое отражение в законодательстве Российской Федерации, а именно в Конституции РФ, в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, в ряде ведомственных нормативных актов Минюста России. Однако их реализация и применение к лицам, к которым они адресованы (осужденным) желает оставлять лучшего, так как они, носят больше декларативный характер, нежели прикладной. октября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года. Ее главной целью является создание современной системы исполнения наказаний, улучшение содержания подозреваемых и обвиняемых, а также приведение всего уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международными стандартами, регламентирующими правовое положение осужденных. Одной из основных целей Концепции является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: разработки основанных на стандартах Европейских пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных; разработки технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов. В целях обеспечения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей, предлагается: ) в сфере обеспечения режима безопасности: дифференциация условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с целью обеспечения выполнения ими установленных правил режима содержания, создание системы изучения факторов, способствующих эксцессам со стороны осужденных, с целью выработки мер, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиления ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания; создание справедливой и контролируемой системы мотиваций осужденных к законопослушному поведению; совершенствование системы мер взыскания в отношении осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, влекущих изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения; разработка комплекса мер по формированию у работников уголовно-исполнительной системы умений и навыков, позволяющих обеспечить эффективное противодействие противоправному поведению со стороны осужденных, а также мер ответственности за нарушение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора; 2) в сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей: - завершение к 2017 году строительства и ввода в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам, а также реконструкция объектов действующих следственных изоляторов. выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами, повышение нормативов жилой площади для осужденных; совершенствование организации питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами; обеспечение продовольственной безопасности и независимости уголовно-исполнительной системы от колебаний конъюнктуры рынка продуктов питания путем постоянного повышения уровня самообеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на продовольственное обеспечение; ) в сфере медицинского обслуживания предполагается: развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными концептуальными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации; обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения исходя из принципов повышения ее доступности и качества; увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи; при участии ведущих научно-исследовательских организаций в области здравоохранения разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью снижения уровня их заболеваемости, инвалидности и смертности; формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий; ) в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными предполагается: создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению, включая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения, учитывающего при его применении в отношении осужденного тяжесть совершенного преступления, отбытый срок наказания, рецидив преступления и возмещение ущерба потерпевшим; разработка мер дисциплинарного воздействия за незначительные правонарушения и новых мер поощрения, применяемых к осужденным, а также к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах; усиление воспитательной работы в отношении осужденных, способных к ресоциализации, с особым акцентом на вовлечение их в трудовую деятельность, приобретение профессии или переквалификацию; развитие социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения; совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных, планирование, организация и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий; расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов; внедрение современных технологий социальной помощи, защиты и поддержки в отношении наиболее социально уязвимых категорий осужденных, а также конкретной личности на всех этапах отбывания наказания; разработка для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.) Правовое положение осужденных в Российской Федерации
Теоретические аспекты правового статуса осужденного
Рассмотрение правового статуса осужденного невозможно без освещения общей теории правового статуса личности. Взаимодействие личности с государством (его институтами) через законы и другие нормативные акты непосредственно определяет ее юридическое состояние, права, обязанности, интересы и ответственность. Поэтому любой пересмотр взаимоотношений личности и государства неизбежно предполагает изменения в соотношении личности и права. Понятие правового статуса (от лат. status - состояние, положение) личности достаточно освещено в общей теории права и понимается обычно как правовое положение гражданина либо как юридическое закрепление положения личности в обществе. Более точное толкование этого понятия приводится Н.В. Витруком, который определяет правовой статус личности как «систему признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права». Несколько иной смысл вкладывает в это понятие С.С. Алексеев, который, говоря о правовом статусе лица, отмечает, что последнее обладает и правосубъектностью, и определенным кругом основных прав, определяющих его правовое положение в обществе или в данной области общественной жизни. Следует напомнить и позицию Н.И. Матузова, исследовавшего эту проблему и определившего правовой статус личности как комплексное понятие, которое отражает взаимоотношение личности и общества, гражданина и коллектива, индивида и коллектива. Правовой статус представляет собой упорядоченную совокупность прав, свобод и обязанностей. Причем обладание правами и несение обязанностей возможны только в том случае, если поведение их носителя регулируется нормами соответствующей правовой системы. Использовать права и исполнять обязанности может лишь субъект права, поскольку только его поведение подвержено правовому регулированию. Не будучи субъектом права и, соответственно, субъектом определенных прав и обязанностей, нельзя иметь правовой статус, содержанием которого и выступают эти права и обязанности. Общая теория права различает три вида правового статуса личности: конституционный (общий), специальный или родовой и индивидуальный. Права и обязанности, которые могут быть реализованы каждым гражданином составляют общий правовой статус личности. В содержание его входят как конституционные, так и иные общие права и обязанности личности, закрепленные в отраслевом законодательстве либо международными договорами, соглашениями и т.п. Поскольку общий правовой статус закрепляет лишь главные, принципиальные положения и не может охватить все многообразие общественных отношений, в которых участвуют граждане, то особенности находят свое выражение и закрепление в специальном и индивидуальном статусе. Соответственно, осужденные, как особая категория граждан, обладают специальным правовым статусом, который в свою очередь подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих отдельные виды уголовного наказания, а также по иным основаниям. Уголовное наказание не приводит к потере гражданства, поэтому специальный правовой статус осужденного базируется на общем правовом статусе граждан России. Это обстоятельство важно, так как способствует обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, повышает его воспитательный потенциал и подчеркивает тот факт, что осужденные не ограничиваются в реализации ряда прав и несут обязанности, возложенные на граждан. Таким образом, значительная часть элементов общего правового статуса граждан в специальном правовом статусе сохраняется, что выражается в форме: а) дублирования (в ст. 13 УИК РФ «Право осужденных на личную безопасность» отражена ст. 22 Конституции РФ; в ст. 14 УИК РФ «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» отражена ст. 28 Конституции РФ и Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»; б) конкретизации (в ст. 112 УИК РФ «Общее образование осужденных к лишению свободы» не только отражены положения ст. 43 Конституции РФ и Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», но имеет место уточнение субъекта в указании на обязательность получения основного общего образования осужденных, не достигших 30 лет, и по желанию для осужденных старше 30 лет и инвалидов). Вместе с тем специальный статус осужденного существенно отличается от общего правового статуса граждан. Во-первых, пользование некоторыми общегражданскими правами и свободами для осужденных ограничивается. В этом проявляется сущность уголовного наказания как реакции государства на совершенное преступление. Во-вторых, правовое положение осужденных включает в себя реальность применения к осужденным правоограничений, и основной формой их закрепления может быть федеральный закон (ст. 10 УИК РФ). Правоограничения - это лишь часть специального статуса осужденного. Кроме этого, правовое положение осужденных дополняется специфическими элементами: а) они не имеют аналога в общегражданском правовом статусе; б) их содержание не зависит от общегражданского правового статуса, а отражает особенности исполнения того или иного вида наказания Эти нормы регулируют специфические отношения, присущие конкретным условиям отбывания наказания того или иного вида, и имеют особенность: значительная их часть регламентируется подзаконными правовыми актами. Индивидуальный статус характеризуется неповторимостью, фиксирует конкретику отдельного лица: пол, возраст, профессию, семейное положение, образовательный ценз и т.д. Этот вид динамичен и изменяется вместе с переменами у его обладателя. Спец
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|