Свойства и показатели ассортимента
Тема 3 Ассортимент товаров Классификация ассортимента товаров Свойства и показатели ассортимента Управление ассортиментом Классификация ассортимента товаров Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразие, аналогичные индивидуальные потребности. Ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей. Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Товарная номенклатура предназначена для регламентирования определенной профессиональной деятельности. Ассортимент товаров классифицируют: 1) по местонахождению: • промышленный (производственный) ассортимент; • торговый ассортимент. Промышленный (производственный) ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных возможностей. Пример: кондитерская фабрика имени Бабаева включает 100 наименований карамельных, конфетных и шоколадных изделий. Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. 2) в зависимости от широты охвата товаров ассортимент: • простой; • сложный; • групповой; • развернутый; • сопутствующий. Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Характерен для магазинов повседневного спроса. Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Характерен для оптовых баз, универмагов, универсамов.
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Групповой ассортимент положен в основу создания складов на непродовольственных оптовых базах, разных секций (одежных, обувных, галантерейных) в универмагах. Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Характерен для специализированных магазинов. Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Марочный ассортимент — набор товаров одного вида марочных наименований. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов. В обувном магазине – это предметы ухода за обувью; в продовольственном магазине – мыло, спички, другие хозяйственные товары. 3) по степени удовлетворения потребностей ассортимент: • рациональный; • оптимальный. Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя. Рациональный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают наилучшее качество жизни. Рациональный и оптимальный ассортимент характеризуют качественную сторону ассортимента товаров в торговой организации. Свойства и показатели ассортимента Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента.
Свойствами ассортимента являются: · широта ассортимента · полнота ассортимента; · устойчивость; · новизна; · структура; · ассортиментный минимум; · рациональность; · гармоничность. Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Коэффициент широты Кш = Шд/Шб*100%, где Шд – ширина действительная; Шб – ширина базовая. Широта выступает в качестве одного из примеров конкурентоспособности фирм. С точки зрения потребителя, с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Кп=Кд/Кб*100% Наибольшее значение показатели полноты имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. ,% где Ку – коэффициент устойчивости, %; У – количество товаров однородной группы, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании). Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров. Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения. Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. ,% где Кн – коэффициент новизны, %; Н – количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся, по мнению исследователя, новыми. Причинами, побуждающими обновлять ассортимент, являются:
- замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; - разработка новых товаров улучшенного качества; - создание конкурентных преимуществ организации. Потребителями новых товаров являются «новаторы». Новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности. Структура ассортимента – это удельная доля каждого вида или наименования товара в общем наборе. Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. Однако в настоящее время многие торговые предприятия исключают из ассортимента дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений утвердили несоблюдение ассортиментного перечня нарушением правил торговли. Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Коэффициент рациональности свидетельствует о рациональном ассортименте. Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации, использования. Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент. Например, в магазинах типа «Все для дома», «Все для досуга» покупатель может найти необходимые товары целевого назначения. Управление ассортиментом Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Элементом управления является формирование ассортимента. Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реальные потребности. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.
Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого должны быть решены следующие задачи: - установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах; - определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности; - выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента; - оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров; - определены основные направления формирования ассортимента. Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов. Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы — одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Стабилизация ассортимента — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов. Обновление ассортимента — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.
Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей; изменения моды; достижения научно-технического прогресса. Обновление ассортимента — очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров — один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов. Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление. Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи. Более того, иногда при производстве новых товаров используется более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента. Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации. Факторы формирования ассортимента делятся на: - общие; - специфичные. Общие факторы – спрос и рентабельность. Спрос – определяющий фактор, зависит от доходов потребителей, национальных, демографических особенностей. Рентабельность – определяется себестоимостью, издержками производства и обращения. Зависит от государственных мер по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и т.п.). Специфичные факторы: - промышленного ассортимента; - торгового ассортимента. Промышленного ассортимента: - сырьевая база производственных организаций; - материально-техническая база товарного производства; - достижения научно-технического прогресса. Торгового ассортимента: - специализация торговой организации; - каналы распределения товаров; - методы стимулирования сбыта и формирования спроса; - материально-техническая база торговой организации. Специализация торговой организации – определяется при создании и лицензировании организации. Каналы распределения товаров – отлаженная система поставок, ритмичность доставки в установленные сроки. Методы стимулирования сбыта и формирования спроса – рекламная поддержка товаров. Материально-техническая база торговой организации оказывает определенное воздействие на формирование ассортимента. При отсутствии складов у организации, обеспечивающих сохранность товаров или площади торгового зала для выкладки товаров, организация не может сформировать сложный и развернутый ассортимент товаров. Руководством организации определяются цели, задачи и основные направления формирования ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации. Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие широт у и полноту ассортимента. Это стандарты на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП и ТУ), а также каталоги, прейскуранты, прайс-листы, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|