Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Нормативно-правовое регулирование аудита




 

1 Законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность за рубежом.

2. Нормативно-правовое регулирование аудита в РК

1. Законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, обычно содержит:

(а) требования к компаниям в части обязательного проведения аудита;

(б) правила, касающиеся назначения аудитора, его отстранения от работы и отказа аудитора от работы с целью обеспечения независимости;

(в) права и обязанности аудитора, а также требования в отношении квалификации аудитора.

Во многих странах также требуется, чтобы информация, подготовленная для целей налогообложения проверялась налоговыми аудиторами (инспекторами). Если налоговый аудитор назначается компанией, то обычно этот же аудитор производит аудит финансовой отчетности. Если государство назначает налоговых аудиторов, то обычно отдельно назначается аудитор, который аудирует финансовую отчетность.

В соответствии с рассмотренным ранее, целью аудита, согласно МСА, является формирование мнения в отношении «правдивости и достоверности» или «достоверного представления» финансовой отчетности. В странах с развитой аудиторской практикой на аудиторов оказывается давление, чтобы они принимали на себя ответственность за выявление случаев мошенничества и информирование о выявленных фактах мошенничества, хотя это не является основной целью аудита. Предполагается, что аудиторы будут проводить аудит с целью получения разумной уверенности по выявлению существенных искажений в финансовой отчетности; при этом само по себе проведение аудита не является гарантией отсутствия мошенничества. Согласно МСА в обязанности аудитора не входит информирование третьих сторон о случаях мошенничества, хотя национальное законодательство может устанавливать подобные требования.

Однако, общественность все же ожидает, что аудитор будет действовать как финансовый «полицейский», хотя согласно законодательству это, обычно, не является его функцией при предоставлении отчетности в отношении достоверности финансовой отчетности. Аудиторы в целом сопротивляются давлению, по расширению масштабов ответственности и возложению на них функций по обнаружению и отчетности в отношении фактов мошенничества. Тем не менее, за последние несколько лет все чаще появляются законодательные требования, согласно которым аудитор должен информировать о случаях обнаружения фактов мошенничества. Эта ситуация общеизвестна как «разрыв ожиданий», т.е. разница между тем, что ожидается от аудиторов, и тем, что от них требует закон.

Стандарты аудита и законодательство

Стандарты бухгалтерского учета обычно определяются национальным законодательством, и в то же время в отношении стандартов аудита такой подход применяется редко. Установление стандартов аудита обычно остается за профессиональными аудиторскими организациями такими, как Американский институт присяжных бухгалтеров в США (АССА). Становится все более обычным явлением, когда национальные стандарты аудита разрабатываются на основе МСА, при этом расхождения этих стандартов с мировой аудиторской практикой по сравнению с аналогичными расхождениями в бухгалтерской практике незначительны.

В большинстве стран не существует требований проводить в обязательном порядке аудит финансовой отчетности всех компаний. Иначе говоря, к мелким компаниям обычно не предъявляются требования по обязательному проведению аудита. Также обычно не требуется, чтобы все предприятия придерживались единого формата при подготовке финансовой отчетности, так как по отношению к компаниям малого и среднего бизнеса часто применяется ряд исключений.

Обычно аудиторы назначаются акционерами, директорами и иногда наблюдательным советом или аудиторским (ревизионным) комитетом. В случае приватизации государственных предприятий в условиях развивающейся экономики, обычно, первые аудиторы назначаются министерством финансов или министерством торговли.

В странах, где аудиторская практика хорошо развита, аудиторы обычно назначаются акционерами, хотя, на практике, они обычно принимают рекомендации директоров.

Обычно аудиторы назначаются сроком на один год, хотя срок пребывания в должности может быть продлен.

Оплата аудиторам, обычно, назначается директорами, и аудиторы подписывают контракт с компанией.

Обычно в законодательстве говорится, что аудитор должен быть независимым от своих клиентов. Оно также предусматривает, чтобы между ними не существовало бы родственных или деловых связей. К примеру, аудитору запрещается каким бы то ни было образом наниматься на работу к клиенту или иметь какие-либо финансовые связи, являясь владельцем акций.

Обычно профессиональные организации при установлении требований разрабатывают более подробные руководства, которые затем становятся частью кодекса профессиональной этики.

 

Редкое явление - отказ аудитора от продолжения работы или отстранение аудитора клиентами до окончания срока его пребывания в должности. Если аудитор не согласен со своими клиентами по поводу оплаты или учетной политики, он просто не предлагает свою кандидатуру для повторного назначения по истечении его контракта. Отстранение аудитора или его отказ от должности до окончания аудиторского контракта указывает на серьезные разногласия между аудитором и клиентом и часто сопровождается судебным процессом.

Труднее отстранить аудитора, нежели назначить его, так как акционеры и/или директора должны быть информированы надлежащим образом о характере возникшей проблемы. Чаще всего необходимо простое большинство, две трети или 75% голосов директоров и/или акционеров для того, чтобы принять решение об отстранении аудитора.

Обычно об отстранении аудитора следует, сообщать органам регулирования.

Эти положения необходимы для того, чтобы гарантировать, что аудитор не будет отстранен от должности по неуместным причинам без ведома акционеров, и что аудитор не пытается избежать ответственности за возникшие проблемы, не информируя акционеров.

Если клиент нарушает контракт, отстраняя от должности аудитора, аудитор, в свою очередь, может подать в суд.

Обычно при отказе от продолжения работы аудитору необходимо подать письменное сообщение компании и органу регулирования. В некоторых странах аудитору также разрешается потребовать от компании созыва собрания, на котором будут обсуждаться причины его отказа от работы.

При этом, если аудитор нарушает контракт, клиент может подать на него в суд.

При аудите основная обязанность аудитора заключается в отчетности о правдивом и достоверном представлении финансовой отчетности, выполнение которой связано с необходимостью выполнения различных детальных обязанностей.

Права, которыми наделен аудитор в соответствии с национальным законодательством, необходимы для обеспечения выполнения аудитором его обязанностей. Эти права являются основой его независимости. Аудитор обычно имеет неограниченное право доступа к бухгалтерским книгам и записям компании, только за исключением тех, которые имеют отношение к вопросам национальной безопасности.

(а) Право доступа к бухгалтерским книгам, записям, документам и счетам компании.

Аудитор должен пользоваться этим правом с осторожностью, чтобы не приостановить без необходимости деятельность компании. Подобным образом, если клиент отказывает в доступе к записям, аудитор не должен искать доступа к ним посредством принудительных мер или даже посредством обращения в суд. Вместо этого он должен выразить мнение с оговорками или отказаться от выражения мнения.

 

(б) Право, согласно которому аудитор может потребовать от должностных лиц предоставления информации и разъяснений, которые необходимы, по его мнению, для выполнения его обязанностей. Это право позволяет аудитору холдинговой компании получить от предприятий-филиалов и/или их аудиторов необходимую по его мнению информацию для целей проведения аудита группы предприятий.

Обычно, аудитор должен информировать акционеров, в случае если он не получил необходимых ему объяснений или информации. Отсюда следует, что аудитора необходимо наделять правом, согласно которому он может потребовать предоставления подобной информации и объяснений.

в) Право на:

i получение всех уведомлений, касающихся проведения любого общего собрания компании;

ii посещение всех общих собраний; и

iii выступление на любых общих собраниях по любому вопросу, касающемуся деятельности компании, который волнует его как аудитора.

Для надлежащего выполнения обязанностей аудитору важно получать из первых рук информацию о том, что происходит на собраниях. Право выступать на собраниях, если он им пользуется, не освобождает его от его обязанности подготовить всеобъемлющее аудиторское заключение для членов.

 

(г) Право на получение от компании копии сообщения с предложением об отстранении от должности или замещении и право сделать устное или письменное заявление. (Это в дополнение к его обязанности, которая заключается в предоставлении «изложения обстоятельств».)

(д) Право требовать от директоров созыва общего собрания по поводу его отказа от работы, посещения ими этого собрания, а также право выступать на этом и любом другом собрании, которое касается его.

 

2. Важнейшими нормативно-правовыми актами, регулирующими аудиторскую деятельность в РК, являются соответствующие нормативные законы в области бухгалтерского учета, аудита, а также нормативно-правовые акты в области хозяйственной деятельности различных сфер экономики.

В их состав входят:

· закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

· закон об аудиторской деятельности;

· стандарты МСФО, НСФО;

· международные стандарты аудита;

· типовой план счетов с инструкцией по его применению;

· налоговый кодекс;

· уголовный кодекс;

· гражданский кодекс;

· закон об Акционерных Обществах;

· закон о товариществах и т.д.

· закон о лицензировании

· закон о страховании

Нормативно-правовое регулирование аудита

 

Закон Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года № 304-I

Об аудиторской деятельности (извлечения)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, физическими и юридическими лицами, аудиторами, аудиторскими организациями и профессиональными аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в Республике Казахстан.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аккредитованная профессиональная аудиторская организация (далее - профессиональная организация) - некоммерческая организация, объединяющая аудиторов и аудиторские организации;

2) аккредитация - официальное признание уполномоченным органом правомочий профессиональных аудиторских организаций, предусмотренных настоящим Законом;

3) аудит - проверка в целях выражения независимого мнения о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) аудитор — физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией по аттестации кандидатов в аудиторы (далее — Квалификационная комиссия), получившее квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор»;

5) аудиторский отчет - письменный официальный документ, являющийся результатом проведенного аудита;

6) аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, и предоставлению услуг по профилю деятельности;

7) аудиторская организация - коммерческая организация, созданная для осуществления аудиторской деятельности;

8) аудируемый субъект — юридическое лицо, филиалы и (или) представительства юридического лица, выступающие от его имени, индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится аудит;

9) аттестация — процедура определения Квалификационной комиссией знаний и навыков кандидатов в аудиторы;

10) Кодекс этики - свод этических правил профессиональной деятельности аудиторов;

10-1) конфликт интересов — ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации может повлиять на ее мнение о достоверности финансовой отчетности аудируемого субъекта;

10-2) недостоверный аудиторский отчет — аудиторский отчет, составленный с нарушением законодательства Республики Казахстан об аудиторской деятельности, содержащий недостоверные и (или) неполные сведения о финансовой отчетности и об информации, предусмотренной стандартами аудита, вводящие пользователей в заблуждение;

11) заведомо недостоверный аудиторский отчет - аудиторский отчет, составленный без проведения аудита или содержащий мнение, умышленно вводящее пользователей в заблуждение;

13) стандарты организаций — внутренние документы аудиторской организации, которые устанавливают единые требования к порядку проведения аудита, не противоречащие законодательству Республики Казахстан;

14) уполномоченный государственный орган (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий регулирование в области аудиторской деятельности и контроль за деятельностью аудиторских и профессиональных организаций.

Статья 3. Аудиторская деятельность

1. Правом на занятие аудиторской деятельностью обладают аудиторские организации, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

2. Аудиторские организации, помимо аудита, могут оказывать также следующие услуги по профилю своей деятельности:

1) сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

2) восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

3) внутренний аудит;

4) консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

5) формирование первичных статистических данных;

6) анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

7) консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

8) обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;

9) рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

10) разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, аудиту, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования, по оказанию сопутствующих услуг по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

11) юридические услуги, связанные с аудиторской деятельностью;

Если в соответствии с законодательством Республики Казахстан оказание отдельных видов услуг по профилю своей деятельности, предусмотренных настоящим пунктом, требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации не вправе оказывать эти услуги без наличия такой лицензии.

3. Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности.

Статья 4. Основные принципы аудиторской деятельности и стандарты аудита

1. Основными принципами аудиторской деятельности являются:

независимость;

объективность;

профессиональная компетентность;

конфиденциальность;

честность;

соблюдение стандартов организаций.

2. Аудит осуществляется в соответствии с настоящим Законом и международными стандартами аудита (далее - стандарты аудита), не противоречащими законодательству Республики Казахстан, опубликованными на государственном и русском языках организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в Республике Казахстан от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров.

Статья 5. Аудит и его виды

1. Видами аудита являются:

1) обязательный;

2) инициативный.

2. Обязательному аудиту подлежат:

акционерные общества;

страховые (перестраховочные) организации, страховые холдинги и организации, в которых страховая (перестраховочная) организация и (или) страховой холдинг являются крупными участниками, страховой брокер;

накопительные пенсионные фонды и организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами;

крупные участники открытого накопительного пенсионного фонда, а также юридические лица, в которых открытый накопительный пенсионный фонд имеет значительное участие;

недропользователи;

банки, банковские холдинги и организации, в которых банк и (или) банковский холдинг являются крупными участниками;

субъекты естественной монополии, за исключением субъектов естественной монополии малой мощности;

организации гражданской авиации, за исключением авиакомпаний, осуществляющих авиационные работы по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан;

хлебоприемные предприятия;

фонд гарантирования страховых выплат;

юридические лица Республики Казахстан, заключившие контракт на осуществление инвестиций, предусматривающий инвестиционные преференции;

хлопкоперерабатывающие организации;

застройщики и проектные компании в соответствии с Законом Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве».

Организации, для которых аудит является обязательным и которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан публикуют в периодических печатных изданиях годовую финансовую отчетность, обязаны публиковать вместе с годовой финансовой отчетностью и аудиторский отчет.

3. Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемого субъекта либо его участника с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором на проведение аудита между инициатором и аудиторской организацией.

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган в области аудиторской деятельности:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в области аудиторской деятельности;

1-1) ведет реестр аудиторов;

1-2) разрабатывает и утверждает квалификационные требования к аудиторским организациям, которые допускаются к проведению обязательного аудита, а в отношении обязательного аудита финансовых организаций — по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

2) утверждает порядок аккредитации профессиональных организаций;

3) проводит аккредитацию и ведет реестр профессиональных организаций;

4) разрабатывает правила лицензирования аудиторской деятельности и квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании аудиторской деятельности;

5) осуществляет лицензирование аудиторской деятельности и ведение реестра аудиторских организаций;

6) публикует в периодических печатных изданиях на государственном и русском языках сведения о выдаче, приостановлении, лишении и прекращении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

7) утверждает порядок проведения аттестации кандидатов в аудиторы;

8) утверждает Правила формирования и осуществления деятельности Квалификационной комиссии;

9) обеспечивает условия для распространения стандартов аудита;

13) определяет перечень, формы и периодичность представления отчетности профессиональными и аудиторскими организациями;

14-1) осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;

15) утверждает формы реестров аудиторских и профессиональных организаций;

16) взаимодействует с другими государственными органами, профессиональными организациями и иными организациями по вопросам аудиторской деятельности.

17) осуществляет государственный контроль в области аудиторской деятельности и деятельности профессиональных аудиторских организаций;

18) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».

Статья 8. Аудитор

1. Аудитор осуществляет свою деятельность в качестве аудитора только в составе одной аудиторской организации.

2. Аудитор может быть участником только одной аудиторской организации.

Статья 9. Аудиторская организация

4. Численность аудиторов в составе аудиторской организации должна составлять не менее двух человек.

5. В уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аудитору (аудиторам) и (или) иностранной (иностранным) аудиторским организациям, должна составлять сто процентов.

6. Руководитель аудиторской организации обязан иметь квалификационное свидетельство «аудитор».

Аудитор, ранее возглавлявший аудиторскую организацию, которая в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан была лишена лицензии, в течение года с даты вступления в законную силу решения суда о лишении лицензии не может быть руководителем другой аудиторской организации.

7. Аудиторская организация, осуществляющая аудиторскую деятельность на территории Республики Казахстан, не может быть участником другой аудиторской организации - резидента Республики Казахстан.

8. В случае создания филиала на территории Республики Казахстан руководитель филиала обязан иметь квалификационное свидетельство «аудитор».

Статья 10. Профессиональные организации

1. Аккредитация профессиональной организации подтверждается свидетельством об аккредитации по форме, утвержденной уполномоченным органом. Свидетельство об аккредитации действительно на всей территории Республики Казахстан.

2. Профессиональные организации являются некоммерческими организациями и действуют на основании устава, принимаемого на общем собрании их членов.

3. Структура и рабочие органы профессиональных организаций определяются их уставами.

4. Учредителями и участниками профессиональных организаций могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Аудиторы и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации.

Аудиторы - члены профессиональной организации имеют право избирать и быть избранными в их органы управления.

Статья 11. Права и обязанности профессиональных организаций

1. Профессиональные организации вправе:

1) осуществлять внешний контроль качества аудиторских организаций;

2) проводить курсы по повышению квалификации аудиторов, выдавать сертификаты о прохождении курсов в порядке, установленном уполномоченным органом;

3) анализировать, обобщать и распространять опыт работы аудиторов и аудиторских организаций;

4) представлять интересы аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;

5) рассматривать споры аудиторов, аудиторских организаций, являющихся их участниками, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;

6) проводить рейтинг аудиторских организаций и публиковать в периодических печатных изданиях;

7) участвовать в работе международных организаций по бухгалтерскому учету и аудиту;

8) разрабатывать, издавать и распространять учебную литературу, методические рекомендации, периодические печатные издания в области аудиторской деятельности;

9) давать рекомендации по стандартам аудита и иным вопросам аудиторской деятельности;

10) по итогам проведенного внешнего контроля качества исключать из профессиональной организации лиц, допустивших нарушения стандартов аудита и Кодекса этики;

11) разрабатывать и утверждать учебные программы повышения квалификации аудиторов.

2. Профессиональные организации обязаны:

1) соблюдать законодательство Республики Казахстан об аудиторской деятельности, стандарты аудита, Кодекс этики;

2) в течение шести месяцев с момента получения аккредитации создать Квалификационную комиссию;

3) обеспечивать своих членов нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области аудиторской деятельности;

4) разрабатывать и принимать Кодекс этики;

4-1) способствовать развитию аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;

5) обеспечивать соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита, Кодекса этики;

8) в случае принятия (выбытия, исключения) членов, а также изменения персонального состава рабочего органа управления сообщать об этих изменениях уполномоченному органу;

10) предоставлять информацию о своей деятельности в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 12. Лишение свидетельства об аккредитации

1. Профессиональная организация лишается свидетельства об аккредитации в случае, если:

2) в течение шести месяцев с момента получения аккредитации не создает Квалификационную комиссию;

3) десять процентов от средней численности, но не менее пяти аудиторских организаций — членов профессиональной организации за двенадцать календарных месяцев были лишены лицензии на осуществление аудиторской деятельности без ходатайства со стороны такой профессиональной организации;

4) систематически (более двух раз подряд) в течение года нарушала Правила аккредитации;

5) предоставляла заведомо ложную информацию в уполномоченный орган о себе и своей деятельности;

6) в течение трех месяцев не устранена причина, по которой вынесено предупреждение уполномоченного органа.

7) несоответствие Кодекса этики требованиям Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров.

2. Профессиональные организации вправе обжаловать решение уполномоченного органа в судебном порядке.

Статья 13. Аттестация кандидатов на присвоение квалификации «аудитор»

1. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и трудовой стаж не менее трех лет в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной или в правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях.

2. Лица, прошедшие аттестацию, получают квалификационное свидетельство о присвоении квалификации «аудитор» и личную печать аудитора (далее - личная печать) с указанием номера квалификационного свидетельства, фамилии, собственного имени, а также, по желанию, - отчества.

Решение о присвоении квалификации «аудитор» публикуется на государственном и русском языках в периодических печатных изданиях, определяемых Квалификационной комиссией.

3. Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к ее повторному прохождению по истечении трех месяцев с момента принятия решения Квалификационной комиссией.

Статья 14. Квалификационные комиссии

1. Квалификационная комиссия создается профессиональной организацией, являющейся ее учредителем, с численностью не менее десяти аудиторских организаций.

2. Квалификационная комиссия является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме учреждения, и действует на основании положения (устава).

3. Квалификационная комиссия не вправе создавать филиалы и представительства.

4. В состав квалификационных комиссий входят по одному представителю от уполномоченного органа.

5. Председателями квалификационных комиссий избираются аудиторы, занимающиеся аудиторской деятельностью, из числа их членов простым большинством голосов сроком на три года. Одно и то же лицо не может быть избрано председателем два раза подряд.

6. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности квалификационных комиссий осуществляются учредителями (участниками) за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

7. Квалификационная комиссия разрабатывает и утверждает программу аттестации кандидатов в аудиторы, которая должна соответствовать международным стандартам финансовой отчетности, утвержденным Фондом Комитета международных стандартов финансовой отчетности, стандартам аудита и законодательству Республики Казахстан.

8. Квалификационные комиссии обязаны представлять в уполномоченный орган в течение пятнадцати рабочих дней со дня принятия решения протокол заседания с указанием номера квалификационного свидетельства и нотариально удостоверенные копии документов, представленных в Квалификационную комиссию лицами, которым была присвоена квалификация «аудитор».

9. В случае нарушения порядка проведения аттестации кандидатов в аудиторы уполномоченный орган вправе обжаловать решение квалификационных комиссий в судебном порядке.

Статья 15. Лишение квалификационного свидетельства «аудитор»

Лишение квалификационного свидетельства «аудитор» осуществляется в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Решение о лишении квалификационного свидетельства «аудитор» уполномоченным органом сообщается профессиональным организациям и публикуется на государственном и русском языках в периодическом печатном издании.

Лица, которые были лишены квалификационного свидетельства «аудитор», к повторной аттестации допускаются не ранее чем через три года.

Статья 16. Лицензирование аудиторской деятельности

1. Аудиторская деятельность подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Лицензия прекращает свое действие только в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

3. Приостановление действия и лишение лицензии осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

4. В случае прекращения действия лицензии, в том числе ее лишения, аудиторские организации в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия лицензии, в том числе ее лишении, обязаны возвратить в уполномоченный орган лицензию.

При лишении лицензии срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления суда.

5. Заявление на выдачу лицензии аудиторской организации, которая в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан была лишена лицензии, рассматривается не ранее чем через год.

Статья 17. Договор на проведение аудита

1. Отношения между аудиторскими организациями и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. В договоре на проведение аудита и (или) предоставление услуг по профилю аудиторской деятельности предусматриваются: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, конфиденциальность полученной информации, а также членство в профессиональной организации.

3. Договор на проведение обязательного аудита и сопутствующих услуг аудируемого субъекта должен соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.

4. Сведения, полученные аудитором и (или) аудиторской организацией при исполнении договора на проведение аудита, составляют коммерческую тайну.

Нарушение обязанности сохранения сведений, содержащих коммерческую тайну, влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 18. Аудиторский отчет

1. Аудиторский отчет составляется по результатам проведенного аудита и должен соответствовать требованиям настоящего Закона и стандартам аудита.

Аудиторский отчет содержит независимое мнение аудитора - исполнителя и аудиторской организации о финансовой отчетности и прочей информации, связанной с финансовой отчетностью, аудируемого субъекта в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.

2. Аудиторский отчет подписывается аудитором-исполнителем с указанием номера и даты выдачи квалификационного свидетельства, заверяется его личной печатью, утверждается подписью руководителя аудиторской организации и заверяется печатью аудиторской организации.

В аудиторском отчете также указываются номер и дата выдачи лицензии аудиторской организации.

За ненадлежащее использование и хранение личной печати аудитор несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

3. В случае несоответствия аудиторского отчета законодательству Республики Казахстан или фактическим данным такой отчет признается недействительным по решению суда.

Статья 18-1. Особенности проведения аудита финансовой организации

1. Сроки составления аудиторского отчета финансовых организаций и его представления в уполномоченный государственный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций определяются нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

2. Аудиторский отчет финансовой организации представляется одновременно финансовой организации и уполномоченному государственному органу по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

3. В случае нарушения установленных сроков представления аудиторского отчета финансовой организации уполномоченному государственному органу по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций уполномоченный государственный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций вправе направить письменное предписание о представлении аудиторского отчета в установленный срок.

4. В случае неисполнения письменного предписания аудиторской организацией уполномоченный государственный орган по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций вправе обратиться с ходатайством в уполномоченный орган о необходимости приостановления действия лицензии.

Статья 19. Контроль качества и его виды

1. Контроль качества направлен на соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита.

2. Видами контроля качества является внутренний и внешний контроль качества.

Внутренний контроль качества осуществляется аудиторской организацией самостоятельно в соответствии со стандартами аудита.

Внешний контроль качества осуществляется профессиональной организацией в отношении своих членов один раз в три года.

3. Правила проведения внешнего контроля качества разрабатываются соответствующими профессиональными организациями в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Внешний контроль качества могут проводить только аудиторы, осуществляющие свою деятельность в качестве аудитора.

4. Аудиторская организация вправе обжаловать заключение профессиональной организации в судебном порядке.

Статья 20. Права и обязанности аудиторов

1. Аудиторы вправе:

1) получать и проверять необходимую бухгалтерскую и иную финансово-хо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...