Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о цели организации. Классификация целей организации. Цлевая структура управления организаией.




Цели организации задают параметры организации. Цели организации часто определяют как направления, по которым должна вестись ее деятельность. Основные цели организации вырабатываются распорядителями основных ресурсов (профессиональными управляющими) на основе системы ценностей. Высшее руководство организации является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей организации, при этом достигается интеграция ценностей служащих компании и владельцев акций.

Можно выделить систему целей организации:

  • выживание в условиях конкурентной борьбы; предупреждение банкротства и крупных финансовых неудач;
  • лидерство в борьбе с конкурентами;
  • максимизация «цены» или создание имиджа;
  • рост экономического потенциала;
  • рост объемов производства и реализаций;
  • максимизация прибыли;
  • минимизация расходов;
  • рентабельность.

Цели организации классифицируются:

1) по содержанию: экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические;

2) периоду установления: стратегические, тактические, оперативные;

3) приоритетности: особо приоритетные, приоритетные, прочие;

4) измеримости: количественные и качественные;

5) характеру интересов: внешние и внутренние;

6) повторяемости: постоянно повторяющиеся и разовые;

7) временному периоду: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

8) функциональной направленности: финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные;

9) стадиям жизненного цикла: на стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла;

10) иерархии: цели всей организации, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работника;

11) масштабам: общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные.

Разнообразие целей организации объясняется тем, что по содержанию элементы организации разнонаправлены по множеству параметров. Это обстоятельство обусловливает необходимость множества целей, различных по уровню управления, задачам управления и т.д. Классификация целей позволяет глубже осознать многогранность деятельности хозяйственных организаций. Используемые для классификации критерии могут быть также применены многими хозяйственными организациями. Однако конкретные выражения целей в рамках данной классификации будут оставаться различными. Классификация целей организации позволяет повысить эффективность управления путем выбора для каждой цели системы необходимой информации и методов постановки.

Целевая структура организации уникальна по своему многообразию. Рассмотрим различные уровни целесообразности в организациях в некоторой последовательности, а именно - по степени ее объек­тивности - субъективности.

Первый уровень целеобразования - телеономия. Телеономия - т.н. объективная, естественная целесообразность, или полезность, необходимость каких-то процессов, актов поведения или функци­онирования организма, удовлетворения его естественных нужд, самоподдер­жания. На уровне социального субъекта подобная целесообразность наполняется субъективным содержанием, обретает направленность, что и де­лает ее целью.

Телеономические свойства присущи организаци­онным системам т.к.они нуждаются в поддержании своего рав­новесия, сохранении устойчивости, стремятся к выживанию. В целевой структуре организаций такие потребности отражаются в специаль­ных задачах по разработке и укреплению распорядка, внутренних взаимосвя­зей, средств контроля и пр.

Следующий уровень целеполагания – целенаправленность. Системы целенаправленны в том смысле, что такими они созданы намеренно и направлены человеком на специальные, а именно организацион­ные цели. Безличная структура организации, каждого ее подразделения строит­ся как целенаправленная. Ведь люди создают организации, а организации фор­мируют свои цехи и отделы на решения каких-то определенных задач, удовлет­ворения общественных потребностей. "Строительным материалом" при этом служат сами человеческие отношения. Целенаправленность структуры обеспечивается системой административно-правовых стандартов. Безличная структура конструируется под определенную цель, точнее - функцию. Функция эта может быть частная, промежуточная и конечная, причем частные и промежуточные функции направ­лены на достижение конечных целей организации, "настроены" на эффективное выполнение конечной функции. Такими функциями могут быть, например, "снабжение", "конструирование", "производство заготовок" и т. п.

Таким образом, телеономия выступает как естественное и объектив­ное следствие появления или создания элементов и подсистем организации; целенаправленность же есть субъективное условие и причина включения в организацию тех или иных элементов и подсистем. Телеономия вытекает из внутренних потребностей организации, целенаправленность в виде функции задастся ей извне.

Высший уровень целеобразования - целеуст­ремленность, то есть способность организации самой вырабатывать новые цели и достигать их. Целеустремленность проявляется в способности организации не только гибко реагировать на спрос, но и формировать его под новые виды продукции, упреждать изменения среды. Если целенаправленная оргсистема сильна своей способностью удачно выбирать вариант изделия, на которое она "настроена", то целеустремленная - готовностью к смене типа изделия и даже типа деятельности.

В табл. 2 рассмотрены эти три уровня целеобразования в организациях по 4 критериям.

1) Управленческие ценности на телеономическом уровне проявля­ются как стремление к самосохранению организации, обеспечению ее безопас­ности, устойчивости, управляемости - без этого организация просто разрушит­ся. Никакой руководитель не может отвлечься от необходимости обеспечить эти цели. На целенаправленном уровне руководство организации выбирает варианты поведения: виды продукции, способы работы с клиентурой, объемы и сроки поставок и т. д. Но все это в рамках заданных целей. Качество этого выбора является критерием оценки управления. На целеустремленном уров­не организация стремится к порождению новых целей и изменению среды сво­его обитания (рынка, стратегии, партнеров).

 

Таблица 2 – Целеобразование в организации

Уровни целеобразования Телеономия Целенаправленность Целеустремленность
Критерии оценки «Встроенные» цели, жизнеобеспечение (сохранение целостности, равновесия, прибыльность и т.п.) «Настройка» на стабильные цели (тип клиентов, услуг и т.п.) Способность к порождению новых целей, к изменению условий
Управленческие ценности Самосохранение Выбор из имеющихся вариантов Изменение среды
Стили управления Неактивный (поддержание равновесия и функционирования) Реактивный (адаптация к измененим среды) Проактивный (формирование среды – новых потребностей, услуг)
Методы управления Контроль План Формирование образа будущего
Типы организационной культуры Интеграция «все вместе» Профессионализм Качество работы Идеология фирмы Авангардные ценности, цели

2) Существенно отличаются и стили управления. На телеономическом уров­не стиль управления неактивный - надо просто поддерживать равновесие и нормальное функционирование организации. На целенаправленном уровне стиль в основном реактивный, то есть приспособительный. Многие фирмы гордятся тем, что они умеют вовремя реагировать на изменения спроса, гибко приспосабливаться к тенденциям рынка. Это, конечно, необходимо, но гораз­до более развитый стиль управления возникает на целеустремленном уровне. Такой стиль называется проактивным. На этом уровне организация стремит­ся сама формировать спрос, упреждать нежелательные тенденции, создавать себе рынок.

3) Соответственно меняются и методы управления. На телеономи­ческом уровне главное - контроль, на целенаправленном - это план, а на целе­устремленном уровне управления организация заглядывает далеко вперед и вырабатывает для себя образ желаемого будущего.

4) Наконец, и типы организационной культуры существенно различаются. Телеономически организационная культура формируется как интегративная (держаться всем вместе). На целенаправленном уровне главными ценностями становятся профессионализм, качество работы. А на целеустремленном уров­не организация оказывается способной вырабатывать собственную идеологию, формировать авангардные ценности, сильно продвигающие ее вперед в срав­нении с другими.

Разумеется, все последующие уровни целеполагания не отменяют преды­дущие. Целеустремленная организация не в состоянии отойти от телеономи-ческого уровня - он должен быть полностью и качественно обеспечен. Никуда не деться и от целенаправленности действий подразделений, филиалов. Стрел­ка на таблице указывает желательное направление развития организации: от простейшего понимания целей к высшему.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...