Сложности и противоречия образования в РФ
· «Демографическая яма», связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов. · Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов · Противоречивые оценки единого государственного экзамена, являющегося основной и по сути единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что единый экзамен введен как общеобязательный еще в 2009 году, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности и правомерности его введения. · Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов, а также крайне ограниченное признание за рубежом российских дипломов о высшем профессиональном образовании. · Коммерциализация российского образования уже сделала российское высшее образование одним из самых дорогих в мире. · Согласно международным исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2009 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 41-43 место из 65 стран, принявших участие в исследовании, со средним баллом 459]. Этот результат практически не изменился по сравнению с результатом аналогичного исследования 2000 года (средний балл — 467, 27-29 место из 32 участников)что является серьёзной причиной для беспокойства.
· Согласно международным рейтингам высших учебных заведений, качество работы и профессиональный уровень выпускников многих учреждений российского высшего образования также оставляет желать лучшего. Политическая система, как форма организации духовной жизни. Политическая система -совокупность политических институтов, участвующих в политической жизни общества. Политическая система состоит из следующих элементов: · политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.; · политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; · политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; · политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы. Существуют разные подходы к определению функций политической системы в обществе. Д. Истон выделил основные функции, возможности политической системы: • регулятивную (управление, регулирование общественных отношений); · экстракционную (извлечение из общества всех видов ресурсов);
• дистрибутивную (распределение и перераспределение материальных средств); • релятивную (взаимодействие с окружающей средой, адаптация). Согласно другой классификации функции политической системы подразделяют на: • - функции «входа» — политическая социализация, политическое рекрутирование, выражение интересов, политическая коммуникация; • - функции «выхода» — нормотворчество, исполнение правил и норм, контроль за соблюдением правил и норм. Особенности политической системы РФ: 1. Из структур государственной власти преобладает исполнительна 2. Неразвитость гражданского общества 3. Политические партии имеют верхушечный характер, не имея социальной базы 4. Нестабильность политических отношений как по горизонтали, так и по вертикали 5. Низкий уровень политической культуры и правовой культуры граждан 6. Эклектизм политического сознания, отсутствие общенациональной идеологии. Политический режим – совокупность методов осуществления пол власти. Критерии политических режимов: • Тип легитимности власти • Тип функционирования власти • Тип партийной системы • Положение СМИ в обществе • Основные права и свободы человека • Роль силовых структур в жизни страны • Степень политического участия граждан Политический конфликт – это разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, групп, индивидов, государств, оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Каждая из сторон, участвующих в конфликте, преследует, как правило, не одну, а целую совокупность целей. Он является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Конфликты стимулируют формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Предполагается четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил. Конфликт сигнализирует обществу и властям о существующих противоречиях. Он стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят разрушительный для общества характер. Виды политических конфликтов: 1. Межгосударственный. 2. Классовый. 3. Этнический. 4. Между ветвями власти. 5. Между политическими элитами.
6. Между политическими лидерами. Источниками политических конфликтов являются социальные и внесоциальные факторы. Результатом действия последних можно назвать расовые конфликты. Преобладают, конечно, социальные факторы. Их основой является • несовпадение статусов субъектов политики • возрастание потребностей во власти • недостаток ресурсов • расхождение людей (групп) в базовых ценностях и идеалах По существу, любая деятельность политиков – это анализ и преодоление конфликтов. Разрешение конфликтов – это всегда коллективное решение при несовпадающих целях. В целом можно сказать, что политический конфликт является стимулом развития общественного прогресса. К. Маркс считал, что общество существует в условиях классового конфликта. Некоторое время спустя утверждалось, что в социалистическом обществе возможно бесконфликтное существование в связи с отсутствием классовой борьбы. Однако любое общество опирается на принуждение, при котором сохраняется неравенство, поэтому конфликт объективен. Для наличия конфликта характерны три условия: • объективно складывающаяся конфликтная ситуация • субъекты конфликтов • повод для конфликтов Этапы формирования конфликта: 1. Участвующие стороны пребывают в состоянии квазигрупп (quasi – лат. – якобы, как будто). Они еще не консолидировались, так как не осознали своих глубинных интересов. 2. Осознание латентных, т.е. скрытых, глубинных интересов. Квазигруппы преобразовываются в фактические группы. 3. Столкновение групп, непременно идентичных. Разрешение конфликта является полным или частичным. Полное разрешение возможно лишь при устранении его коренной причины. При частичном разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его сторона, но при этом сохраняются внутренние побуждения к продолжению конфликта. В. Парето в начале XX века предложил принцип его разрешения – выбор среди нескольких второстепенных компромиссов для приближения к главному. Из множества возможных коллективных решений следует рассматривать лишь те, которые нельзя улучшить одновременно для всех участников конфликта. Однако на практике модель Парето не нашла применения. В настоящее время одним из актуальных политических конфликтов стал межнациональный. На состояние межнациональных отношений влияет степень социальных, этнографических, культурных различий между народами многонациональных стран. При этих ярко выраженных различиях народы часто тяготеют не друг к другу в рамках страны, а к близким им по культуре народам других стран. К объективным причинам следует отнести тот факт, что в национальной психике велико значение способности собирания и переноса энергии иных по своей природе конфликтов на национальную почву
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|