Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия инженерной деятельности

Концепция устойчивого развития Республики Беларусь

Фил. без-ти как самост. напр-е исследований оформилась в кон. ХХ в. под влиянием рисков и стремления общ-ва к устойч. развитию. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН. Основн. акцент был сделан на минимизации техноген. возд. чел-ва на окр. среду (концепция инвайронментализма). В соц. экологии коэволюция связывается с проблемой налаживания взаимовыгодн. сосущ-ния на Земле биосферы и техноген. деят-ти чел-ва.Техноген. риски обусловлены моральным и физ. старением индустриальной инфраструктуры и коммуникаций, создан. чел-м. Значит. основу рисков формир. чел. фактор. Все эти факторы обусл. ускорен. развитие структур МЧС с соотв. приданием им мат-х и информац. ресурсов. Безопасность – это деят-ть, заключ. в обеспечении устойч. развития общества и гос-ва путем: 1) мониторинга и минимизации последствий стихийн. бедствий, мин-ции рисков; 2) высокотехнологичн. модерн-ции агр., пром., оборонит., информационно-образоват., мед. комплексов; 3) системотехнической координации оперативн. реагирования в проц. устранения последствий прир. и техногенных катастроф, потенциальных угроз внешн. и внутр. характера. Фил. безопасности исходит из трактовки объективн. реальности как нелинейн. динамики (влияние синергетики, квантовой механики). Фил. безоп. решает задачи: 1) мониторинга; 2) минимизации последствий стихийн.бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охран., спасат., экон., соц.-полит., соц. (мед-х, страховых), информац-х, управленч. структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технич. базы спец. структур; 6) оздоровления, финансовой стабилизации организаций; 7) со-вершенствования охраны труда.

 

Философия техники и область её исследования.

Техника явл. одной из форм задействования чел-м внешн. прир. в проц. деят-ти. Это задействование осущ. в рамках опр. технол. процессов деят-ти, используемых чел-м для реш. многообразн. задач. Техника отлич. конструктивистски-инж. сущностью. Она отраж. творч.и научн. потенциал чел-ва, его технол. и инж. культуру, явл. модификацией прир. проц-в в артефактной форме, форме коммуникаций и инфраструктуры. Автономн. характер прир. начала формир. фактор риска (техноген. катастроф), который дополн. чел-м фактором, связанным с ошибками людей, физич. и моральн. износом. (Модернизация –реакция на моральный износ) Все эти особ-ти опред. амбивалентность (двойственность) техники и явл. предметом осмысления фил. техники. Двойственная сущность техники опред. опору фил. техники на:– естествознание,– техникознание,– логику и математику(основу инж. деят-ти);– гум. науки (источник знаний о чел),– соц.-экономич. науки;- кибернетику;– экологию. Фил. техники имеет предметом:– технику, технизиро. деят-ть и технич. знания; – инж.-технич. сознание. Выдел. сферы:– культуры и техники;– методологии технич. наук и проектир.;– инженерной этики. Главн. задача фил. техники заключ. в исслед. отнош. человека к миру ч\з посредство техники. В центре вним.фил. техники нах. проблемы сущности и смысла техники. Вопросы фил. техники: 1. Какова прир. техники? 2. Как техн. взаимод. с разл. сферами чел. деят-ти? 3. Явл. ли техн. источником угрозы? 4. Станет ли техн. абсолютно самост. реальностью? 5. Как техн. модифицир. природу? 6. Каковы особ-ти динамики техн. как техноген. цив-ции? Фил. техн. сост. из 2 разделов, акцентирован. на вопросах статики (структуры) и динамики (развития). С т. зрения структуры техника:– сов-ть техн. устройств структурно-организован. в систему коммуникаций и инфраструктуры; – инж. деят-ть;– техникознание. Фил. техники имеет составляющую, связан. с инновационной деят-тью чел-ва.

 

Философия инженерной деятельности

Инж. деят-ть исторически оформилась как управленческо-конструктивистская, связанная с необходимостью руководства строительн. работами по возведению крупногабаритных объектов культового, оборонит., транспортн., культурно-развлекательн., транспортного коммуникационн., оросительн., жилищн. назначения. Основана на регулярном примен. технич. знаний. Важным свойством технич. знания явл. нормативность. Основным смыслом инж. деят-ти считается проектир., создание технич. систем. Процесс проектир. предст. собой особый вид чел. деят-ти. Полный цикл инж. деят-ти включ. изобретательство, конструирование, проектир., инж. исследование, технологию и организацию произв-ва, эксплуатацию и оценку техники, ликвидацию устаревш. или вышедш. из строя техники. Реш. задачи разработки технологии изгот. изделия, включая технизированную составляющую в виде оборудования. Для классич. инж. деят-ти характерна ориентация каждого вида инж. практики на соотв. базовую технич. науку, либо комплекс научно-технич. дисциплин. Объекты проектир. могут включать как матер. (производствен. строения, машины и т.д.), так и нематер. объекты (соц. проектир.). Процесс проектир. – это информационно-обрабатывающая деят-ть создания информационн. моделей планирования технич. работ, технич. инноваций и выработки методов, средств и процедур для их реал-ции. Соврем.тенденция проектир. заключ. в его автом-ции. Проектир. начинается с получения инф-и о сост. данной области: сведения о технич. устройствах, материалах, методах изготовления, компонентах, процессах, состоянии рынка и т.д. Цель проект. – создание объекта, удовл. опр-м требованиям заказчика, обладающего опр-м качеством (структурой). Объект разрабат. в знаково-символич. форме. Чертеж – язык техники, осуществляющ. ф-ции хран. и передачи инф-и на основе единства чувствен. и логич. познания. Во втор. пол. XX в объектом исслед. и проектир. становится сложн. человеко-машинная система, измен. и инж. деят-ть, нарастает процесс интеграции. Системотехническая деят-ть осущ. различн. группами специалистов, занимающихся разработкой отдельн. подсистем. В инж. деят-ти использ. идеи:1) возникш.непосредственно в ходе решения данной технич. задачи; 2) заимствованные из науки и иск-ва, опыта повседневн. жизни. Для инж. деят-ти всегда была важна материаловедческая часть естественно-научн. знаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...