Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подписание и обнародование законов Президентом Российской Федерации. Президентское вето

Рассмотрим заключительную стадию законодательного процесса, которая предусмотрена большинством действующих конституций современных государств. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона. Содержание данной стадии состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется и вступает в действие. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению после опубликования и вступления в силу.

Право вето является весьма важной формой участия Президента в законодательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит президенту — главе государства и является во многих демократических государствах одним из традиционно закрепленных за ним полномочий. Президентское вето в теоретическом плане рассматривается также как один из элементов системы сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей.

В большинстве демократических государств, имеющих президента с полномочиями главы государства, право вето существует и применяется как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик. Право вето — это право главы государства не согласиться с законом, принятым парламентом, но не вступившим в силу. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации. Термин промульгация означает подписание (санкционирование) закона в установленные конституцией сроки и опубликование закона в официальном издании. Именно на этой стадии президент выражает свое согласие с законом, принятым парламентом, путем его подписания. Вместе с тем глава государства, получая закон для промульгации, может отказаться подписать его н возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Таким образом, президент использует свое право вето, которое в этом случае будет отлагательным (в отличие от абсолютного вето, не подлежащего преодолению парламентом, и практически не применяемого в современном законодательном процессе). Надо отметить, что термин “санкционирование” сохранился в сравнительно немногих конституциях, и в большинстве из них говорится о подписании или о промульгации1.

Отлагательное или относительное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен. Принятый парламентом закон направляется для подписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок точно не определен) может либо подписать его, либо отказать в санкции (подписи), т. е. наложить вето. Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляет послание, в котором излагаются его мотивированные возражения против закона.

Опротестованный закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:

а) принять возражения главы государства внести соответствующие изменения в закон и вновь отправить его для получения санкции;

б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение закона квалифицированным большинством голосов2.

Как правило, на практике вето распространяется на законопроект (закон, принятый парламентом) в целом и не может распространяться на отдельные его положения. Это часто создает неудобства, так как президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми президент не согласен. В ряде стран (Франция, Португалия, Филиппины, Мексика и некоторые другие) применяется выборочное вето, налагаемое главой государства на отдельные статьи и положения законопроектов. В США Президент не обладает правом выборочного вето, им пользуются лишь губернаторы некоторых штатов.

 

1 Конституционное (государственное) право. /Отв. ред. Б.А. Страшун. Общая часть. С, 510.

2 Государственное право буржуазных н развивающихся стран. М., 1989, С. 259.

 

В связи подписанием закона Президентом РФ и его правом вето возникает вопрос, который может быть предметом отдельного рассмотрения: об участии главы российского государства — Президента РФ в законодательном процессе. В этом плане, с одной стороны, речь идет о целом блоке норм, регулирующих отношения между парламентом и Президентом и являющихся важнейшей частью парламентского права (см. об этом подробнее § 1 гл. 5). С другой стороны, следует выделять фигуру Президента как непосредственного участника законодательного парламентского процесса, а также учитывать роль актов Президента - нормативных указов. Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, в течение четырнадцати дней подписывает его и обнародует. На этом рассматриваемая стадия законодательного процесса завершается, если Президент РФ подписал закон.

В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента РФ (см. схему № 14). В соответствии с Конституцией Российской Федерации после одобрения Советом Федерации федерального закона, последний в течение пяти дней направляется Советом федерации Президенту. Также Президенту направляются и те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. В Конституции Российской Федерации термин “вето” не употребляется. Вместе с тем по существу это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т. е. не менее двух третей голосов от ^общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это

 

Схема № 14

Подписание (отклонение), обнародование федерального закона Президентом Российской Федерации

(ст. 107 Конституции)

 

право в отношении его отдельных положении и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

Конституционный Суд Российской Федерации, реализуя свое полномочие по толкованию Конституции РФ, в Постановлении по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. указал, что отклонение федерального закона Президентом Российской Федерации, предусмотренное ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, означает принятое в течение четырнадцати дней с момента получения закона решение Президента Российской Федерации об отказе в его подписании (вето) с указанием мотивов такого отказа. При этом не является отклонением федерального закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ возвращение Президентом федерального закона в соответствующую палату Федерального Собрания, возможное только в случае нарушения палатой установленных Конституцией требований к порядку принятия федеральных законов и предусмотренных ею условий и процедур1.

За время работы Федерального Собрания 1993-1995 гг. Президент отклонял каждый четвертый принятый закон2. Президентскому вето, в частности, подверглись федеральные законы “О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации”, “Уголовный кодекс Российской Федерации”, “Основы правового статуса коренных малочисленных народов”, “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1996 г.” и немало других.

Порядок повторного рассмотрения законов Государственной Думой достаточно подробно урегулирован в Регламенте Государственной Думы. Закон, возвращенный Президентом РФ для повторного рассмотрения, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного по данному закону комитета, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ.

По итогам рассмотрения комитет или комиссия могут рекомендовать Государственной Думе:

принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;

согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Думой;

принять федеральный закон с учетом предложений Президента;

создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;

одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (ст. 134 Регламента Государственной Думы).

 

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ но делу о толковании отдельных положении статьи 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. (СЗ РФ. 1996, № 18. Ст. 2253).

2 Законодательный процесс о России: граждане и власть. М., 1996. С. 71.

 

Таким образом, в Регламенте предусматриваются возможности, когда Государственная Дума соглашается с отдельными изменениями, предложенными Президентом, что часто встречается на практике, а также проведение согласительных процедур для преодоления разногласий. Подобные процедуры могут использоваться, когда палата либо частично соглашается с замечаниями Президента, либо, не сумев преодолеть вето Президента, вынуждена искать с ним компромисса.

После получения заключения комитета или комиссии Совет Государственной Думы включает во внеочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении закона в проект порядка работы Думы. При этом о времени и о месте проведения заседания Президенту должно быть сообщено не позднее чем за три дня до его проведения.

Повторное обсуждение закона начинается с выступления полномочного представителя Президента либо иного официального представителя. Затем заслушивается заключение комитета и принимается одно из постановлений, указанных в ст. 134 Регламента Думы. По окончании обсуждения на голосование первым ставится предложение одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом, либо согласиться с мотивами решения Президента и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Если первое предложение не принято, то палата по предложению полномочного представителя Президента РФ в Думе либо иного официального представителя Президента может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения проекта.

В случае принятия постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии федеральный закон передается данной комиссии для выработки согласованной редакции. Решение комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению. По окончании работы комиссия представляет на повторное рассмотрение Государственной Думы федеральный закон в согласованной редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В том случае, если Государственная Дума рассматривает вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Думой редакции, то решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

Если же палата принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, то на голосование ставится каждое предложение (поправка) Президента РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если предложения Президента не сформулированы в виде конкретных поправок, то Государственная Дума может обратиться к Президенту с предложением представить тексты поправок к федеральному закону. В случае одобрения Думой части поправок Президента принятие федерального закона откладывается, а ответственному комитету поручается подготовить текст федерального закона с учетом одобренных Думой поправок, привлечь для этого Правовое управление Аппарата Государственной Думы и затем представить федеральный закон на рассмотрение Думы. Федеральный закон считается принятым с учетом поправок Президента, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

Комитет (комитеты) Совета Федерации, который давал ранее заключение по отклоненному федеральному закону, рассматривает высказанные в письме Президента замечания, а также текст принятого Государственной Думой федерального закона или одобренного ею в ранее принятой редакции и дает по нему повторное заключение. Повторное заключение по федеральному закону готовится тем же комитетом, который ранее работал с текстом закона.

При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе:

а) не открывать обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции;

б) открыть обсуждение по федеральному закону. По окончании обсуждения председательствующий на заседании Совета Федерации обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой редакции.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона он считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если при повторном рассмотрении федерального закона за его одобрение проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, федеральный закон считается отклоненным палатой. Решение Совета Федерации об отклонении или одобрении федерального закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной Думой в ранее принятой редакции, оформляется постановлением Совета Федерации.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с постановлением Совета Федерации об одобрении федерального закона в течение пяти дней направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Следует обратить внимание на то, что порядок одобрения закона в ранее принятой редакции имеет ряд отличий от порядка рассмотрения законов, предусмотренного ст. 105 Конституции РФ. Закон не может считаться одобренным Советом Федерации, если не был им рассмотрен, т. е. если вето Президента не было преодолено путем голосования. Для одобрения закона необходимо квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Исключается возможность преодоления неодобрения закона Советом Федерации путем повторного голосования в Государственной Думе, а также создание согласительной комиссии, поскольку закон должен быть одобрен в единой редакции, ранее принятой обеими палатами. В этом случае установлена обязанность Президента Российской Федерации подписать одобренный обеими палатами закон и определен иной срок его подписания.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. констатировал, что на процедуру повторного рассмотрения федерального закона палатами Федерального Собрания с целью преодоления вето Президента Российской Федерации не распространяются положения ч. 2, 4, и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 107 Конституции РФ постольку, поскольку в ч. 3 ст. 107 Конституции для этого установлены иные, специальные, правила. Если в результате повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания отклоненного Президентом федерального закона хотя бы одна из палат не соберет надлежащего большинства голосов для одобрения закона в прежней редакции или примет решение о внесении в него изменений и дополнений, дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в порядке, установленном ст. 105 Конституции РФ1.

 

1 См.: Постановлении Конституционного Суда РФ но делу о толковании отдельных положении статьи 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 18. Or. 2253).

 

Таким образом, при повторном рассмотрении закона Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента. Однако, если парламент (обе палаты) настаивает на принятой ранее редакции и за это выскажется большинство не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и Государственной Думы, то вето Президента Российской Федерации считается преодоленным, и в течение семи дней он обязан подписать и обнародовать закон (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

В связи с процедурой повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации, возникает вопрос: какой закон в результате будет считаться “принятым федеральным законом”? В этом случае опять-таки следует обратиться к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996 г. В этом Постановлении указывается, что под “принятым федеральным законом” по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

При этом, как отмечено в Постановлении, положение ч. 3 ст. 107 Конституции РФ о том, что в случае отклонения Президентом федерального закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон, означает, что на рассмотрение такого закона распространяются положения ч. 1 и 3 ст. 105, положение ч. 4 ст. 105 о четырнадцатидневном сроке в толковании, которое дано постановлением Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. по делу о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ1, а также положения ч. 1 и 3 ст. 107 Конституции РФ. Если отклоненный Президентом закон не был повторно рассмотрен Советом Федерации, он не может считаться одобренным этой палатой, а вето преодоленным.

Наиболее частыми причинами отклонения Президентом принятых Федеральным Собранием законов являются их несоответствие Конституции и законодательству, неясность источников финансирования для их исполнения. Так, нередко выявляется несоответствие отдельных статей и положений закона ст. 72 Конституции РФ (в части разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами), ст. 10 и 73 Конституции, когда наблюдается вторжение в компетенцию других ветвей власти или в компетенцию субъектов Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению.

 

1 ВКС. 1995. № 2-3. С. 3.

 

Процедуре преодоления президентского вето свойственны поиски компромисса, которые нередко возникают в реальной законодательной практике. Можно привести несколько примеров поиска согласия между Федеральным Собранием (одной или обеими палатами) и Президентом Российской Федерации. Так, по Закону о выборах депутатов Государственной Думы основной спорный вопрос, по которому был найден компромисс трехсторонней согласительной комиссией, касался соотношения между числом депутатов, избирающихся по одномандатным округам, и числом депутатов, избирающихся по партийным спискам.

Еще один пример, относящийся к поиску согласия между Государственной Думой и Президентом РФ, связан с отклонением Президентом РФ Федерального закона “О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, способствующих уголовному судопроизводству”. Существенные замечания были сделаны Президентом РФ к ст. 6 Закона, в соответствии с которой в целях неразглашения сведений о личности защищаемого лица в процессе предварительного расследования и в суде допускалось: предъявление для опознания подозреваемого или обвиняемого, проводимое скрытно от опознаваемого; допрос свидетеля, потерпевшего или эксперта при отсутствии подсудимого; освобождение судом от явки в судебное заседание защищаемого лица, в том числе потерпевшего или свидетеля.

В письме в Государственную Думу Президент РФ отметил, что все эти нормы прямо нарушают основной принцип уголовного судопроизводства — равноправие сторон, провозглашенный в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Кроме того, эти же нормы противоречат Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., а также положениям Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

В итоге работы согласительной комиссии представители Президента РФ согласились не менять кардинально ст. 6 Закона, но сделали два существенных уточнения, которые были внесены в окончательный текст закона, подписанный Президентом РФ1. Поиски компромисса присутствуют и во многих других случаях.

Как было отмечено ранее, от права вето Президента следует отличать возвращение Президентом Российской Федерации полученного на подпись закона “без рассмотрения”, что возможно в случае нарушений конституционных требований, связанных с процедурой принятия такого закона. Конституционный Суд Российской Федерации дал по этому поводу соответствующее разъяснение в Постановлении от 22 апреля 1996 г. Из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент может возвращать в палаты Федерального Собрания законы, принятые с соблюдением требований Конституции и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения. В то же время в случае нарушения установленного Конституцией порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в силу ч. 2 ст. 80 и ч. 1 ст. 107 Конституции РФ вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. При этом такой закон не может считаться “принятым федеральным законом” в смысле ч. 1 ст. 107 Конституции РФ, а его возвращение в палаты Федерального Собрания — отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, поскольку установленные Конституцией требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.

 

1 См.: Проблемы парламентского права России. М., 1996, С;. 44-49.

 

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что споры между субъектами законодательного процесса в связи с порядком принятия федерального закона в случае недостижения согласия могут быть переданы заинтересованными сторонами в соответствии со ст. 125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации1.

Президент Российской Федерации не может использовать свое право вето в отношении федеральных конституционных законов.

В отличие от ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108 не говорит о праве Президента Российской Федерации вернуть поступивший к нему на подпись федеральный конституционный закон. Видимо, такое право не имело бы смысла, поскольку Федеральному Собранию для преодоления вето требуется менее сложное квалифицированное большинство голосов, чем для принятия федерального конституционного закона. Вместе с тем отсутствие такого права не означает, что в случае обнаружения в переданном на подпись федеральном конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением рассмотреть спорные вопросы. Президент в этом случае выступает как гарант Конституции Российской Федерации. Однако юридической силой вето такое обращение не обладает. Окончательно спор в подобных случаях должен быть решен Конституционным Судом Российской Федерации.

 

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ но делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ от 22 апреля 1996г. (СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253).

 

Таким образом, Президент РФ должен в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему принятого парламентом закона подписать его либо вернуть на повторное рассмотрение. Юридическое значение подписания закона состоит не только в том, что глава государства подтверждает свое согласие с законом, но и в том, что закон принят в порядке должной правовой процедуры.

Без подписания закона Президентом РФ невозможно его официальное опубликование (обнародование) и его вступление в действие. Обнародование закона, т.е. официальное доведение его до всеобщего сведения, происходит в определенном порядке, установленном Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 14 июня 1994 r.1 Согласно этому закону на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального собрания считается первая публикация его полного текста в “Российской газете” или в Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

 

1 СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

 

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу сразу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок их вступления в силу.

Собрание законодательства РФ является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов. Собрание законодательства РФ состоит из пяти разделов. В первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы. Публикуемые в Собрании законодательства РФ акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование акта, даты его принятия Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата подписания, регистрационный номер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...