Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть I. Малыш/родитель: основы взаимоотношений




Часть I. Малыш/родитель: основы взаимоотношений

 

 

Что придает вашему малышу силы?

И что в его поведении заставляет вас то радоваться, то… выходить из себя?

Глава 1 – это краткое описание тех ежедневных испытаний и трудностей, с которыми приходится сталкиваться вашему малышу. Прочитав его, вы поймете, почему же маленькие дети совершают те поступки, которые приводят вас в ярость.

Глава 2 – это взгляд на воспитание с позиций родителя. Он объясняет, почему заботиться о малышах – такая непростая работа и почему успешные родители воспринимают себя послами по особым поручениям, призванными установить контакт с первобытным маленьким народцем.

 

Глава 1. Основы общения с малышом: тонкое искусство «окультуривания»

 

Общаться с двухлетним ребенком – все равно что иметь блендер, но не иметь кнопки включения‑ выключения.

– Джерри Сайнфелд

 

Основные положения

• Малыши в возрасте от года до четырех лет – это не маленькие взрослые и даже не первоклашки в миниатюре. Это, скорее, маленькие дикие, первобытные люди.

• Наши дома или слишком скучны для малышей, или, наоборот, излишне вдохновляют их на подвиги.

• Мозг вашего карапуза не в ладах с речью и логикой… особенно когда ребенок чем‑ то расстроен.

• Нормальное развитие малыша предполагает, что он часто будет идти на конфронтацию с вами.

• Процесс воспитания станет гораздо более осмысленным, если вы поймете, какой характер у вашего ребенка.

 

«Помогите! У меня на кухне неандерталец! »

 

Хотелось бы вам помочь своему малышу стать самым славным и дружелюбным ребенком на детской площадке? Вы преуспеете в этом, если усвоите один важный факт: малыши действуют не столько как маленькие школьник, сколько как дикие, первобытные люди.

«Минутку, – думаете вы. – Он что же – только что сравнил моего ребенка с неандертальцем? » Да, именно это я и сделал! Конечно, малыши не настоящие пещерные люди, но в их поведении есть много «первобытного»: например, они хрюкают, показывают пальцем, вытирают нос рукавом (своим или вашим), царапаются и кусаются, когда сердятся, и писают где хотят. Неудивительно, что мама упрямого полуторагодовалого малыша как‑ то раз в шутку сказала мне: «Такое ощущение, что у меня дома поселился маленький неандерталец! »

В действительности в возрасте между годом и четырьмя стремительное созревание вашего ребенка будет напоминать скоростное воспроизведение всех этапов развития древнего человека. И это очень волнующе – наблюдать, как великие свершения, на которые у наших первобытных предков уходили целые эпохи, происходят в жизни детей в течение каких‑ то трех лет. За это время они осваивают:

• ходьбу;

• искусство ловко пользоваться руками и пальчиками;

• речь;

• умение сравнивать и сопоставлять;

• азы чтения.

 

Одной из главных ваших задач в эти годы будет научить ребенка тонкостям «цивилизованного поведения»: хорошим манерам, терпению и умению считаться с другими. И обучение пойдет гораздо легче и принесет вам меньше огорчений, если вы признаете, что ваш дикий маленький дружок далек от того, чтобы мыслить рационально.

 

 

Маленький взрослый

 

Чтобы успокоить разбуянившегося малыша, многие родители стараются спокойно признать его негативные эмоции, а затем ласково объяснить, в чем он не прав: «Джейн, я знаю, что тебе хочется поиграть в мячик, но сейчас очередь Билли. Помнишь, мы говорили о том, что нужно делиться? Поэтому, пожалуйста, верни мячик Билли. А ты будешь следующей, хорошо? » Звучит резонно, но подобные разумные замечания часто приводят к тому, что обозленный малыш начинает вопить еще громче. А все потому, что маленькие дети – это не маленькие взрослые. Незрелый мозг малыша не желает воспринимать длинные предложения и контролировать бурные эмоции.

 

 

Психолог Томас Фелан, автор книги «Воспитание без принуждения»[2], называет наши попытки прибегнуть к доводам разума, чтобы успокоить расстроенного малыша, «попыткой обратиться к маленькому взрослому». Мы ожидаем от малыша, находящегося в состоянии стресса, что он успокоится, вняв нашим объяснениям и резонным доводам, чего, конечно же, не случится. Тем не менее очень многие родители рассчитывают, что их малыши сумеют погасить в себе вспышку гнева и здраво ответить: «Спасибо, что объяснила, мама. С удовольствием сделаю так, как ты хочешь». Хм‑ м‑ м… Вот уж вряд ли! Гораздо больше шансов успокоить расстроенного проказника у вас будет, если вместо «взрослых» увещеваний вы используете простые короткие фразы – я расскажу об этом подходе в главах 3 и 4. И поверьте мне, в ближайшие несколько лет у вас будет немало возможностей попрактиковаться в его применении, потому что даже чудесные счастливые малыши по несколько раз на дню теряют душевное равновесие.

Почему же маленькие дети так склонны к перепадам настроения? Причин много, но главных – четыре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...