Глава 1. Психолого-педагогический анализ формирования личности и развития детско-родительских отношений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психолого-педагогический Кафедра психологии и педагогики
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дипломная работа
Выполнила: студентка 5 курса Научный руководитель: О.А. Казакова Работа допущена к защите «» 2007г. Работа защищена «» 2007г. Оценка Председатель ГАК: (подпись)
Благовещенск 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3 Глава 1. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……….………………………………………………6 1.1. Психологическая характеристика личности дошкольника…………….…6 1.2. Детско-родительские отношения в семье...…………………..................17 1.3. Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями......................33 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………..…….48 2.1. Методы и организация исследования...…………………………………..48 2.2. Результаты исследования…………………………………………………..59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….…...73 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…...80 Введение
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый.
Цель исследования – изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника. Объект исследования – детско-родительские отношения. Предмет исследования – детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника. Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений. 2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника. 3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях. 4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка. Методологическая основа Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье. Использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка. Методы исследования Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. В наших исследованиях применялись методики: «Родительское сочинение» В.В. Столина, адаптированная А.И. Тащевой для изучения характера детско-родительских отношений, опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И. Марковской для диагностики типа родительского отношения к ребёнку, игра-тест «Почта» модификация теста Е.Антони и Е.Бине для выявления отношения ребёнка к своему окружению, методика В.М. Геворкян для выявления волевых качеств личности ребёнка, проективный тест «Лесенка» С.Г. Якобсон и В.Г. Щур для диагностика самооценки ребёнка и уровня притязаний дошкольника.
Данное исследование проводилось в г.Зее на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения №14. Выборка составила 62 человека (24 ребёнка и 38 родителей). Глава 1. Психолого-педагогический анализ формирования личности и развития детско-родительских отношений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|