Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Федеральное казначейство на современном этапе.





В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.

С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок.

Этот процесс был локализован, а затем и полностью изжит, когда деньги, проходя только через счета федерального казначейства, стали поступать в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Вторая задача, гораздо более важная, состояла не только в том, чтобы обеспечить контроль за прохождением средств сверху вниз, но и в налаживании и осуществлении жесточайшего предварительного и текущего контроля за выделением и расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями[11].

Окончательно сформировавшаяся уже к 1995-1998 году Единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Минфина России и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.



Главное управление Федерального казначейства является структурным подразделением центрального аппарата Минфина России и подчиняется Министру финансов РФ.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Минфина России.

В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется "Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.)

Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управлениями ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства Российской Федерации выступает федеральное казначейство. Собранная казначейством информация позволяет правительству оценить работу органов государственного управления и получить более ясное представление об экономических последствиях проводимой ими бюджетной политики.

Для реализации функции эффективного управления государственными финансами, казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления и на котором консолидируются все государственные финансовые ресурсы.

Августовский кризис 1998 года наглядно показал эффективность казначейской системы. Средства на счетах бюджетных учреждений, находящихся в казначействе совершенно не пострадали, в то время как коммерческие банки не смогли обеспечить их должную защиту.

В тоже время, ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельности распорядителей и получателей бюджетных ассигнований в вопросах использования этих средств, при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

Помимо деятельности по финансовому управлению, казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.

Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное - предотвратить эти нарушения.

Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета, является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.

На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования средств федерального бюджета, ликвидации нефинансируемых государственных мандатов. В системе федерального казначейства фактически завершен процесс формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей, позволяющего обеспечить адресность и эффективность государственного финансирования.

Широкий спектр функций адекватен роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.

Эта роль может быть пассивной, - когда казначейство лишь доводит выделенные Главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям согласно закону о федеральном бюджете, а может быть активной, - когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

 

 

Заключение.

Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных ры­чагов, среди которых бюджетное планирование и бюд­жетный процесс являются одними из основных. Пол­ное и своевременное исполнение бюджета по доходам и расходам - одна из основных задач государства. Орга­ном, осуществляющим контроль над исполнением бюджета на всех его этапах, сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, регулирующим отношения между бюджетами различ­ных уровней, является созданная в декабре 1992 г. но­вая структура - Федеральное казначейство Российской Федерации.

Таким образом, в начале 90-х годов назрела серьез­ная необходимость в создании отдельной финансовой структуры, которая была бы способна производить и контролировать исполнение именно федерального бюд­жета, обеспечивала бы прозрачность движения госу­дарственных средств. Исходной идеей образования каз­начейства было решение сверх принципиально важных задач: создание информационной системы, необходи­мой для управления бюджетом, и осуществление жес­ткого управленческого контроля над процессом испол­нения бюджета.

Развитие казначейской системы исполнения бюд­жета сопровождалось передачей функций и объема ра­боты, выполняемых раннее органами ЦБ РФ, Госу­дарственной налоговой службы РФ и местными фи­нансовыми органами, в органы казначейства. Форми­рование единообразных межбюджетных отношений явилось ключевым условием для начала функциони­рования централизованной финансовой системы.

Пройденный за эти годы путь оказался нелег­ким, но достигнутыми результатами можно гордиться. Основным достиже­нием можно считать тот факт, что в конце XX века в России была выбрана правильная концепция исполнения фе­дерального бюджета. Можно гордиться тем, что в такой короткий период казна­чейская система уже полностью создана и достаточно успешно функционирует.

Можно с уверенностью заявить, что несмотря на огромные организационные трудности — поставленные задачи выполняются, федеральное казначейство выстояло и доказало свое безаль­тернативное право на существование. Это признание произошло в первую очередь благодаря именно титаническо­му труду, профессионализму и жесткости в отстаивании интересов казны Российской Феде­рации всех органов Федерального казначей­ства.

Опыт функциониро­вания системы Феде­рального казначейства в течение всех лет своего существования характе­ризуется постепеннос­тью и последовательно­стью перехода к процессу исполнения федерального бюджета с учетом пере­довой международной практики.

Завершено создание институцио­нальной организационной структуры органов Федерального казначейства.

Сегодня казначейство представлено центральным аппаратом и органами Фе­дерального казначейства во всех субъек­тах Российской Федерации.

Практически все федеральные бюд­жетные учреждения (за исключением отдельных учреждений Минобороны России), обслуживаются в системе каз­начейства и не имеют счетов в банков­ской системе. А также все счета, на ко­торые поступают доходы федерального бюджета, сосредоточены в системе Фе­дерального казначейства.

Постоянно ведется работа по совер­шенствованию операционных процедур казначейского исполнения и учета ис­полнения бюджетов в Российской Фе­дерации.

Разработаны нормативные докумен­ты по порядку учета и распределения доходов бюджетной системы, по веде­нию лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюд­жета, по кассовому обслуживанию ме­стных бюджетов, по учету внебюджет­ных средств, по учету бюджетных обя­зательств и по бухгалтерскому учету ис­полнения бюджетов и сметы расходов бюджетных учреждений.

Особое внимание уделяется совер­шенствованию процесса прохождения платежей в системе и контроля за осу­ществлением расходов бюджетополучателями в целях предотвращения созда­ния несанкционированной кредиторс­кой задолженности и обеспечения це­левого использования бюджетных средств.

Безусловно, предстоит еще очень многое сделать, доказать и воплотить в жизнь целый комплекс широкомасштабных задач и проектов по усовершенствованию деятельности федеральных органов федерального казначейства.

Исходя из вышеизложенного можно заметить, что деятельность органов федерального казначейства осуществляется согласно действующему законодательству целесообразно и весьма эффективно.

 

Список используемой литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.1998 г. (С изменениями и дополнениями ).

2. Положение "О Федеральном казначействе" утверждено Правительством РФ от 27.08.1993 г. №864 (в ред. от 28.01.1997 г.)

3. Приказ МинФина РФ "О бюджетной классификации" от 29.12.1994 г. № 177

4. Указ Президент РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О Федеральном казначействе"

5. Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003

6. Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003

7. Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".

8. Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов федерального казначейства"

9. ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ

 


[1] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003, с.97

[2] Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др./ М.-2003, с.84

[3] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой/ М-2003, с.112

 

[4] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".

[5] В соотв. со ст.215 БК РФ

[6] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов федерального казначейства"

 

[7] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов федерального казначейства"

 

[8] "Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс." Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.158

 

[9]"Кодексы Российской Федерации. Бюджетный Кодекс." Постатейный научно-практический комментарий. Под ред. А.Т. Гаврилова./ М.-2001 г., с.237

 

[10] Финансы № 12/ 2002г. Московченко С.Н. "Этапы становления органов федерального казначейства"

 

[11] Финансы № 8/ 2002г. Лебедев Д.О. "Федеральное казначейство и осуществление государственного финансового контроля".

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.