Что такое международная стандартизация и какие функции она выполняет?
Сертификация и стандартизация Стандартизация - деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов. Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. 6.1. Международная стандартизация
В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в немалой степени способствует повышению качества продукции. Значение международной стандартизации трудно переоценить.
Что такое международная стандартизация и какие функции она выполняет? Одним из краеугольных камней современного управления качеством является стандартизация. По определению Международной организации по стандартизации (ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».
Стандартизация выполняет следующие функции: упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах; закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам; установление правил применения этих нормативных документов. В чем заключается роль международнойстандаризации? Международная стандартизация: Обеспечивает взамозаменяемость элементов сложной продукции Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах Содействует взаимообмену научно-технической информацией Содейстует международной торговле Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций Каковы основные принципы международной стандартизации? Основополагающими принципами международной стандартизации являются: 1. комплексность стандартизации; Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД). 2. опережающее развитие стандартизации; Принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте. Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.
Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная. Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.). Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.
Что такое ISO (ИСО)? В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (InternationalStandartOrganization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе». Устав ИСО определяет также организационную структуру, функции основных органов и методы работы. К основным функциям ИСО относятся следующие: установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО; содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов; организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов; сотрудничество с другими международными организациями. Какова структура ISO? Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, состоящая из официальных лиц и представителей всех категорий членов ИСО, созываемая не реже одного раза в три года. Генеральная Ассамблея определяет общую политику организации, решает основные вопросы ее деятельности. Официальными лицами ИСО являются: президент; вице-президент; казначеи; генеральный секретарь. При Совете создан ряд специальных комитетов для работы по отдельным направлениям деятельности ИСО, например:
1. КАСКО — деятельность комитета по оценки соответствия Результаты работы КАСКО — руководящие документы по гармонизации национальных систем сертификации на основе многостороннего взаимного признания результатов испытаний. Особенно важны для стран, не имеющих собственных национальных систем сертификации или только приступивших к созданию таких систем. 2. ДЕВКО — деятельность комитета по оказанию помощи развивающимся странам 3. КОПОЛКО — деятельность комитета по защите интересов потребителей Результатом деятельности КОПОЛКО является периодическое издание перечня международных и национальных стандартов, представляющих интерес для союзов и обществ потребителей, а также подготовка руководств по проблемам потребительских товаров. Разработка и согласование проектов международных стандартов производится рабочими органами ИСО — техническими комитетами (ТК). Количество ТК не ограничено, новый ТК может быть создан по предложению одного комитета-члена при поддержке не менее пяти других комитет -членов. При создании нового ТК одновременно с решением о его названии принимается решение о ведении секретариата данного ТК конкретной страной. Если сфера деятельности ТК слишком широка, в его рамках создаются более узко специализированные подкомитеты (ПК), формирующие рабочие группы (РГ) из ведущих специалистов в определенных областях деятельности из разных стран. Рабочие группы являются основным техническим звеном ИСО, разрабатывающим проекты рабочих документов. В ИСО существуют три категории членства: комитет-член (полноправный член ИСО); член-корреспондент; наблюдатель. Комитетами-членами ИСО выступают национальные организации по стандартизации, согласные с требованиями Устава и Правил ИСО. От каждой страны, вне зависимости от числа действующих в ней организаций по стандартизации, в члены ИСО может быть принята только одна национальная организация. ИСО 9000 - это пакет международных стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г.
Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах мира они приняты в качестве национальных стандартов. В России некоторые стандарты ИСО утверждены в настоящее время в качестве государственных стандартов (ГОСТ). Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации, т.е. является национальным членом ИСО. Его особенность заключается в том, что сертифицируется не качество продукции, а сам процесс производства и управления компанией. Таким образом, качество контролируется на всех этапах производства, а значит, итоговый продукт получается заведомо качественным. . Характеристика стандартов разных категорий Под категорией стандарта подразумевается статус документа в зависимости от сферы действия, а также вид документа в зависимости от назначения и содержания. В зависимости от сферы действия, как уже указывалось, различают стандарты государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), стандарты научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО) и стандарты предприятий СТП.
В зависимости от назначения и содержания разрабатываются следующие стандарты: основополагающие, на продукцию и услуги, на работы и процессы и на методы контроля. Государственные стандарты (ГОСТы) принимаются Госстандартом РФ. Порядок их разработки установлен ГОСТ 1.2. Разработка включает стадии: организация разработки; разработка проекта стандарта в первой и последующих редакциях; разработка окончательного проекта; принятие и государственная регистрация; издание стандарта. ГОСТ 1.2 регламентирует процедуры внесения измерений в стандарт, пересмотра и отмены стандарта. При стандартизации общетехнических и организационно-методических объектов в государственных стандартах устанавливаются положения, обеспечивающие единство при разработке, производстве и эксплуатации. Сюда входят, как правило, требования по стандартизации, сертификации, постановке на производство, правила оформления технической документации, правила обеспечения качества, типоразмерные ряды и типовые конструкции, классификация и кодирование, метрологические и общетехнические правила и нормы. При стандартизации продукции и услуг в государственные стандарты включают обязательные требования к качеству продукции, обеспечение безопасности для потребителя, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, методы контроля, маркировку и правила безопасного использования продукции.
Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ-Р), регистрационного номера и через тире двух последних цифр года принятия. В обозначении ГОСТов, входящих в комплекс или в систему стандартов, в регистрационном номере первые цифры сточкой определяют шифр комплекса государственных стандартов. Межгосударственные стандарты, обозначаемые аббревиатурой ГОСТ без буквы Р есть стандарты бывшего СССР, которые применяются на территории РФ без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта или Госстроя РФ. Стандарты отраслей (ОСТы) разрабатываются для использования в масштабах определенной совокупности объектов хозяйственной деятельности (отрасли), разрабатывающей или производящей продукцию. Понятие отрасли формируется при этом независимо от ведомственной принадлежности или форм собственности производителей. Стандарты отраслей так же, как и государственные стандарты, разрабатывают двух видов - на организационно-технические и общетехнические объекты и на продукцию и услуги. ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или в техническую документацию изготовителя продукции. Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса ОСТ, условного обозначения ведомства или министерства, регистрационного номера и через тире двух последних цифр года утверждения. Стандарт научно-технических, инженерных обществ и общественных объединений (СТО). Стандартизации на этом уровне подлежат принципиально новые виды продукции, услуг, методов испытаний, нетрадиционные технологии, а также прочие виды деятельности, которые по решению членов общества желательно иметь в качестве стандарта. Категория СТО - сравнительно новый вид стандартизации, введенный у нас в стране в 1992 г. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТР 1.4-93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения». Разработка СТО - результат научно-исследовательских работ по освоению новой продукции, новых технологий, новых методов испытаний, который оформляется для динамического отражения и распространения знаний, полученных в определенных областях. СТО является объектом авторского права, возможна его продажа как интеллектуальной собственности заказчику. Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов. Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и через тире - двух последних цифр года утверждения стандарта. Стандарты обществ (СТО) в ряде случаев принимаются на новые виды продукции в качестве апробации перед разработкой стандарта более высокого уровня - ОСТ или ГОСТ. Если для отечественной стандартизации СТО является новой категорией стандарта, то за рубежом данная категория используется давно и широко. Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности на создаваемую на данном предприятии продукцию, процессы и услуги, а также для обеспечения применения на предприятии стандартов других категорий (ГОСТ, ОСТ, СТО). Основное назначение СТП - решение внутренних проблем стандартизации на данном предприятии. СТП обязателен только для работников данного предприятия. Основное его назначение - решение внутренних задач предприятия. Согласно законам РФ стандарты предприятий могут разрабатываться на продукцию и услуги, но пока в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом аналогичные документы оформляются как «фирменные стандарты», требования которых являются более жесткими в сравнении со стандартами государственными. Российское законодательство подобные действия не запрещает. Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и через тире - двух последних цифр года утверждения стандарта. Категорирование стандартов в зависимости от содержания и назначения опирается на основополагающие стандарты - нормативные документы, имеющие широкую область применения или содержащие общие положения для определенной области. Основополагающие стандарты касаются системы конструкторской документации, единиц измерений, терминов и т. д. Основополагающие стандарты могут прослеживаться в «цепочках» стандартов различного уровня конкретной системы. Основополагающие стандарты устанавливают общие положения при проведении работ, используемые многократно. Сюда же можно отнести условные обозначения объектов стандартизации - коды, метки, символы, требования к изложению, оформлению и содержанию различных видов документации. Стандарты на продукцию или на услугу устанавливают требования к группам однородной продукции. В этой категории разрабатываются следующие разновидности стандартов: стандарт общих технических условий и стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит требования к группам однородной продукции, во втором случае - к конкретной продукции. Такие стандарты, как правило, состоят из следующих разделов: классификация, основные параметры, общие технические требования, правила приемки, упаковка, транспортирование, хранение. Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работы на отдельных этапах жизненного цикла продукции - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация. Стандарты на работы должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды. Стандарты на методы контроля (на испытания, на методы и средства измерений) должны обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции. Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными и достаточно точными для эффективного контроля. Для этой цели в стандарте, как правило, приводятся сведения о нормированной погрешности измерений. Для каждого метода в зависимости от его специфики в стандарте указывают: средства испытаний, порядок подготовки к проведению испытаний, правила обработки результатов испытаний, правила оформления результатов, допустимую погрешность. Стандарты на методы контроля могут быть сформулированы для проверки какого-либо одного показателя качества, например, на содержание кофеина в кофе. В ряде случаев разрабатываются стандарты по проверке комплекса показателей качества. После введения обязательной сертификации некоторых видов товаров и услуг появилась необходимость разработки стандартов смешанного вида, где определены как общие требования к продукции, так и требования к методам контроля качества. Особую категорию документов по стандартизации составляют технические условия на создаваемую продукцию - ТУ. Этот документ имеет двойной статус - документа технического и нормативного. ТУ в соответствии с ГОСТ 2.114 разрабатывают на конкретное изделие, материал, вещество и т. п.; на несколько конкретных изделий, материалов, веществ (групповые ТУ). Технические условия являются очень распространенным документом. Достаточно указать, что для утверждения типа средства измерения, например, ТУ на это средство входит в список обязательных документов, представляемых в Госстандарт для регистрации. Кроме того, ТУ составляются на многие конкретные марки и модели товаров. Типичными объектами выпуска по ТУ являются изделия, выпускаемые мелкими сериями, изделия сменяющегося ассортимента, изделия, осваиваемые промышленностью на основе новых рецептур или технологий. В отличие от стандартов ТУ разрабатываются в короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. ТУ должны содержать следующие разделы: технические требования (ТТ); требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по эксплуатации; гарантии изготовителя. Требования ТУ не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов. Документы, содержащие требования, относящиеся к компетенции госнадзора, подлежат согласованию с ним. ТУ утверждает разработчик продукции и документа. Обозначение ТУ формируется из кода «ТУ», кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП), кода предприятия - разработчика ТУ по классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и двух последних цифр года утверждения документа. ТУ подлежат учетной регистрации в центрах стандартизации и метрологии по месту нахождения предприятия. На основе этой информации формируются каталоги выпускаемой продукции и строится система каталогизации в стране. 2.1.2. Структура и содержание МС ИСО серии 9000 На сегодняшний день основополагающими стандартами из большого комплекса стандартов ИСО являются - ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402). Структура МС ИСО серии 9000 приведена на рис. 2.2.
МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению". Стандарт имеет вводную часть, определяет ключевые термины, а также дает толкование договорных и не договорных условий и типов стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Он разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Основными целями организации в области обеспечения качества являются: достижение, поддержка и стремление к постоянному улучшению качества работы; постоянное удовлетворение всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц. Каждое предприятие (организация) имеет пять групп заинтересованных лиц табл. 2.1 [7] обеспечение внутреннему руководству и другим работникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются, и что происходит улучшение качества; обеспечение уверенности потребителей, и других заинтересованных лиц в достижение требований к качеству; обеспечение уверенности в том, что требования к системе качества выполняются. МС ИСО 9001-94: "Системы качества - модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании". Стандарт устанавливает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует демонстрации способности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию. Эта модель наиболее жесткая для поставщика. МС ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже". Стандарт устанавливает требования к системе качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность к поставке соответствующей продукции по разработанному проекту. Эта модель является промежуточной по уровню требований к поставщику. МС ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях". Стандарт оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать способность осуществлять контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. Эта модель наименее жесткая для поставщика. Требования установленные в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Эти стандарты устанавливают требования, определяющие какие элементы необходимо включать в систему качества. Однако не всегда система качества будет состоять из всех предлагаемых элементов. В некоторых ситуациях они могут адаптироваться путем добавления или изъятия определенных требований к системе качества. Как видно из названий стандартов ИСО серии 9000, предприятия, внедряющие системы качества, могут включать в нее все этапы жизненного цикла продукции, начиная от проектирования (разработки) и кончая ее эксплуатацией (МС ИСО 9001), либо только часть из них, например контроль качества конечной продукции (МС ИСО 9003). Другими словами, если модель по стандарту ИСО 9003 означает: "Представьте мне доказательства, что поставка отвечает сформулированным требованиям", то по стандарту ИСО 9002; "Докажите мне, что Ваш производственный аппарат позволит Вам выполнить требуемую поставку", а по стандарту ИСО 9001: "Докажите, что Вы можете осуществлять надзор за требуемой поставкой с момента ее разработки" [10]. Стандарты ИСО 9001-9003 называют "контрактными". Они носят нормативный характер, в отличие от рекомендательного ИСО 9000-1 и 9004-1, и предназначены для внешних целей предприятия. МС ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания". В стандарте рассматриваются все элементы системы качества. ИСО 9004-1 составлен в форме методических указаний и не предназначен для использования в конкретных ситуациях как средство регламентации или проведения сертификации системы качества [7]. Эти рекомендации предназначены для разработки и совершенствования системы управления качеством. Созданная в соответствии с ними система качества, является комплексной, а в ее элементах полностью раскрывается содержание менеджмента качества. Сущность сертификации Сертификация — это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия, что продукция отвечает определенным стандартам или другим требованиям. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны, — устанавливать обязательные минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как «Закон о защите прав потребителей», принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее. Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая — изготовитель, вторая — потребитель). Определены восемь схем сертификации третьей стороной: 1. Испытания образца продукции. 2. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке. 3. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами. 4. Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода. 5. Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка. 6. Только оценка заводского управления качеством. 7. Проверка партий изделий. 8. Стопроцентный контроль. Сертификация — важный фактор обеспечения доверия при поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия. Применение сертификации продукции дает следующие преимущества: * обеспечивает доверие потребителей к качеству продукции; * облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям; * обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции; * способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции; * предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества; * способствует повышению организационно- технического уровня производства; * стимулирует ускорение НТП.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|