Методика развития речи на уроках русской речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1991.
Домашнее задание К практическому занятию № 5 МОРЯ, 6 семестр Анализ текста в системе работы по развитию речи учащихся
КОНСПЕКТЫ а) Коммуникативно-речевые задачи // Методика развития речи на уроках русской речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1991. - С. 222-224 (файл прилагается).
б) Запишите в тетрадь примерную схему анализа текста
Примерная схема лингвостилистического анализа текста · Прочитать текст, определить его тему. · Выделить ключевые слова, раскрывающие тему. · Определить структуру: зачин, срединную часть, концовку. · Выявить лексико-грамматические средства и способы связи предложений в тексте. · Указать грамматические формы частей речи, помогающие понять особенности текста. · Найти художественные средства выразительности (тропы и стилистические фигуры). · Определить функционально-смысловой тип речи · Определить, к какому стилю относится текст. · Сформулировать идею (основную мысль) текста.
ВОПРОСЫ 1. Каковы основные цели использования текста на уроках русского языка? 2. Верно ли утверждение о том, что в современной методике обучения школьников коммуникативно-речевой деятельности на родном (русском) языке текст выступает как основная цель, средство и предмет обучения? Поясните свой ответ. 3. Почему на уроках русского языка используется преимущественно художественный текст? В чем его специфика? Каковы его обучающие возможности? 4. Какова ведущая цель лингвистического анализа художественного текста (ЛАХТ)? Что вы можете сказать о задачах ЛАХТа в школьном курсе русского языка, его значении? 5. Как определяется методистами место ЛАХТа в школьном курсе русского языка? Методисты говорят о систематичности и системности в обучении ЛАХТу. Как это понимать?
6. Расскажите о приемах работы по обучению школьников созданию текста и системе специальных заданий («коммуникативно-речевых задач»). АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЙ Выполните приведённые ниже упражнения. Какова их цель? Упражнение 1 О чем говорится в тексте (какова его тема)? Что значит порядочный человек, по мнению Ю. Я. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль. Порядочный человек Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благо-родство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».
Упражнение 2 Прочитайте текст, запишите его. Подчеркните сцепляющие слова. На улице Мира На улице Мира — работа с утра. Там с детства проходят науку добра. На улице Мира — из радуги мост. Он с улицы Мира проложен до звезд. (Н. Добронравов)
Упражнение 3 Определите стиль речи (по речевой ситуации). Укажите языковые средства, характерные для стиля. Красная площадь! Главная площадь страны. Символ нашей родины России! Она входит в наше сознание и сердце с ранних лет. Придите на любую выставку детских рисунков — в московской, сибирской, якутской школе, — и вы обязательно увидите Красную площадь. Хотя многие из ребят еще не были на ней, еще не были в Москве.
АНАЛИЗ ТЕКСТОВ Проанализируйте приведённые ниже тексты по схеме. Текст № 1 Ангел, лицо озарив, зажег маленький огонек, лампу мощностью в десять ватт — и полетел назад. Спят инженеры, банкиры спят. Даже менты, и те — разве уместно ловить ребят в эдакой темноте? Разве позволит чертить чертеж эдакий тусклый свет? Только убийца готовит нож. Только не спит поэт: рцы слово твердо укъ ферт. Ночь, как любовь, чиста. Три составляющих жизни: смерть, поэзия и звезда. (Борис Рыжий)
Текст № 2 (отрывок из повести С. Довлатова «Заповедник»)
Итак, я приступил к работе [ экскурсоводом в литературном заповеднике «Пушкинские горы» ]. Первую экскурсию методисты обычно не слушают. Дают тебе возможность освоиться, почувствовать себя увереннее. Это меня и спасло. А произошло вот что. Я благополучно миновал прихожую. Продемонстрировал рисунок землемера Иванова. Рассказал о первой ссылке. Затем о второй. Перебираюсь в комнату Арины Родионовны... "Единственным по-настоящему близким человеком оказалась крепостная няня..." Все, как положено... "...Была одновременно-снисходительна и ворчлива, простодушно религиозна и чрезвычайно деловита..." Барельеф работы Серякова... "Предлагали вольную - отказалась..." И наконец: - Поэт то и дело обращался к няне в стихах. Всем известны такие, например, задушевные строки... Тут я на секунду забылся. И вздрогнул, услышав собственный голос: Т ы еще жива, моя старушка, Жив и я, привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой... Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет: "Безумец и невежда! Это же Есенин - "Письмо к матери"..." Я продолжал декламировать, лихорадочно соображая: "Да, товарищи, вы совершенно правы. Конечно же, это Есенин. И действительно - "Письмо к матери". Но как близка, заметьте, интонация Пушкина лирике Сергея Есенина! Как органично реализуются в поэтике Есенина..." И так далее. Я продолжал декламировать. Где-то в конце угрожающе сиял финский нож... "Тра-та-тита-там в кабацкой драке, тра-та-там под сердце финский нож..." В сантиметре от этого грозно поблескивающего лезвия мне удалось затормозить. В наступившей тишине я ждал бури. Все молчали. Лица были взволнованны и строги. Лишь один пожилой турист со значением выговорил:
- Да, были люди... В следующем зале я приписал "Мнемозину" Дельвигу. Затем назвал Сергея Львовича - Сергеем Александровичем. (Видно, Есенин надолго оккупировал мое подсознание). Но это были сущие пустяки. (Сергей Довлатов) РАЗРАБОТКА КАРТОЧКИ Подготовьте индивидуальную карточку для учащегося 9 класса Она должна содержать: а) текст (художественный или публицистический) разумного объёма б) задания к нему (не меньше 4). Используйте типы заданий, предложенные в пособии под ред. Ладыженской (т. е. различные коммуникативно-речевые задачи)
Рекомендуемая литература Вузовские учебники · Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева (М., 2005) · Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова (М., 2001) Школьные учебники · Учебники под ред. Баранова М.Т. 5-9 класс. · Учебники под ред. Разумовской М.М. 5-9 класс. · Учебники Никитиной «Русская речь» 5-9 класс. Пособие Методика развития речи на уроках русской речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|