Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика развития речи на уроках русской речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1991.

Домашнее задание

К практическому занятию № 5

МОРЯ, 6 семестр

Анализ текста в системе работы по развитию речи учащихся

 

КОНСПЕКТЫ

а) Коммуникативно-речевые задачи // Методика развития речи на уроках русской речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1991. - С. 222-224 (файл прилагается).

 

б) Запишите в тетрадь примерную схему анализа текста

 

Примерная схема лингвостилистического анализа текста

· Прочитать текст, определить его тему.

· Выделить ключевые слова, раскрывающие тему.

· Определить структуру: зачин, срединную часть, концовку.

· Выявить лексико-грамматические средства и способы связи предложений в тексте.

· Указать грамматические формы частей речи, помогающие понять особенности текста.

· Найти художественные средства выразительности (тропы и стилистические фигуры).

· Определить функционально-смысловой тип речи

· Определить, к какому стилю относится текст.

· Сформулировать идею (основную мысль) текста.

 

ВОПРОСЫ

1. Каковы основные цели использования текста на уроках русского языка?

2. Верно ли утверждение о том, что в современной методике обучения школьников коммуникативно-речевой деятельности на родном (русском) языке текст выступает как основная цель, средство и предмет обучения? Поясните свой ответ.

3. Почему на уроках русского языка используется преимущественно художественный текст? В чем его специфика? Каковы его обучающие возможности?

4. Какова ведущая цель лингвистического анализа художественного текста (ЛАХТ)? Что вы можете сказать о задачах ЛАХТа в школьном курсе русского языка, его значении?

5. Как определяется методистами место ЛАХТа в школьном курсе русского языка? Методисты говорят о систематичности и системности в обучении ЛАХТу. Как это понимать?

6. Расскажите о приемах работы по обучению школьников созданию текста и системе специальных заданий («коммуникативно-речевых задач»).

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЙ

Выполните приведённые ниже упражнения.

Какова их цель?

Упражнение 1

􀀅 О чем говорится в тексте (какова его тема)? Что значит порядочный человек, по мнению Ю. Я. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.

Порядочный человек

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?

Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?

Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благо-родство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».

 

Упражнение 2

􀀅 Прочитайте текст, запишите его. Подчеркните сцепляющие слова.

На улице Мира

На улице Мира — работа с утра.

Там с детства проходят науку добра.

На улице Мира — из радуги мост.

Он с улицы Мира проложен до звезд.

(Н. Добронравов)

 

Упражнение 3

􀀅 Определите стиль речи (по речевой ситуации). Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Красная площадь! Главная площадь страны. Символ нашей родины России! Она входит в наше сознание и сердце с ранних лет. Придите на любую выставку детских рисунков — в московской, сибирской, якутской школе, — и вы обязательно увидите Красную площадь. Хотя многие из ребят еще не были на ней, еще не были в Москве.

АНАЛИЗ ТЕКСТОВ

Проанализируйте приведённые ниже тексты по схеме.

Текст № 1

Ангел, лицо озарив, зажег

маленький огонек,

лампу мощностью в десять ватт —

и полетел назад.

Спят инженеры, банкиры спят.

Даже менты, и те —

разве уместно ловить ребят

в эдакой темноте?

Разве позволит чертить чертеж

эдакий тусклый свет?

Только убийца готовит нож.

Только не спит поэт:

рцы слово твердо укъ ферт.

Ночь, как любовь, чиста.

Три составляющих жизни: смерть,

поэзия и звезда.

(Борис Рыжий)

 

 

Текст № 2

(отрывок из повести С. Довлатова «Заповедник»)

 

Итак, я приступил к работе [ экскурсоводом в литературном заповеднике «Пушкинские горы» ]. Первую экскурсию методисты обычно не слушают. Дают тебе возможность освоиться, почувствовать себя увереннее. Это меня и спасло. А произошло вот что.

Я благополучно миновал прихожую. Продемонстрировал рисунок землемера Иванова. Рассказал о первой ссылке. Затем о второй. Перебираюсь в комнату Арины Родионовны... "Единственным по-настоящему близким человеком оказалась крепостная няня..." Все, как положено... "...Была одновременно-снисходительна и ворчлива, простодушно религиозна и чрезвычайно деловита..." Барельеф работы Серякова... "Предлагали вольную - отказалась..." И наконец:

- Поэт то и дело обращался к няне в стихах. Всем известны такие, например, задушевные строки... Тут я на секунду забылся. И вздрогнул, услышав собственный голос:

Т ы еще жива, моя старушка,

Жив и я, привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой...

Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет: "Безумец и невежда! Это же Есенин - "Письмо к матери"..." Я продолжал декламировать, лихорадочно соображая: "Да, товарищи, вы совершенно правы. Конечно же, это Есенин. И действительно - "Письмо к матери". Но как близка, заметьте, интонация Пушкина лирике Сергея Есенина! Как органично реализуются в поэтике Есенина..." И так далее.

Я продолжал декламировать. Где-то в конце угрожающе сиял финский нож... "Тра-та-тита-там в кабацкой драке, тра-та-там под сердце финский нож..." В сантиметре от этого грозно поблескивающего лезвия мне удалось затормозить. В наступившей тишине я ждал бури. Все молчали. Лица были взволнованны и строги. Лишь один пожилой турист со значением выговорил:

- Да, были люди...

В следующем зале я приписал "Мнемозину" Дельвигу. Затем назвал Сергея Львовича - Сергеем Александровичем. (Видно, Есенин надолго оккупировал мое подсознание). Но это были сущие пустяки.

(Сергей Довлатов)

РАЗРАБОТКА КАРТОЧКИ

Подготовьте индивидуальную карточку для учащегося 9 класса

Она должна содержать:

а) текст (художественный или публицистический) разумного объёма

б) задания к нему (не меньше 4).

Используйте типы заданий, предложенные в пособии под ред. Ладыженской (т. е. различные коммуникативно-речевые задачи)

 

 

Рекомендуемая литература

Вузовские учебники

· Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева (М., 2005)

· Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова (М., 2001)

Школьные учебники

· Учебники под ред. Баранова М.Т. 5-9 класс.

· Учебники под ред. Разумовской М.М. 5-9 класс.

· Учебники Никитиной «Русская речь» 5-9 класс.

Пособие

Методика развития речи на уроках русской речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1991.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...