Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

Учебно-методический комплекс для студентов

заочной формы обучения по специальности 080105.65 «Финансы и кредит»


УДК

ББК

К

 

Рецензенты:

Кошкин В.И., д.э.н., профессор, ректор Негосударственного образовательного учреждения «Высшая школа приватизации и предпринимательства»

 

К 44 Кетова Ю.Н.

Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» / НОУ ВПО «Пермский институт муниципального управления (Высшая школа приватизации и предпринимательства)» - Пермь: ПИМУ (ВШПП), 2010 г. - ….. стр.

 

Печатается по решению кафедры «Теория и практика управления собственностью» от 24 ноября 2010 года

 

Учебно-методический комплекс «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.65 «Финансы и кредит».

 

Дисциплина входит в перечень специализации «Оценка собственностью» специальности 080105.65 «Финансы и кредит» и является обязательной для изучения

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Организационно-методический раздел …………………………………..…

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины …….…

1.3. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе…

1.4. Форма занятий и контроль знаний ……………………………..….

2. Содержание дисциплины …………………………………………….…..

2.1. Тематический план дисциплины ………………………………….

2.2. Содержание разделов и тем учебной дисциплины ………………

2.3. Содержание практических занятий ………………………….……

3. Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы …………………………….……..

3.1. Практические задания для самостоятельной работы ……………

3.2. Вопросы для самоконтроля по курсу «» ……………

3.3. Требования к оформлению контрольных работ ……………..……

3.4. Темы контрольных работ (рефератов) ……………………….……

3.5. Тесты для самопроверки знаний студентов ………………….…...

4. Итоговые вопросы для подготовки к экзамену ………………………….

5. Глоссарий ……………………………………………………………….….

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………….…….

6.1. Основная литература ………………………………………….……

6.2. Дополнительная литература ………………………………….……

6.3. Интернет – ресурсы ………………………………………………...


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Цели и задачи изучения дисциплины.

Целью изучения дисциплины является приобретение и закрепление студентами знаний в области теории и практики оценки бизнеса предприятия.

Задачи курса:

- изучение теоретических основ оценки стоимости предприятия (бизнеса);

- изучение методов доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке стоимости;

- выявление факторов стоимости компании;

- формирование у студентов навыков подготовки информационной базы для оценки из различных источников;

- формирование навыков проведения расчетов по определению стоимости собственности по методикам, используемых в рамках трех теоретических подходов;

- освоение принципов и алгоритмов новых методов оценки стоимости компании;

- ознакомление с проблемами практического применения новых методов к оценке стоимости компании в российских условиях.

Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

Для успешного освоения дисциплины студенты должны овладеть знаниями макро- и микроэкономики, теоретических основ финансов, денежного обращения и кредита, рынка ценных бумаг и биржевого дела, математических методов в экономике, экономической статистики, гражданского и финансового права, финансового анализа, бухгалтерского учета и аудита.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате аудиторного и самостоятельного изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- нормативные и методические документы, регламентирующие оценочную деятельность в Российской Федерации;

- основные виды рисков, связанных с проведением оценочных работ и способы их снижения;

- основные процедуры сбора и требования к информации, необходимой для оценки стоимости предприятий, необходимости и возможности проведения корректировок данных и отчетности о деятельности предприятия;

- подходы и методы оценки объектов: отдельных видов активов предприятия и бизнеса в целом;

- структуру и содержание отчета об оценке.

уметь:

- сформулировать цель оценки бизнеса, обосновать выбор использования методов для конкретных целей и особенностей оцениваемого объекта;

- произвести сбор и проверку на достоверность информации, необходимой для проведения оценочных работ;

- использовать методы оценки бизнеса в целом (доли в уставном капитале, пакета акций) в рамках трёх подходов к оценке;

- согласовывать результаты, полученных в рамках каждого из подходов, и подготовить итоговое заключение о величине рыночной (или иной) стоимости объекта оценки.

иметь представление:

- о программных продуктах, используемых для автоматизации расчетов по проведению финансового анализа деятельности предприятия и оценке бизнеса;

- о методах оценки бизнеса, применяемых для управления стоимости компании;

- об особенностях оценки: отдельных бизнес-линий, финансовых организаций и страховых компаний.

Форма занятий и контроль знаний

Основные формы занятий: лекции и практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа

Текущий контроль осуществляется через вопросы для проверки усвоения материала в форме семинаров; промежуточный - написание курсовой работы.

Итоговый контроль – экзамен в 11 семестре. Итоговая оценка складывается из текущего и итогового контроля.

 

Темы курсовых работ

 

1. Доходный подход к оценке бизнеса.

2. Сравнительный подход к оценке бизнеса.

3. Затратный подход к оценке бизнеса.

4. Методы оценки бизнеса, базирующиеся на концепции остаточного

5. дохода.

6. Оценка бизнеса методом реального опциона.

7. Оценка стоимости предприятия при его реструктуризации.

8. Оценка бизнеса при слияниях и поглощениях.

9. Оценка деловой репутации промышленного предприятия.

10. Определение инвестиционной стоимости бизнес-линии.

11. Оценка убыточных компаний с применением теории опционов.

12. Оценка ликвидационной стоимости предприятия.

13. Оценка капитала финансово-промышленных групп.

14. Оценка компаний строительного комплекса.

15. Оценка предприятий сферы обслуживания (розничной торговли, ресторанов, гостиничного комплекса и др.).

16. Оценка бизнеса и управление стоимостью компании.

17. Использование сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг.

18. Методы расчета мультипликаторов и их применимость

19. Реструктуризация предприятия как способ повышения его рыночной стоимости.

20. Методы оценки, базирующиеся на денежных потоках.

21. Методы оценки стоимости компании, основанные на концепции экономической прибыли

22. Методы оценки, основанные на концепции EVA – экономической добавленной стоимости

23. Методы оценки, основанные на концепции SVA – акционерной добавленной стоимости.

24. Процедуры нормализации и корректировки характеристик контроля.

 

4. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Сформулируйте понятие и основные цели оценки бизнеса

2. Принципы оценки стоимости бизнеса

3. Факторы, оказывающие влияние на формирование рыночной стоимости бизнеса

4. Информационное обеспечение оценки бизнеса

5. Корректировка финансовой отчетности в целях оценки бизнеса

6. Роль анализа финансового состояния предприятия в процессе оценки стоимости бизнеса

7. Доходный подход в оценке бизнеса: основные методы оценки.

8. Метод дисконтированных денежных потоков

9. Определение величины денежного потока.

10. Модели денежных потоков

11. Методы расчета денежных потоков

12. Ставка дисконтирования, ее экономическое содержание.

13. Методы определения ставки дисконтирования: метод CAPM.

14. Коэффициент β, рычаговая и безрычаговая β.

15. Методы определения ставки дисконтирования: метод WACC

16. Методы определения ставки дисконтирования: метод кумулятивного построения

17. Метод капитализации прибыли

18. Сравнительный подход в оценке бизнеса. Методы оценки.

19. Сфера применения метода сделок.

20. Сфера применения метода рынка капитала

21. Суть метода отраслевых коэффициентов.

22. Критерии отбора компаний-аналогов в сравнительном подходе.

23. Основные типы ценовых мультипликаторов.

24. Затратный подход в оценке бизнеса

25. Характеристика методов затратного подхода в оценки бизнеса, основные условия для их применения.

26. Расчет ликвидационной стоимости предприятия

27. Особенности оценки различных активов, используемых в оцениваемом бизнесе.

28. Процедура оценки бизнеса.

29. Оценка контрольных и неконтрольных пакетов акций: методы оценки, способы расчета и внесение поправок.

Согласование результатов в процессе оценки бизнеса

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. Федеральный Закон «Об оценочной деятельности», № 135-ФЗ от 16.07.1998г.

2. Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО № 1), утвержден Приказом Минэкономразвития России № 256 от 20.07.2007 г.

3. Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО №2), утвержден Приказом Минэкономразвития России № 255 от 20.07.2007 г.

4. Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО №3), утвержден Приказом Минэкономразвития России № 254 от 20.07.2007 г.

5. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. М., 2001г., 720с.

6. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса: Учебник. СПб, 2003г., 416с. (Сер. «Учебники для вузов»).

7. Основы оценки стоимости имущества: Учебник/ под ред.Федотовой М.А., Тазихиной Т.В. – М.: КНОРУС, 2011. – 272 с.

8. Оценка бизнеса: Учебник для вузов. Под ред. А.Г. Грязновой и М.А. Федотовой. – М.Финансы и статистика, 2000г., 510с.

 

Дополнительная

1. Андрианов Ю.В. Введение в оценку транспортных средств: Учебно-методическое пособие. М., 1998г., 256с. (Сер. «Оценочная деятельность»).

2. Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 144 с.

3. Герасимов Н.Н. Применение модели Ольсона в оценке стоимости компании// www.cfin.ru

4. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 1314с.

5. З.Кристофер Мерсер, Трэвис У.Хармс Интегрированная теория оценки бизнеса/под ред.Рутгайзера В.М.- М.: Маросейка, 2008

6. Ковалев А.П. Оценка стоимости имущества промышленного предприятия. М., Станкин, 1995г., 78с.

7. Ю.В. Козырь Методическое пособие по использованию теории опционного ценообразования в оценочной деятельности (оценка бизнеса и имущественных прав, содержащих реальные опционы)

8. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 576.

9. Лашхия В.Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости бизнеса// Финансовая газета. - №18. – 2001

10. Международные стандарты оценки с предисловием к стандартам. Т.1,2. М.,1998г., 160с.

11. Ник Антилл, Кеннет Ли. Оценка компаний: Анализ и прогнозирование с использованием отчетности по МСФО. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 454 с.

12. Оценка для целей залога: теория, практика, рекомендации/М.А. Федотова, В.Ю. Рослов, О.Н. Щербакова, А.И. Мышанов. – М.: Финансы и статистика, 2008

13. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2005. – 352 с.

14. Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса. Учебное пособие. – М.: Маросейка, 2007. – 448 с.

15. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник – М.: Новое знание, 2004. – 640 с.

16. Управление стоимостью компании: Учебное пособие/ под ред.М.А. Федотовой, Т.В. Тазихиной. – М.: Финансовая академия при правительстве Российской Федерации, кафедра ОД и АУ, 2003. – 112 с.

17. Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии: Методологическое пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов при оценке бизнеса и ценных бумаг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 190 с.

18. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – М.: Омега-Л, 2006 – 288 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...