Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальное проектирование и конструирование государственных ИКТ-систем




ТЕМА 2. Концептуальное проектирование информационно-коммуникационных технологических систем для органов государственной власти

Подходы и инструментарий концептуального проектирования ИКТ-систем для органов государственной власти

Потребность в концептуальном проектировании ИКТ-систем для органов государственной власти необходима для выработки общих принципов формирования политики в области ИКТ для федеральных и региональных органов государственной власти, для осуществления этой политики, для реализации проектов информатизации отдельных органов государственной власти, межведомственных и общегосударственных проектов.

По оценкам экспертов, точная постановка задачи на этапе проектирования обеспечивает до 70% успеха проекта.

Процесс создания ИКТ-систем для органов государственной власти проходит через следующие этапы:

Инициация проекта

Идея создания ИКТ-проектов для органов государственной власти может быть обусловлена:

- принятыми нормативными правовыми актами федерального или регионального уровня (например, повсеместное создание порталов органов государственной власти было вызвано принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. №98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» и пр.);

- реализацией целевых программ информатизации федерального и регионального уровней (исходя из политических и административных приоритетов, в этих программах прописывается реализация комплекса мероприятий и создания ИТ-систем, а также выделяются бюджетные ресурсы на их реализацию);

- необходимостью использования ИКТ-технологии для осуществления оперативной деятельности ОГВ (например, необходимость значительного количества расчетов в социальной сфере вызвало к жизни целый ряд систем автоматизирующих управление в сфере здравоохранения и социального развития);

- аналогией с существующими системами (например, руководством органа власти ставится задача адаптировать применительно к задачам конкретного органа власти, действующую ИКТ-систему);

- инициативой консалтинговой или ИКТ-компании, работающей с органами власти по иным проектам.

Необходимо отметить, что больше шансов быть реализованными и доведенными до качественного результата имеют системы, создаваемые по аналогии с существующими системами (ИКТ-система уже работает и ее лишь нужно несколько усовершенствовать и доработать), и системы, создаваемые в результате острой необходимости для организации деятельности органа государственной власти.

Осуществление планирования проекта

Постановка целей и требований к результатам ИКТ-проекта осуществляется основной заинтересованной стороной – заказчиком проекта со стороны органа государственной власти, так как только заказчик знает специфику деятельности органа государственной власти. Участие представителей органов государственной власти в планировании большинства проектов должно быть максимальным и не должно сводиться только к рассмотрению и рецензированию документации, разработанной ИТ-компанией. В ИКТ-проекте четко прописываются реальные цели, задачи и потребности органа государственной власти.

Технические требования к ИКТ-системе для органов государственной власти определяются заказчиком. В дальнейшем данный проект реализовывается ИТ-компанией в точном соответствии с техническими требованиями. ИКТ-проекты должны решать в полной мере реальные задачи, стоящие перед органами государственной власти.

Анализ технических требований, которые многие регионы и ведомства выставляют на конкурсы, показывает, что подавляющая их часть поверхностна, постановка задачи для ИКТ-системы и требования к ней содержательно не проработаны и зачастую противоречивы. Формулировка содержательной задачи для ИКТ-системы в технических требованиях на лот в несколько десятков миллионов рублей может включать минимальное описание создаваемой системы. Недостаточная проработка планирования проекта и требований к ИКТ-системе, которые должны стать инструментом содержательного контроля и мониторинга дальнейшей разработки системы, заранее предопределяют недостатки в создании ИКТ-системы.

Исполнение проекта

После начала реализации проекта ИТ-компаниями осуществляется разработка и внедрение информационной системы. Нередко на этом этапе ИТ-компании стремятся минимизировать большую часть своих усилий и затрат и выполнять работы в минимальной конфигурации. Поэтому в качестве результатов работ по созданию ИКТ-систем могут появиться следующие формулировки:

· ТЗ на разработку ИКТ-системы …

· Типовое программное обеспечение ИКТ-системы …

· Программа и методика испытаний ИКТ-системы …

· Методика внедрения ИКТ-системы …

· Руководство пользователя, руководство администратора ИКТ-системы …

· Пакет нормативных правовых актов, необходимых для ввода в действие и функционирования ИКТ-системы …

Если проанализировать структуру результатов, то от исполнителя – ИТ-компании, требуется набор документов и программное обеспечение, т.е. требования к сдаче проектов формируются не в терминах результата проекта для органов государственной власти, а в терминах передаваемых отчетов и «предметов»/программного обеспечения. Заказчик обычно получает весь этот набор «предметов/результатов», но чаще всего это неравносильно работающей ИКТ-системе, удовлетворяющей потребности органа государственной власти и решающей задачи заказчика. Более того, очень часто со стороны заказчика вообще не организуется система мониторинга и контроля за ИКТ-проектом. Так как у заказчика нет содержательного понимания проекта и конструкции его развертывания, то просто невозможно корректно осуществлять контроль за действиями исполнителей. Заказчик зачастую встречается с исполнителем только на стадии подписания контракта на начало работ и на приемке/сдаче, при подписании актов.

Завершение проекта

Рассматривая вышесказанное можно отметить, что одним из важных составляющих неудач при реализации проекта является отсутствие четкой постановки задачи со стороны сотрудников органов государственной власти на этапе инициирования проекта и этапе организации планирования проекта.

По данным опросов Всемирного банка ключевыми факторами успеха для создания и развития компонентов электронных правительств являются:

· сильное политическое и административное лидерство;

· тщательное управление проектами;

· ясно поставленные цели и определенные выгоды;

· понимание необходимости реинжениринга процессов;

· постепенное наращивание масштаба;

· переопределение принятых стандартов, при минимальной кастомизации;

· ответственность сотрудников на каждом уровне;

· оптимизация затрат на обучение.

Как видно из перечисленного списка, обязательным условием успешности реализации проектов электронного правительства являются «ясно поставленные цели» и «тщательное управление проектами». Данные функции являются ключевыми для эффективной реализации ИКТ-проектов и не должны передаваться вовне органами государственной власти (проработка целей и задач может и должна осуществляться с привлеченными консультантами, сотрудниками ИТ-компаний, но должна осуществляться обязательно совместно и с полноценным участием сотрудников ОГВ). Собственно именно для того, что бы обеспечить четкую постановку целей и задач на реализацию ИКТ проекта, а в дальнейшем иметь возможности и инструменты для мониторинга ИКТ-проекта и нужно тратить время и силы на концептуальное проектирование ИКТ-систем со стороны сотрудников органов государственной власти.

Формирование и создание концепций и концептуальных проектов ИКТ-систем, по сути, является тем средством, с помощью которого возможно обеспечить четкую и ясную постановку задачи на создание как отдельных ИКТ-систем, так и на комплексное построение «электронного правительства» в целом. Освоение подходов и навыков концептуального проектирования позволит со значительной долей вероятности доводить сложные ИКТ-проекты до завершения с теми результатами, которые требуются органам государственной власти.

Концептуальное проектирование и конструирование государственных ИКТ-систем

Понятие концептуального проектирования

Любая человеческая деятельность начинается с предварительной оценки проблемы. В ходе такой оценки идет поиск на ряд вопросов общего характера.

Ø В чем предмет деятельности? Т.е. какие факты, события или наблюдения побуждают к действию? На что направлено действие? Где границы того объекта, на который направлена деятельность?

Ø В чем проблема? Т.е. что конкретно в наблюдаемом явлении воспринимается как затруднение, преодолеть которое «не задумываясь» нельзя? Что конкретно не устраивает в ситуации?

Ø Каковы цели? Ради чего следует преодолевать затруднения, решать проблему?

Ø Каков будет результат? Каковы возможные последствия?

Ø Кто субъект деятельности? Кто еще вовлечен в решение проблемы? Чьи интересы затронуты? Кто будет использовать результат деятельности?

Ø Какова ситуация? Каковы основные факторы, влияющие на результат деятельности? Что можно использовать? Каковы риски?

Ø И, наконец, в чем новизна данного взгляда, подхода? Почему проблема не решилась прежде? Почему в этот раз должно получиться?

Ответы на эти вопросы должны содержаться в концепции или в концептуальном проекте

Анализ понятия «концептуальное проектирование» приводит к необходимости различения терминов «концепт» и «концепция». Концепт — это ключевое понятие, отражающее оригинальность и новизну подхода автора к описанию проблемной ситуации. А концепция, — основанное на взаимосвязанных концептах целостное описание ситуации, помогающее ее разрешить. С практической точки зрения это означает следующее: концепция создается тогда, когда автор находит новый подход к решению проблемы, которая не решалась или не могла быть выявлена в течение какого-то времени. Принимаясь за создание концепции, следует четко понимать, в чем состоит новизна данного подхода, какие материальные объекты, нематериальные факторы или новые понятия образуют эту новизну. Это и есть концепты. Уникальным является сопоставление концептов с решаемой проблемой. Как правило, но не всегда, концепты имеет смысл вводить в начале документа, давая их описание.

Таким образом, концепция — это уникальная целостная система взглядов на проблему, позволяющая найти подход к ее решению.

Концептуальное проектирование — процесс создания концептуального проекта, особого вида концепции, допускающего непосредственную реализацию и содержащего механизмы, обеспечивающие эту реализацию.

Какими особенностями должен обладать этот документ?

1. Реальные основания — проект строится на основе обследования и анализа реальной ситуации. Так, при проектировании информационной системы обязательность проведения обследования предусмотрена ГОСТом. Результаты проведения обследования являются неотъемлемой частью проекта. В них должны быть отражены:

Ø целевые функции существующей организационной или информационной системы; функции, которые необходимо сохранить во вновь создаваемой системе;

Ø проблемы, которые призвана решать проектируемая система, их основные проявления;

Ø внешние условия, в которых будет функционировать система, ограничения, которые они задают;

Ø перечень «выходов», т.е. результатов работы старой системы, которые обязательно необходимо сохранить или упразднить;

Ø перечень «входов» управления старой системой со стороны вышестоящей системы;

Ø ограничения структуры, т.е. те элементы системы, которые по каким-либо соображениям необходимо оставить неизменными.

2. Полнота, связность, непротиворечивость — это требование относится к концептуальному проекту как описанию системы. Для того, чтобы описание было ясным, целесообразно вначале нарисовать графическую схему системы. При разработке описания системы соблюдение этого требования означает, что:

Ø концептуальный проект должен содержать настолько полное описание системы, что любое изменение во внешней среде, которое должно повлечь изменение системы, должно неизбежно привести к изменению ее описания. Например, меняется нормативный документ, и это требует изменения в системе. Если в концептуальном проекте отсутствует ссылка на этот нормативный документ, и после такого изменения концептуальный проект остается актуальным, он не обладает полнотой. Это требование чрезвычайно сложно соблюдать на практике, но его соблюдение дает многократную экономию ресурсов на последующих этапах;

Ø все основные внутренние взаимосвязи элементов системы отражены в проекте. Т.е. по описанию системы можно восстановить ее реакцию на любое воздействие на входе или их комбинацию. Описание воздействия и реакции может быть дано в самом общем виде, например, «при поступлении на вход системы документа, ему присваивается уникальный номер, маршрут и сроки прохождения каждого этапа маршрута, а также определяется ответственный за контроль движения документа. Создается карточка документа, включающая все реквизиты, соответствующие типу документа. Кроме того, в системе создается контрольная задача для ответственного, которая активизирует напоминание всякий раз, когда сроки прохождения документом этапов маршрута нарушаются. В расписании исполнителей появляются соответствующие этапам задачи»;

Ø в описаниях свойств системы и ее элементов с разных точек зрения всегда есть противоречия, однако концептуальный проект содержит четкое указание на эти противоречия и дает механизм их разрешения. Например, «В связи с повышенными требованиями к безопасности персональных данных, противоречия между удобством использования системы и безопасностью решаются в пользу безопасности, с учетом ограничений, накладываемых требованиями к скорости совершения транзакций и численности персонала, эксплуатирующего систему». Кроме того, концептуальный проект не должен содержать прямо противоречивых требований к количественным и качественным характеристикам системы. Если такие противоречия выявляются на этапе концептуального проектирования, они должны быть разрешены на данном этапе.

3. Конкретность результата — результат создания системы должен формулироваться в измеримых количественных или сравнимых качественных показателях. Причем описание результата, в идеале, должно затрагивать все характеристики системы. Например, «В результате запуска системы в промышленную эксплуатацию число заявок, не обработанных в установленный законом срок, снизится до 1% от общего числа принятых заявок, количество заявок, принимаемых на обработку в течение 1 рабочего дня, составит не менее 500 шт. при сохранении численности аппарата органа исполнительной власти. Все остальные параметры процесса приема и обработки заявок, в том числе удобство процесса подачи заявки для гражданина, качество принимаемых решений, возможность контроля результата со стороны руководства, сроки предоставления ежемесячной отчетности не ухудшатся по сравнению с текущими».

4. Альтернативность — в случае, когда концепция допускает несколько решений той или иной задачи, в концептуальном проекте дается перечень этих вариантов или описывается набор изменяемых параметров решения, с обязательным указанием критериев выбора и ограничений. Например, «Для реализации на уровне участка может быть выбрана одна из трех схем: с выделенным сервером, с использованием одной из рабочих станций в качестве сервера или с использованием постоянного подключения рабочих станций к серверу отделения. При выборе схемы необходимо руководствоваться доступностью и стоимостью каналов связи между участком и отделением, числом рабочих мест и количеством лицевых счетов на участке».

5. Целеориентированность, целесообразность — в концептуальном проекте должна быть четко прописана цель работ. Необходимо отметить, что реализация проекта не может быть его целью, цель проекта всегда лежит за пределами проекта, но связана с ним четкой причинно-следственной связью. Так равно бессмысленными будут следующие формулировки: «Целью проекта создания системы учета обращений граждан является построение системы учета обращения граждан в установленные проектом сроки в пределах выделенного бюджета» или «Целью проекта создания системы учета обращений граждан является реализация ФЦП «Доступное жилье» в … регионе». Вместо этого следовало бы сформулировать следующим образом: «Целью проекта создания системы учета обращений граждан является своевременное выявление злоупотреблений при выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство».

6. Определенность по времени — концептуальный проект содержит указание на период времени, в течение которого предполагается его реализация. Это связано не только с актуальностью целей и результатов проекта. Предполагается, что в течение указанного срока сам концептуальный проект будет сохранять актуальность. Могут меняться детали реализации, конкретные условия, но состав и взаимосвязь базовых понятий, составляющих структуру концепции, остается неизменной. По сути, это обязательство автора концепции, являющегося заказчиком для ее реализаторов, в сохранении критериев успеха на весь срок действия проекта. Например, приняв «Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», правительство приняло обязательство перед разработчиками не менять приоритеты, объявленные в программе на весь заявленный период.

7. Определенность по ресурсам, экономическая обоснованность — в отличие от концепции, концептуальный проект определяет конкретную последовательность действий, источники и ограничения по ресурсам, которые могут быть привлечены для ее исполнения, а также направления окупаемости и оценку экономического эффекта от реализации проекта. Точность экономических оценок на данном этапе невысока. Основная задача концепции — определить источники ресурсов (и проверить их достаточность) и направления окупаемости (и убедиться в ее адекватности затратам). Например, в концепции создания СПУН был предложен механизм оценки окупаемости на основе анализа деятельности ФМС России, который показал заведомую многократную окупаемость в случае успешной реализации проекта.

8. Определенность по критериям выбора исполнителя — поскольку концептуальный проект, как правило, является основой для нахождения, выбора и заключения договора с исполнителем, одним из его составляющих должен быть перечень квалификационных требований к исполнителю. Это еще не полный список квалификационных требований, указанный в тендерной документации, но уже определенный набор критериев, связанных с набором базовых концептов. Исполнитель должен свободно ориентироваться в пространстве этих базовых понятий и владеть инструментами для работы с ними. Конечно, это не всегда возможно, особенно в случае революционных концепций. Тогда речь может идти о возможности создания таких инструментов в ходе работы без существенного увеличения стоимости проекта. Например, в ходе реализации первых проектов в области внедрения сбалансированной системы показателей (BSC), на рынке не было инструментов (систем), способных сразу поддержать такую систему. Первые проекты делали компании, готовые, часто за свой счет, подготовить такие инструменты в ERP-системах, которые они поставляли. После того, как первые проекты такого рода были выполнены, эти исполнители получили преимущество в проектах на основе концепции BSC.

Таким образом, концепция — документ, предназначенный для описания деятельности в таких терминах и с таких точек зрения, которые позволяют существенно повысить вероятность получения положительного результата. Ключом к пониманию концепции является понимание ее новизны.

 

Информатизация как процесс. Связь управления и информатизации. Общее понятие о стратегиях информатизации

Общее предназначение информационно-коммуникационных технологий — снимать ограничения человека, его памяти, скорости обработки информации, расстояний, на которые он может передавать информацию и т.д. С другой стороны, есть ряд функций, исполнение которых, несмотря на возможную неоптимальность, не имеет смысла передавать ИКТ-системам (по крайней мере, на текущем этапе их развития). Это функции, связанные с творчеством, с принятием решений в условиях недостатка или избытка противоречивой информации, с этическими, эстетическими, психологическими и другими неформализуемыми аспектами человеческой деятельности.

Информатизация процесс последовательного выявления и устранения неоптимальностей в поиске, передаче и обработке информации в ходе человеческой деятельности, связанных с ограничениями человеческой природы, за счет использования информационно-коммуникационных технологий.

Анализируя текущее и целевое состояние организации, управления регионом или государством в целом необходимо ориентироваться на целевые установки руководства. Если для коммерческой организации ситуация более или менее ясна — такие целевые установки формулируются в бизнес-стратегии собственниками, — то для государственной организации, а также для государства в целом, стратегия носит иной характер и напрямую не определяет потребности в информатизации.

В течение многих лет идут споры о критериях эффективности государственного управления, меняются акценты и точки зрения, однако потребность в информатизации остается. В любом случае, в качестве «универсальной» цели государственной информатизации чаще всего рассматривают эффективность выполнения функций, определенных для государства и государственных организаций законодательно. Именно поэтому сейчас работы по ФЦП «Электронная Россия» тесно увязаны с работами по проведению административной реформы.

Итак, стратегию можно представить себе как совокупность видения будущего и его вариантов, примерного понимания способа его достижения и целей, которые предстоит достичь на этом пути. Принципиальным отличием стратегии от тактики является качественная разница между текущим и целевым состоянием системы. Иначе говоря, при стратегическом планировании невозможно описать будущее в тех же терминах, что и настоящее.

В приложении к стратегии государственной информатизации рассматриваются два состояния ИКТ-систем государства и государственных организаций. Первое состояние — текущее: оно описывается некоторым набором параметров, связанных с эффективностью выполнения государственных функций. В стратегической перспективе происходит смена параметров эффективности. Вместе с государственными функциями оценивается эффективность оказания государственных услуг. В этой ситуации имеющийся набор ИКТ-инструментов, настроенный на старую систему показателей, становится неэффективным и подлежит замене.

Итак, при целенаправленном движении от одного состояния государства к другому, и, соответственно, от одного состояния автоматизации к другому, описываются оба эти состояния в универсальных и понятных, сравнимых терминах. Язык, на котором производится такое описание, имеет название «архитектуры» (в данном случае — «архитектуры электронного правительства»). Форма описания такого перехода — концептуальный проект.

Архитектурный подход — важнейшая характеристика концептуального проекта, которая задает многомерный срез ситуации и обладает средствами описания качественно различных состояний. Кроме того, архитектурный подход гарантирует полноту и целостность описания — две важнейшие характеристики концептуального проекта.

 

Архитектура электронного правительства

По ISO 15704 «Requirements for enterprise-reference architectures and methodologies. 2000», архитектура информационной системы — описание (модель) основного взаиморасположения и взаимосвязей частей системы (будь то физический или концептуальный объект / сущность).

По ANSI/IEEE 14200, архитектура информационной системы — фундаментальная организация системы, воплощенная в ее компонентах, их связях друг с другом и с окружающей средой, принципах, управляющих ее строением и эволюцией.

В основе большинства отечественных разработок в области архитектуры электронного правительства лежит опыт западных стран, в первую очередь, США. Но существуют и оригинальные подходы.

В данном курсе предлагается упрощенный подход, позволяющий решить задачу описания информационной системы в наиболее общих терминах. Архитектурное описание конкретной системы здесь будет представлено набором слоев. Каждый слой представляет собой иерархический список, т.е. последовательность приближений от наименее подробного (верхнего) уровня описания, к наиболее детальному (нижнему). Глубина детализации определяется теми задачами, которые стоят перед описанием и наличием информации. Разработку архитектур, как правило, целесообразно доверять профессионалам. Однако для того, чтобы грамотно поставить задачу и принять работы, необходимо понимать принципы формирования архитектуры.

«Послойный» состав архитектуры электронного правительства можно представить следующим образом:

1. Модели эффективности;

2. Архитектура деятельности:

o Государственные функции и государственные услуги,

o Административные процессы,

3. Архитектура компонент прикладных систем:

o Архитектура прикладных подсистем,

o Архитектура программных компонент (сервисов);

4. Архитектура информации:

o Предметные онтологии,

o Иерархия информационных объектов,

o Государственные метаданные;

5. Технологическая архитектура:

o Системная среда,

o Сетевая среда (инфраструктура),

o Профили стандартов;

6. Ограничения безопасности.

Для каждого из слоев должно быть разработано, и поддерживаться в масштабах государства, семейство иерархических справочников. В 2003—2007 гг. в рамках ФЦП «Электронная Россия» было предпринято несколько проектов для создания таких справочников. Под конкретную информационную систему в рамках каждого слоя выбирается соответствующий набор полей справочников. Кроме того, существуют взаимосвязи между слоями.

К видам обеспечения архитектуры электронного правительства относятся: методическое, нормативно-правовое, организационно-кадровое и технологическое. Каждый из слоев архитектуры и связи между ними должны быть проанализированы с точки зрения этих видов обеспечения.

Таким образом, архитектура — это универсальная форма описания, позволяющая создать целостное представление о системе и учесть разные точки зрения на ее состав. Один из вариантов архитектуры содержит 6 слоев и 4 типа обеспечения.

Создание полноценной реализуемой концепции и полное архитектурное описание информационной системы является комплексной, сложной и трудоемкой работой. Для ее исполнения целесообразно привлекать профильных специалистов. Это могут быть как специалисты ИТ-компаний, так и консультанты-эксперты, специализирующиеся на этом виде работ.

Однако для грамотной постановки задачи и понимания результатов государственный служащий должен обладать набором базовых знаний и главное — пониманием сути концептуального проектирования и архитектурного подхода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...