Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы финского школьного образования

Соловьевой Е.А., Иб-131

Реформы в сфере образования. Страна – Финляндия.

Структура

Действующая сегодня в Финляндии образовательная система была сформирована в 60-х годах прошлого века. Она включает в себя 4 ступени:

• дошкольное образование;

• общеобразовательная школа;

• средние учебные заведения;

• высшие учебные заведения

Дошкольное образование

В Финляндии дошкольное воспитание – единственный уровень образования, за который жителям страны приходится платить. Сумма зависит от уровня дохода родителей и количества детей в семье.

В детские сады Финляндии принимают детей с 9-ти месячного возраста до 7-8 лет. Когда родитель после декрета решает выйти на работу, то государство, по закону, предоставляет его малышу место в детском саду.

На каждого воспитателя детского сада, по закону, приходится по 4 ребенка. Картина, когда на улице играет 20 детей, а между ними гуляет 3-4 воспитателя - привычное дело. Интересно, что в финском детском саду нет подразделения на младшие и старшие группы. Все дети воспитываются вместе, и старшие помогают малышам.

Основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения.

В Финляндии все шестилетние дети имеют право посещать подготовительную к школе группу детского сада или подготовительный класс школы (нулевой класс).В 2015 году был принят закон, по которому ранее такие подготовительные занятия для будущих первоклассников теперь стали обязательными..

Школа

Начало учебного года приходится на август. Учебный год составляет 190 учебных дней, и обучение ведется только в одну смену. Занятия в школе заканчиваются в конце мая или в начале июня весенним праздником, новый учебный год начинается в середине августа. Учебная нагрузка возрастает от 20 ч в неделю в I классе до 25 - 30 в последующие годы обучения.

Школьникам практически не задают домашних заданий. Финские педагоги считают, что для детей полезнее гулять и проводить свободное время с родителями, а не сидеть над уроками. Изучение иностранных языков занимает важное место в начальном звене. На третьем году обучения начинаются уроки английского, на четвертом добавляются немецкий, французский или русский. С седьмого обязательно вводят шведский.

На общее образование у молодых финнов уходит 9 лет, из которых 6 лет приходится на младшую школу и 3 года на старшую. С 7 класса ученики переходят в старшую школу. Обычно она находится в отдельном здании. На этом этапе каждый учитель преподаёт отдельный предмет. В классе он находится вместе с помощником, что значительно упрощает процесс обучения.

При желании дети могут улучшить свои знания, посещая дополнительный десятый класс. После окончания старшей школы её выпускники могут продолжить образование или пойти работать. Их знакомству с профессиями уделяют достаточно много внимания в девятом классе. Ученики самостоятельно выбирают себе желаемое место для трудоустройства и знакомятся с его особенностями.

Действует десятибалльная система оценок, в которой самой низкой является четвёрка. Если ученик получил такую оценку в качестве итоговой, то он должен в начале следующего учебного года доказать, что его знания улучшились.

Диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, выпускникам общеобразовательной школы не выдают, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, в профтехучилище или гимназию.

Начальное образования в Финляндии в последние годы перенесло ряд реформ. Число школ уменьшилось, некоторые отмечают упадок начального обучения. Но тем не менее по данным ООН, в Финляндии наиболее высокий индекс образования, а ученики по полученным навыкам традиционно занимают первые места, что позволяет стране удерживать лидирующую позицию в мировом образовательном рейтинге.

Финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров.

Принципы финского школьного образования

1. Один из основных принципов школьного образования в Финляндии – это его бесплатность. Бесплатен процесс обучения, обеспечение учебными пособиями и тетрадями, необходимыми канцтоварами и питанием школьников. В финских школах категорически запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, ученикам бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и любая внеклассная деятельность, учебники и все необходимые принадлежности, включая планшеты или электронные книги; транспорт, который развозит детей, если расстояние от дома до ближайшей школы более 2 км.

2 Равенство. В Финляндии нет элитных или простых школ. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Практически все школы государственные. Представители Министерства образования Финляндии утверждают, что качество обучения во всех общеобразовательных школах "выровнено", какие-либо существенные различия в обучении отсутствуют.

Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. В одном коллективе обучаются и гении, и заметно отстающие. Учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, всем финнам ещё с раннего возраста объясняют, что детки с дефектами речи, инвалиды — это полноценные люди, к которым надо относиться на равных.

3. Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают особый учебный план. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями отлично справляются учителя. Для детей, у которых постоянно возникают проблемы в усвоении материала, существует коррекционное обучение. Его проводят в небольших группах или индивидуально.

4. Добровольность. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его сориентируют на получение хорошей рабочей специальности. Выявлением склонностей к определённой деятельности занимается особый школьный специалист – «учитель будущего».

5. Практичность. Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам. Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию. Детей не вызывают к доске, учитель объясняет тему урока и вместе с помощником контролирует выполнение заданий.

Средние учебные заведения

По окончании основной школы в 16-17 лет у ученика появляется первая возможность выбора дальнейшей образовательной траектории - гимназия или профессиональное училище. Гимназисты и ученики профессиональных училищ также находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома.

1) пойти в профессионально-техническую школу или выбрать обучение непосредственно в производственных условиях (заключив с предприятием договор), что позволит получить образование по рабочей специальности, с последующим устройством в соответствии с профилем.

В Финляндии существует развитая система профессионально-технических училищ, которые готовят по 75 специальностям в различных отраслях народного хозяйства, таких как возобновляемые природные ресурсы, техника и транспорт, торговля и управление, туризм, общественное питание и хозяйственные услуги, социальное обслуживание и здравоохранение, сфера культуры, досуга и спорта.

В зависимости от будущей профессии обучение в колледжах длится от одного года до четырёх лет; после окончания профтехучилища предоставляется право поступления в высшие учебные заведения соответствующего профиля. Помимо теоретических знаний профессиональная подготовка включает производственное обучение в мастерских училища и стажировку по месту будущей работы, которая проводится на основе специального договора между организаторами обучения, работодателем и будущим работником. В нем определены сроки обучения, обязанности и права каждой из этих сторон.

Профессионально-технические школы тоже дают возможность своим выпускникам поступить в университет, но только после прохождения курсов дополнительного образования и сдачи экзаменов на аттестат зрелости.

По окончании профессионально-технической школы (и сдачи выпускных экзаменов) выпускник получает аттестат о среднем профессиональном образовании, обретая возможность выбора: выходить ли на работу или продолжать специализированное обучение в политехническом институте (университете прикладных наук).

Продолжительность обучения в лицее и профессионально-технической школе составляет три года (в профтехшколах бывают учебные программы, рассчитанные на два года).

 

2) поступить в лицей, где все старания направлены на подготовку ученика к обучению в высшем звене, углубить и упрочить знания. Сюда набирают исходя из успехов начального звена, по результатам его окончания. Гимназия (лицей) - единственное из традиционных учебных заведений, дающее полное среднее образование и, следовательно, право поступления в университеты и другие вузы. Сюда отбирают учеников по результатам их успеваемости в общеобразовательной 9-летней школе. Обучение в гимназии длится 2 - 4 года. Срок обучения индивидуальный и зависит от темпа освоения выбранных учащимися курсов и их способностей. Содержание образования включает как обязательные, так и углубленные и прикладные курсы.. Успешная сдача экзаменов дает право поступления в любые высшие учебные заведения. Лицеи имеют академическую направленность, то есть осуществляют подготовку своих учащихся к поступлению в университет. По окончании лицея учащиеся сдают выпускные экзамены на аттестат зрелости.

То есть вторая ступень обучения имеет свои особенности, заключающиеся в невозможности попасть в высшее учебное заведение, минуя лицей, а также во влиянии успехов в начальной школе на возможность стать лицеистом. Вторая ступень системы образования также является бесплатной.

Обучение в старшей школе продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен - первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...