Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Стратегии совладания с ТЖС.

МГГУ им. М. А. Шолохова

 

 

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ,

НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Рабочая тетрадь

 

 

Разработчик:
Курышева Ольга Васильевна,
ВолГУ, доцент кафедры психологии

 

 

Москва, 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТЖС  
1.1. Особенности социализации современной молодежи  
1.2. Трудная жизненная ситуация как психосоциальный феномен  
1.3. Стратегии совладания с ТЖС.  
1.4. Диагностика личностных и поведенческих особенностей молодежи, находящейся в ТЖС.    
Часть II. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТЖС    
2.1. Технологии эффективной поддержки молодежи, находящейся в ТЖС.  
2.2. Технологии психосоциальной работы с молодежью с аддиктивным (зависимым) поведением  
2.3. Технологии психосоциальной работы с правонарушителями (делинквентным поведением)  
2.4. Технологии социализации молодежи, оказавшейся в экстемальных условиях  
2.5. Технологии социальной поддержки молодых семей, находящихся в ТЖС  

 

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТЖС

 

Тема 1. Особенности социализации современной молодежи

1.1. Дайте определение социализации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.2. В чем отличие социализации и адаптации, социализации и воспитания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.3. Соотнесите (соедините стрелками) приведенные в таблице названия механизмов социализации и соответствующее определение

 

Название механизма Определение
Подражание отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которого осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения
Внушение сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемых моделей поведения, опыта значимых других людей, почерпнутого из других источников
Убеждение неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых другими.
Идентификация осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.

 

1.4. Перечислите основные характеристики процесса социализации, отличающие юность от других стадий социализации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.5.* В чем различия между социализацией детей и взрослых?[1]

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.6. Дайте определение ресоциализации*

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

1.7. Что такое девиантное поведение? Перечислите основные признаки девиантного поведения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.8. Охарактеризуйте особенности и задачи социализации в каждой из возрастных подгрупп молодежи:

 

13-14 -16-17 лет ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16-21 год ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

20-26 лет ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

26-30__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.9. Как Вы считаете, какие сферы социализации наиболее значимы для молодежи? Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.10. Охарактеризуйте основные проблемы и риски социализации современной молодежи

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема 2. Трудная жизненная ситуация

Как психосоциальный феномен

 

2.1. Дайте определение трудной жизненной ситуации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.2. Перечислите основные характеристики трудной жизненной ситуации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.3. Напишите основные типы трудных жизненных ситуации в соответствии с различными критериями классификации

Критерий классификации Тип трудной жизненной ситуации
Сфера проявления проблем 1.   2.   3.  
Восприятие угрозы 1.   2.   3.  

 

2.4. Что такое «ситуация стресса обыденной жизни»? Какие ее основные характеристики. Приведите пример.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.5. Отметьте, какие из перечисленных ситуаций относятся к трудным жизненным ситуациям.

1. Тяжелое материальное положение

2. Драка с одноклассниками

3. Развод

4. Расставание с другом

5. Болезнь близкого родственника

6. Одиночество

7. Конфликт в рабочем коллективе

8. Ссора с другом

9. Переезд в другой город

10 Сдача экзаменов

 

2.6. Существует мнение, что трудные жизненные ситуации являются важной частью процесса социализации. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте свое мнение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.7. Проанализируйте основные подходы к понятию Трудная жизненная ситуация. Заполните таблицу.

 

Термин Автор Определение
Критическая ситуация    
Трудная ситуация жизнедеятельности.    
Психологический конфликт    
Критическая жизненная ситуация    
Стрессогенная жизненная ситуация      

 

2.8. Каковы, на Ваш взгляд, негативные и позитивные следствия трудной жизненной ситуации.

 

Негативные:___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Позитивные: ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.9. Дайте определение:

Стресс ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Фрустрация____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Конфликт _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Кризис________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.10. Опишите способы «смягчения» восприятия трудной жизненной ситуации. Приведите примеры*

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.11. Приведите пример трудной жизненной ситуации, в которой оказались Вы или Ваши близкие (друзья).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Напишите, по крайней мере, три характеристики, которые относят эту ситуацию к Трудным жизненным ситуациям

1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите тип этой трудной жизненной ситуации (используя хотя бы один критерий классификации)

____________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите «плюсы» и «минусы» этой ситуации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Тема 3. Стратегии совладания с ТЖС.

3.1. Что такое совладание с трудной жизненной ситуацией (копинг)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.2. Перечислите пять компонентов копинг-процесса

1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.3. Что такое копинг-стратегия

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.4. В чем отличие проблемно- ориентированного копинга и эмоционально-ориентированного копинга. Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.5. Напишите основные характеристики конструктивного и неконструктивного копинга

Конструктивный копинг:________________________________________

1___________________________________________________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________________

Неконструктивный копинг:_______________________________________

1___________________________________________________________________________________________________________________________2___________________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________________________________________________________

3.6. Заполните таблицу. Отнесите к конструктивному или неконструктивному копингу следующие стратегии:

Поиск помощи или совета у друзей

Признание реальности происходящего

Отвлечение через развлечение или мечты

Ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации

Полное сосредоточение на источнике стресса

Использование алкоголя

Отказ от решения ситуации

Планирование действий в сложившейся ситуации

 

Конструктивный копинг Неконструктивный копинг
   

 

3.7. Известно, что одну и ту же ситуацию люди воспринимают по-разному. Один человек будет считать ее трудной и проблемной, а другой сочтет это мелкими неприятностями. От каких психологических (субъективных) факторов это зависит

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.8. Перечислите психологические качества, которые, на Ваш взгляд, больше всего способствуют тому, что человек выбирает конструктивные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.9. Назовите психологические качества, которые, на Ваш взгляд, больше всего способствуют тому, что человек выбирает неконструктивные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.10. Перечислите критерии эффективного копинга*

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...