Тема 3. Стратегии совладания с ТЖС.
МГГУ им. М. А. Шолохова
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Рабочая тетрадь
Разработчик:
Москва, 2011 год СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В ТЖС
Тема 1. Особенности социализации современной молодежи 1.1. Дайте определение социализации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. В чем отличие социализации и адаптации, социализации и воспитания? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Соотнесите (соедините стрелками) приведенные в таблице названия механизмов социализации и соответствующее определение
1.4. Перечислите основные характеристики процесса социализации, отличающие юность от других стадий социализации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5.* В чем различия между социализацией детей и взрослых?[1] ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6. Дайте определение ресоциализации* ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.7. Что такое девиантное поведение? Перечислите основные признаки девиантного поведения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.8. Охарактеризуйте особенности и задачи социализации в каждой из возрастных подгрупп молодежи:
13-14 -16-17 лет ________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16-21 год ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________
20-26 лет ______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26-30__________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1.9. Как Вы считаете, какие сферы социализации наиболее значимы для молодежи? Обоснуйте свой ответ. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1.10. Охарактеризуйте основные проблемы и риски социализации современной молодежи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Трудная жизненная ситуация Как психосоциальный феномен
2.1. Дайте определение трудной жизненной ситуации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Перечислите основные характеристики трудной жизненной ситуации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3. Напишите основные типы трудных жизненных ситуации в соответствии с различными критериями классификации
2.4. Что такое «ситуация стресса обыденной жизни»? Какие ее основные характеристики. Приведите пример. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.5. Отметьте, какие из перечисленных ситуаций относятся к трудным жизненным ситуациям.
1. Тяжелое материальное положение 2. Драка с одноклассниками 3. Развод 4. Расставание с другом 5. Болезнь близкого родственника 6. Одиночество 7. Конфликт в рабочем коллективе 8. Ссора с другом 9. Переезд в другой город 10 Сдача экзаменов
2.6. Существует мнение, что трудные жизненные ситуации являются важной частью процесса социализации. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте свое мнение. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.7. Проанализируйте основные подходы к понятию Трудная жизненная ситуация. Заполните таблицу.
2.8. Каковы, на Ваш взгляд, негативные и позитивные следствия трудной жизненной ситуации.
Негативные:___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Позитивные: ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.9. Дайте определение: Стресс ________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ Фрустрация____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ Конфликт _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ Кризис________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________
2.10. Опишите способы «смягчения» восприятия трудной жизненной ситуации. Приведите примеры* ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.11. Приведите пример трудной жизненной ситуации, в которой оказались Вы или Ваши близкие (друзья).
Напишите, по крайней мере, три характеристики, которые относят эту ситуацию к Трудным жизненным ситуациям 1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Назовите тип этой трудной жизненной ситуации (используя хотя бы один критерий классификации) ____________________________________________________________________________________________________________________________ Опишите «плюсы» и «минусы» этой ситуации. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Стратегии совладания с ТЖС. 3.1. Что такое совладание с трудной жизненной ситуацией (копинг) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Перечислите пять компонентов копинг-процесса 1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3. Что такое копинг-стратегия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4. В чем отличие проблемно- ориентированного копинга и эмоционально-ориентированного копинга. Приведите примеры. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________
3.5. Напишите основные характеристики конструктивного и неконструктивного копинга Конструктивный копинг:________________________________________ 1___________________________________________________________________________________________________________________________ 2___________________________________________________________________________________________________________________________ 3___________________________________________________________________________________________________________________________ Неконструктивный копинг:_______________________________________ 1___________________________________________________________________________________________________________________________2___________________________________________________________________________________________________________________________ 3___________________________________________________________________________________________________________________________ 4___________________________________________________________________________________________________________________________ 3.6. Заполните таблицу. Отнесите к конструктивному или неконструктивному копингу следующие стратегии: Поиск помощи или совета у друзей Признание реальности происходящего Отвлечение через развлечение или мечты Ожидание более благоприятных условий для разрешения ситуации Полное сосредоточение на источнике стресса Использование алкоголя Отказ от решения ситуации Планирование действий в сложившейся ситуации
3.7. Известно, что одну и ту же ситуацию люди воспринимают по-разному. Один человек будет считать ее трудной и проблемной, а другой сочтет это мелкими неприятностями. От каких психологических (субъективных) факторов это зависит __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.8. Перечислите психологические качества, которые, на Ваш взгляд, больше всего способствуют тому, что человек выбирает конструктивные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.9. Назовите психологические качества, которые, на Ваш взгляд, больше всего способствуют тому, что человек выбирает неконструктивные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.10. Перечислите критерии эффективного копинга* __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|