Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурные достопримечательности Киевской Руси

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси не только не уступала другим европейским народам, но и во многом их опережала

Борис Греков

История художественной культуры Украины невозможна без такой яркой страницы как время Киевской Руси. Она имеет большое значение, ведь на протяжении существования этого государства была заложена основа украинской культуры. Кроме славянских традиций, творчество древнерусских мастеров испытала значительное влияние культур соседних народов, в частности передового христианского государства того времени — Византии. Это хорошо заметно в архитектуре, монументальном искусстве и иконописи Киевской Руси.

Расцвет изобразительного искусства Киевской Руси состоялся после принятие христианства и определился ориентацией на византийское искусство. Византийцы создали художественную систему, в которой господствовали суровые нормы и каноны, а красота окружающего мира воспринималась лишь как отблеск божественной красоты. Главными признаками византийского стиля в архитектуре были крестообразное планирование (так называемый «грецький» крест) и пятикупольная система зданий, а также чрезвычайная нарядность интерьеров, украшенных дорогими сортами мрамора, фресковой живописью, мозаичными изображениями и позолотой. Живопись и иконопись также создавалась за четкими правилами композиционного образного и цветного решений.

 

Архитектурные достопримечательности Киевской Руси

История развития древнерусского архитектурного искусства берет начало с конца X ст. Уже тогда в Киевской Руси существовали богатые традиции деревянного зодчества, которые позже отразились на каменной архитектуре, в частности храмных сооружений. И хотя сначала влияние византийского искусства был очень ощутимым, впоследствии в древнерусской архитектуре проявился собственный стиль. Поэтому можно сделать вывод, что мастера Киевской Руси не копировали традиции Византии, а создавали на их основе свой оригинальный художественный язык.

Образцами архитектуры, в которой больше всего прослеживается Византийское влияние, были Десятинная церковь в Киеве и Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Десятинная церковь (церковь Богородици) была возведена в эпоху княжение Владимира Большого и считается первой каменной сооружением Киевской Руси. То была одна из самых красивых архитектурных сооружений в свое время, ведь к ее строительству приобщали лучших мастеров Византии. К величайшему сожалению, здание храма было уничтожено 1240 года ордами хана Батыя. Ее возобновления в разные времена инициировали украинские митрополиты Петр Могила и Евгений Болхвитинов. Однако древнерусская церковь так и не возродилась. В настоящее время на месте ее расположения ведутся археологические раскопки.

Близким к архитектурному решению Десятинной церкви стал Спасо-Преображенский собор, который возведен 1036 года в Чернигове и замечательно сохранился до нашего времени. Этот храм — первый пример того, что древнерусские мастера стремились к созданию собственного стиля.

В некоторых элементах собора заметные приемы, не характерные для византийского зодчества, но типичны именно для древнерусской архитектуры. Здание храма содержит признаки, присущие и романскому стилю, что свидетельствует о знакомстве зодчих с культурными традициями Запада.

Жемчужиной древнерусского архитектурного искусства Киевский Софиевский собор, возведенный греческими мастерами во время правления князя Ярослава Мудрого по образцу Софиевского храма Константинополя. Упоминание о Софию Киевскую встречается в цейнейшем летописи Киевской Руси — «Повести прошлых лет». В строительстве собора были использованные достижения византийского искусства, однако в архитектуре этого пятинефного храму уже прослеживались своеобразные национальные черты. В отличие от византийских соборов, он был увенчан тринадцатью куполами, содержал две галереи. Композиционное решение

 

 

 

Софии Киевской сыграло большую роль в формировании национальных черт украинской, русской и белорусской архитектур. В результате реставрации и перестроек, проведенных в течение XVІІ —XVІІІ в., первичный вид здания собора не сохранился.

 

Следующий этап зодчества Киевской Руси отмечен второй половиною XІ — первой половиной XІІ ст., когда архитектура приобретает большей самобытности. Выделяются даже отдельные школы: киевская, переяславская, галицкая. Зодчие перешли на местные строительные материалы и разработали новые техноло-гические приемы, отличающиеся от византийских.

 

Архитектуре этого периода присущие и черты романского стиля, что проявляется во внешнем оформлении зданий. Свято успенский собор Киево-печерской Лавры, возведенный 1073—1078 лет — представляет особенности киевской древнерусской архитектурной школы. В нем уже были отсутствующие башни и галереи венчала здание лишь одна глава. Популярность архитектурной формы Свято успенского собору очень большая — его пропорции стали каноничними для многих следующих храмов Киевской Руси. Однако сама здание собора не сохранилось до наших времен: в XVІІ ст. храм было перестроено, а во время Второй мировой войны — разрушено.

 

 

Стиль архитектуры черниговской школы XІІ ст. воплощен в Борисоглебскому соборе. Об этом свидетельствует богатая резьба в декоре фасадов где мотивы романского стиля перекликаются со славянскими.

 

Еще одним характерным признаком древнерусской архитектуры черниговщины есть обмазывание кирпичных стен зданий белой известкой.

 

Самобытность архитектуры галицкой школы представляет церковь святого Пантелеймона — единственный образец древнерусского галицкого зодчество. Ученые допускают, что во времена Киевской Руси здесь были укрепления форпост княжеского города — вероятно, монастырь. Из первичного сооружения церкви святого Пантелеймона к нашему времени сохранились лишь стены, ведь в течение времени храм несколько раз перестраивался.

 

 

 

Киевский Софиевский собор

 

 

 

Десятинная церковь(Руины)

 

 

Спасо-Преображенский собор

 

Монументальная живопись Киевской Руси

 

Как и в западноевропейском средневековье, архитектура Киевской Руси была главным видом искусства, которому подчинялись другие. Среди видов изобразительного искусства первое место принадлежит монументальной живописи, которая также появилась на основе византийских традиций. Константинопольские художники, украшая соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Потом приемы и технологию византийских художников переняли и усовершенствовали местные художники.Древнерусская мозаичная живопись Х-ХII в. может быть поделена на два типа: высокохудожественные мозаики пола, которые фрагментарно сохранились до нашего времени в некоторых храмах эпохи Киевской Руси, и мозаичная настенная живопись, которой украшали важнейшие в символическом плане и наиболее осветленные части храмов – центральный купол, алтарь.Чрезвычайно высокий уровень технического и художественного мастерства киевских художников в области мозаичной живописи служил образцом для западноевропейских мастеров. Палитра смальт, которыми были набраны мозаичные полы и оформлены интерьеры черниговских, киевских, переяславских храмов, отличалась чрезвычайным цветным разнообразием. Так, во время создания мозаик собора Софии Киевской, мастера применили около 180 оттенков разных цветов.

Про чрезвычайно высокий художественный уровень мозаичного искусства на территориях Украины свидетельствуют ансамбли мозаик Софии Киевской, фрагменты мозаик Златоверхого собора Михайловского монастыря, Десятинной церкви, Успенского собора Киево-Печерской лавры, Михайловского собора Выдубицкого монастыря.

Так как мозаика принадлежит к сложным и дорогим техникам монументального искусства, большой популярности в Киевской Руси приобрела фресковая живопись. Известными есть циклы настенных росписей Софии Киевской, которые изображают сюжеты Евангелия, Старого Завещания, а так же святого Георгия та архангела Михаила – покровителей княжеского рода. Уникальными памятниками фресковой живописи есть росписи на стенах башен, где размещены ступеньки, которые поднимались князь с женой и свитой. Тут представлены сцены светской жизни Киевской Руси. Так, на южной стороне собора сохранился коллективный портрет семьи князя Ярослава Мудрого – его жены Ирины и дочек Елизаветы, Анастасии и Анны. Это произведение – древнейший образец портретного жанра украинской живописи: костюмы женщин изображены довольно точно, лица, несмотря на условность, передают индивидуальные черты.

Фрески эпохи Киевской Руси отличаются суровостью наследования традиций византийской живописи и торжественной монументальностью.

 

Живопись русского Средневековья — фреска, мозаика, икона — неизменно вызывала и продолжает вызывать огромный интерес у любителей искусства и учёных всего мира. Ежегодно миллионы людей приезжают в Новгород Великий или Киев, чтобы насладиться в древних соборах фресками средневековых живописцев. Среди образованных людей России почти не найти таких, у кого нет в доме хотя бы одного художественного альбома с фотографиями икон или фресок.

 

Древнерусская монументальная живопись появилась во времена расцвета Киевской Руси — при князьях Владимире Святом (980—1015 гг.) и Ярославе Мудром (1019—1054 гг.). До княжения Владимира Русь была языческой и поклонялась многим божествам. Этот князь крестил Киев и большую часть Руси, приняв христианство от Византии — сильнейшего и наиболее просвещённого в ту эпоху государства во всём христианском мире. Новая религия утвердила единого Бога на огромном пространстве от Ладоги до Чёрного моря, на многие века определив облик русской истории и культуры.

 

Византийские правители — василевсы — считали себя прямыми наследниками римских императоров, которые распоряжались когда-то судьбами десятков и сотен народов. Отсюда притязания василевсов на вселенское господство, отсюда блеск царских церемоний и роскошь константинопольского двора. Византийская знать, обладавшая утончённым вкусом, была богословски образованна, прекрасно знала античную литературу и искусство.

 

В отличие от языческого Древнего Рима духовную и художественную жизнь Византии определяла Церковь — главный заказчик строительства и украшения храмов. К X—XI вв. в византийском искусстве сложилась такая система росписи храма, которая наиболее точно и полно воспроизводила сущность христианского учения в зрительных образах.

 

 

 

 

Живопись:икона

 

Иконопись Киевской Руси

 

Становление иконописи Киевской Руси происходило во второй половине ХI – в начале XII в. До этого иконы были преимущественно византийские и греческие. Вместе с расширением строительства храмов возникла древнерусская школа иконописи. Ее основателем считают митрополита Иллариона. В Киево-Печерском патерике вспоминается про первых известных иконописцев Киевской Руси – Алипия и Григория. Про последнего рассказывали, что ему помогают ангелы: он мог за несколько часов написать и позолотить образ (обычно на это тратили несколько недель). Давние мастера придерживались сурового иконописного канона. Его появление связано с преданиями о том, что первые иконы или появились сами по себе («Спас Нерукотворний»), или были написаны художниками, которые лично знали или помнили святых (по поверью, икона Владимирской Божьей Матери была написана евангелистом Лукой). Следовательно, православная церковь никогда не допускала написание икон за воображением или с натуры. Иконописные изображения создавались по определенным правилам. Условность письма должна была четко отделять божественный мир от земного и подчеркивать в ликах Христа, Богоматери и святых их наземную сущность. Для этого фигуры изображались плоскими и неподвижными, применялась обратная перспектива, были невозможными любые временные проявления (время года или сутки).Условный золотой фон икон символизировал божественный свет, фигуры не имели теней, так как в «Царстве Божьем» их нет. Что бы четко придерживаться канона, иконописцы пользовались как образцом византийскими иконами или словесным описанием иконописного сюжета. Иконы ХI – ХII в., созданные Алипием и Георгием, не сохранились, но летописи свидетельствуют, что эти творения вывозили в разные места Киевской Руси, где они служили каноническим образцом для других иконописцев

 

 

Книгопечатание на Руси

 

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510–1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Апостол".

 

Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства. В древнейшей русской летописи – "Повести временных лет" под 1037 г. сообщается, что Киевский Великий Князь Ярослав Мудрый, почитавший книжное учение, собрал в храме Софии множество книгописцев для перевода и переписки книг. Так была создана первая библиотека, насчитывавшая к концу ХI века около ста тысяч рукописей. В той же летописи читаем проникновенную хвалу книге, высокочтимой в средневековой Руси: «Велика бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас на пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Книги суть реки, напояющие мудростью вселенную, в книгах – неизмеримая глубина».

Киевская Русь поражала Европу грамотностью. Дочь Ярослава Мудрого Анна – королева Франции была единственным грамотным человеком в ее новой, французской семье и подписывалась "Анна русса", а король просто ставил крестик. Так что факт изобретения книгопечатания немцем Иоганном Гуттенбергом в 1444 г. говорит лишь о большей технической практичности европейцев, но не о большей грамотности.

Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер (изобрел многоствольную мортиру). По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок – наследия жидовствующих и других еретиков).

Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток.Издание печатных книг к тому времени уже не было большим новшеством. На Западной Руси первые печатные книги на кириллице распространились в начале XVI века благодаря Франциску Скорине. С опытом издательского дела за границей, вероятно, познакомил русских книгопечатников в Москве писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV – начале XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю Альду Мануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг

 

В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопечатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случаев вносили и новое в технику печати. Так что введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря техническим умениям русских людей, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан.

 

Еще до появления в Москве Ивана Федорова по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.) была создана небольшая типография. Известны следующие ее издания: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553–1554), Триодь Постная (1555–1556), Триодь Цветная (1556–1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558–1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559–1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563–1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564–1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение. Однако это были лишь единичные книги (не датированные, без титульных листов, без заглавий). Все они были предназначены для собственного повседневного богослужения

 

 

 

 

Иван Федоров и Иван Грозный. С рисунка А.Базилевича.

 

 

В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем). Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии и взял в подручные Петра Тимофеева сына Мстиславца и Марушу Нефедьева.

19 апреля 1563 г. «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой – Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол) с изображением апостола и евангелиста Луки на фронтисписе.

Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 г. первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начла XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.Вслед за "Деяниями св. Апостолов" Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 г. – два издания "Часовника" (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими.Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле.

 

 

Поскольку же главный защитник Ивана Федорова – митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. Возможно, причиной их эмиграции был также крутой поворот (начало опричных расправ в 1565 г.) в поведении Царя Иоанна, вскоре получившего прозвище Грозного.

Первопечатники перебрались в русскоязычную тогда Литву, забрав с собой 35 гравированных досок. Литва как раз в эти годы объединялась с Польшей в Речь Посполиту. Будучи радушно принятым польским королем Сигизмундом, Иван Федоров нашел пристанище у польского гетмана Ходкевича, мецената и просветителя, который в своем имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию. В первой напечатанной за пределами Московской Руси книге – "Учительном Евангелии" (Заблудовском) 1568 г. печатники именуют себя «Иван Федорович Москвитин» и «Петр Тимофеевич Мстиславец»; за пределами Московской Руси Иван Федоров всюду называл себя "москвитином". В 1569 г. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Федоров продолжал работать в Заблудово, издав "Псалтырь" с "Часословцем" (1570).

Книгопечатание было затратным делом. Когда обедневший к началу 1570-х гг. Ходкевич не смог оказывать материальную поддержку книгоизданию, Иван Федоров принял решение уехать во Львов. Здесь в 1573 г. «друкарь москвитин» организовал уже собственную типографию и в 1574 г. сумел переиздать "Апостола" в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Тем самым он положил начало книгопечатанию и в Малороссии.

В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой – "Азбука", по его словам – «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр "Азбуки" И. Федорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.)

 

 

Вскоре Иван Федоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой – Константина Острожского – устроить новую типографию в главном городе его владений – Остроге на Волыни. Около 1580 г. по инициативе этого князя там была открыта "Острожская академия семи свободных наук", в которой преподавался и церковно-славянский язык. По предложению и при поддержке князя Иван Федоров в 1580–1581 гг. издал тут второе издание "Азбуки", напечатал Новый завет с "Псалтырью", помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского. Здесь же Федоровым была издана знаменитая "Острожская Библия" – первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.

Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами – был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором.

5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.

К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Федорова – памятники русского типографского искусства. Отлитые Федоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника – инициалами "И.Ф.". Отличительная особенность книг Федорова – наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.

 

После отъезда Ивана Федорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI века вернулось в столицу. Ученики Федорова – печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие – продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причем в 1597 г. "Апостол" был снова издан тиражом в 1050 экземпляров.

 

В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком – первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...