Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественно-политическая мысль.

КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII века

Особенности русской культуры:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОБРАЗОВАНИЕ.

  • Открытие школ (Навигацкая, Артиллерийская; цифирные; иностранных языков; Морская академия; обучение за границей; шляхетские корпуса; институт благородных девиц (1764, Смольный в Пб); духовные семинарии – к нач.XIX века 550 уч. заведений, свыше 62 тыс учащихся)
  • ___________ – открытие Московского университета (И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов) – преподавание на русском языке; философский, медицинский, юридический факультеты
  • 1757 – создание Академии художеств (И.И. Шувалов)
  • Издание учебников: Магницкий «Арифметика», Смотрицкий «Грамматика»

 

НАУКА.

  • 1725 – открытие ______________. (работали иностранные ученые Л. Эйлер,

Д. Бернулли ()

Г. Байер, Г. Миллер,

1-й русский ученый -____________________

  • 1741 – экспедиция во главе с Берингом обследовала с-з побережье Америки
  • Крашенинников «Описание земли Камчатки»
  • ________________________ – «наш первый университет»: физика, химия, геология, минерология, астрономия, история, география, лингвистика, поэзия.
  • ___________________ – изобретатель II пол. XVIII века: лифт, «самобеглая коляска», одноарочный мост через Неву, часы и др.
  • ___________________ – первая паровая машина в России
  • Историческая наука: _____________________ «История российская», М.М. Щербатов «История Российская от древнейших времен».

 

В5

Определите, о каком великом деятеле русской культуры идет речь, вставьте пропущенные слова в тексте

Из «Отчета о завершенных и незавершенных

о научных и литературных работах ______________________________»

Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырех тысяч опытов, коих не токмо рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в _____________ ставил… И сверх сего мозаичное художество, как делать из оных составов ____________ живописные, великими и неусыпными трудами привел в совершенство против римского, чего там больше двухсот лет доходили. Сочинил диссертацию о ____________ растворах, где показаны причины, отчего металлы, в крепкой водке растворяясь, производят теплоту и жар, а соли растворяясь в воде, производят стужу. Напечатал метеорологические наблюдения, учиненные во время солнечного ____________. Написал работы о явлениях электрических на воздухе, где изъяснено о громе, о ____________ сиянии и о кометах… О твердости и жидкости тел и о замерзании ртути. Осуществил наблюдения физические, при прохождении Венеры по ___________ учиненные, где примечена великая ___________ около Венеры, что и другие обсерваторы в Европе согласно приметили. Прочие его новые изобретения: светомерная труба для исследования расстояния и величины неподвижных звезд; металлический _______________ для исследования самых сильных морозов в Сибири, в местах, зимою непроходимых. Сочинил «Российскую __________», которая и на немецкий язык переведённая печатается под моим смотрением. Собрал лучшие российские пословицы.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.

Посошков «Книга о скудости и богатстве» 1/4 18 в (поддерживает протекционизм, ограничение повинностей крестьян; сторонник равенства людей перед судом)

Ф. Прокопович ¼ 18 в. «Духовный регламент», «Правда воли монаршей» (сторонник сильной неограниченной власти монарха, подчинения церкви государству)

Шувалов И.И. сер.18 в. (ввести законы, направленные на «общее благо»)

Екатерина II «Наказ» Уложенной комиссии (гарантии свободы частной собственности, защиты от судебного произвола, идеалы просвещенного абсолютизма)

Новиков Н.И. журналы «Трутень», «Живописец» (аморальность крепостного права, необходимость реформ)

____________________________ – «бунтовщик хуже Пугачева», «Путешествие из Петербурга в Москву» (призыв к отмене крепостного права и свержению самодержавия)

 

ЛИТЕРАТУРА.

· Классицизм – направление в литературе середины 18 века, характерными чертами которого являются гражданская тематика, восхваление просвещенного абсолютизма, преклонение перед человеческим разумом. Для русского классицизма характерно использование не античных,а отечественных сюжетов. Жанры: ода, сатира, трагедия, комедия (А.Кантемир, В. Тредиаковский, М.Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин, Д.Фонвизин)

· Сентиментализм – литературное направление второй половины 18 века, для которого хар-но внимание к внутренним переживаниям «маленького человека». Жанры: чувствительная повесть, сентиментальное путешествие (Н.Карамзин)

ЖИВОПИСЬ.

Характерно значительное расширение жанров:

Исторический жанр – мифологические темы и сюжеты из античной и русской истории (Лосенко А.П.)

Портретная живопись - расцвет (____________, ___________________, _______________)

 

__________________ ______________________

Бытовой жанр еще не стал самостоятельным, но свидетельствовало растущем интересе к человеческой личности (Фирсов, Шибанов)

 

АРХИТЕКТУРА.

До середины 18 века - барокко
_______________________ (Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе)
Вторая половина 18 века – классицизм, для которого характерны простота, симметричность, элементы античной архитектуры, желто-белое двуцветие)
  _______________________ – Дом Пашкова в Москве, дворец в Царицыне  
_____________________ – Московский Университет, Сенат в Кремле, Голицынская (1-я Городская) больница в Москве, дом Благородного дворянского собрания и др.  
  Старов – Таврический дворец, Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Петербурге  

 

Сентиментализм отразился в парковой культуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»).

СКУЛЬПТУРА.

Шубин Ф.И. скульптурные портреты (бюсты, рельефы) Ломоносова, Павла I, Румянцева, Суворова, Потемкина и др.

Фальконе Э. «___________________________» - памятник Петру I на Сенатской площади.

Козловский М.И. –«Самсон» в Петергофе», памятник Суворову в Петербурге.

 

ТЕАТР.

1756 – первый публичный театр в России (_______________________)

Крепостные театры (театр Шереметьева в Останкине, П. Жемчугова)

 

Повторение темы «Российское государство в XVIII вв.»

1. Историк С.Ф. Платонов писал о военной реформе Петра 1:

«Петр видоизменил организацию войск. Воспользовавшись старым военным материалом, он сделал регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной организации (только малороссийские и донские казаки сохранили старое устройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять войска. Только в этом отношении он и может считаться творцом новой русской армии». Как именовалась воинская повинность, введенная Петром? -

1) даточная 3) стрелецкая
2) рекрутская 4) посошная

2. Прочитайте отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского:-

“Немцы посыпались в Россию как сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении... Русским же аристократам, как например, князю М.А. Голицыну, была предложена должность шута ”. Какое название получила эта эпоха в истории России?

1) семибоярщина 3) пугачевщина
2) бироновщина 4) аракчеевщина

 

3. Архитектурный стиль, получивший распространение во второй половине XVIII в., характерными чертами которого является обращение к античному наследию, восприятие форм греческого и римского зодчества, -

1) барокко 3) византийский
2) дивное узорочье 4) классицизм

 

4. В.О. Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, писал:

«Одна особенность этих переворотов имеет более других важное политическое значение. Когда отсутствует закон, политический вопрос решается обыкновенно господствующей силой. Такой силой в русских дворцовых переворотах была привилегированная гвардия...». Каковы хронологические рамки данного исторического периода?

1) 1700 – 1721 гг. 3) 1762 – 1796 гг.
2) 1725 – 1762 г г. 4) 1796 – 1801 гг.

 

5. 1711 год связан с(со)

1) учреждением нового высшего государственного органа Правительствующего Сената 3) созданием двенадцати коллегий
2) установлением независимости русского патриаршьего престола от константинопольского 4) подписанием Ништадтского мирного договора со шведами

 

6. Какое событие произошло раньше всех остальных?

1) созыв Уложенной комиссии 3) освобождение дворян от обязательной государственной службы
2) принятие Указа о трехдневной барщине 4) отмена местничества

 

7. Даты 1700, 1711, 1739, 1774, 1791 связаны с

1) сменой монархов на российском престоле 3) подписанием договоров с Османской империей
2) расширением сословных привилегий дворянства 4) принятием новых таможенных указов

 

8. Кто из перечисленных исторических деятелей является современниками?

1) Павел I и Карл XII 3) Петр I и Фридрих II
2) Анна Иоанновна и Сигизмунд III Ваза 4) Екатерина II и Вольтер

 

9. С именами М.В.Ломоносова и И.И. Шувалова связаны с

1) созданием русской классической скульптуры 3) основанием Московского университета и Академии художеств
2) возведением монументальных зданий в стиле классицизма в Москве 4) развитием портретного жанра в изобразительном искусстве

 

10. Какой из указанных признаков характерен для старого крепостнического хозяйства?

1) появление новых видов сельскохозяйственных орудий труда 3) разведение новых культур – картофеля и подсолнечника
2) ориентирование помещичьих хозяйств на рынок 4) переселение помещиками крепостных крестьян в новые районы страны

 

11. Верны ли следующие утверждения?

А. Согласно петровскому указу о единонаследии вотчины уравнивались с поместьями.

Б. При Петре был установлен новый порядок престолонаследия – по завещанию правящего монарха.

1) верно только А 3) верны оба утверждения
2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

 

12. Верны ли следующие утверждения?

А. В Век Просвещения российское образование вбирает в себя некоторые европейские черты.

Б. Образование, являясь частью пакета сословных привилегий дворянства, остается фактически недоступным для широких слоев населения.

1) верно только А 3) верны оба утверждения
2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

 

13. Верны ли следующие утверждения?

А.«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II прежде всего был обращен к европейским правящим кругам, имевший целью приблизить Россию к Европе.

Б.За кулисами «просвещенного абсолютизма» сохранялись и упрочивались крепостнические порядки, крепла власть помещиков над крепостными.

1) верно только А 3) верны оба утверждения
2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

 

14. Термины, появившиеся в эпоху царствования Петра Великого:

А) подушная подать
Б) коллегии
В) большая соха
Г) министерства
Д) табель о рангах
1) АБГ 3) АБД  
2) БВГ 4) БГД  
           

 

15. В правление Екатерины II произошли следующие события:

А) земли церкви перешли в собственность государства под управление коллегии экономии
Б) Уральский район и Поволжье были охвачены «пугачевщиной», мощным народным восстанием
В) в уездах и губерниях стали собираться дворянские собрания, избираются предводители дворянства
Г) впервые появились в русской армии гвардейские полки Преображенский и Семеновский
Д) учреждена Кунсткамера, принят ассамблейный устав
1) АБВ 3) ВГД  
2) БВГ 4) АВД  
           

 

16. Прочитайте фрагмент из воспоминаний Е.Р. Дашковой, государственного деятеля эпохи «просвещенного абсолютизма» и укажите имя российского императора, о котором в нем говорится.

«Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками».

1) Федор Алексеевич 3) Петр Федорович
2) Петр Алексеевич 4) Павел Петрович

 

17. Прочитайте отрывок из указа российского монарха XVIII века и укажите название политики, которая связана с именем этого монарха:

“...дабы никто... челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания... когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее императорскую особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты”

1) бироновщина 3) просвещенный абсолютизм
2) великие реформы 4) контрреформы

 

ЧАСТЬ В.

18. Установите хронологическую последовательность событий русской истории XVIII веков.

А) введение ассамблейного кодекса
Б) учреждение Московского университета
В) открытие Смольного института благородных девиц
Г) начало издания первой печатной газеты «Ведомости»

 

       
       

 

19. Отметьте новые явления, появившиеся в государственном строе России в XVIII веке. (Выберите в перечне все правильные ответы и запишите цифры, соответствующие им в строку ответа в порядке возрастания).

1) осуществлена реформа церкви, введен обряд по греческому образцу
2) созвана Уложенная комиссия, пытавшаяся выработать новый свод законов
3) проведена губернская реформа, сосредоточившая власть на местах в руках генерал-губернатора
4) вместо приказов учреждена система коллегий
5) отменены кормления, вместо них власть перешла к избираемым населением земским старостам

Ответ: _______________

 

20. Установите соответствие между именами, портретами российских монархов и историческими фактами, относящимся к их правлению:

МОНАРХИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
А) Анна Иоанновна 1) Манифест о вольности дворянской
Б) Елизавета Петровна 2) Возвышение и ссылка А.Д. Меншикова
В) Петр II 3) Введение запрета на смертную казнь
Г) Петр III 4) Учреждение Кабинета министров
  5) Учреждение Сената и коллегий

 

Запишите в таблицу выбранные буквы и цифры:

         

Рассмотрите изображение и выполните задание  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...