Некоторые правила выплаты закята
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Средства закята разрешается выплачивать одной из указанных восьми категорий людей, и не обязательно распределять их между всеми категориями, даже если есть люди, относящиеся к ним. 2. Разрешается выдавать должнику деньги как для выплаты всего долга, так и части его. 3. Средства из закята не выплачиваются неверным или вероотступникам. Если же человек соглашается принять ислам, то ему можно выдать помощь из закята в качестве поощрения. 4. Закят не выплачивается богатым людям, так как Посланник Аллаха сказал: "В нём (то есть в закяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека". Закят вообще не принимается Аллахом, если он отдан тому, кому он не полагается. Однако, если к мусульманину пришел человек, который выглядит бедным, и он дал ему закят, а впоследствии оказалось, что он был богат (т.е. ему не полагалось раздавать закят), то такой закят принимается, потому что человек может судить только исходя из того, что ему известно, и Аллах не возлагает на него более того, на что он способен. Многие ученые придерживались такого мнения, но считали, что подобная ошибка прощается только в том случае, если раздающий закят счел богатого бедным. Обо всех остальных случаях они говорили, что выплаченный закят не засчитывается. Однако более достоверным является то мнение, что закят принимается, если мусульманин старался поступить правильно, но по ошибке отнес к любой из восьми категорий лиц, которым разрешается брать закят, того, кто к ним не относится. Например, он раздал закят человеку, будучи уверенным, что тот имеет долг, а оказалось, что у того нет долга, и в этом случае его закят принимается. 5. Нельзя выплачивать закят тем, кого человек обязан содержать, то есть родителям, детям и жене, но разрешается выплачивать его другим родственникам (дяде, брату, сестре и т.д.), если они нуждаются. Если же сын обеспечивает отца, и у отца есть долг, то сын может из своего закята вернуть долг отца, потому что сын обязан обеспечивать отца, но не обязан выплачивать за него его долги. Однако сыну не разрешается возвращать за отца долг из своего закята, если отец взял деньги в долг, чтобы обеспечить свое существование, потому что, как мы уже сказали, это является обязанностью сына. То же самое относится и к тем, кто обеспечивает мать, сыновей, дочерей даже жену.
6. Женщина может выплачивать закят мужу, если он беден, так как она не обязана обеспечивать его материально. Известно, что жена 'Абдуллаха ибн Мас'уда выплатила закят своему мужу 'Абдуллаху, и Пророк разрешил это. 7. Закят пересылается в другой город или страну только в случае особой необходимости, например: при голоде в какой-нибудь стране; при отсутствии бедных в городе, где собирался закят; для оказания помощи борцам на пути Аллаха, муджахидам; по указанию имама, когда это делается в общих интересах, и в других случаях. 8. Если кто-либо трудился не в городе, где он постоянно проживает, то он должен выплачивать закят в той же местности, а пересылать его в родной город он может только в перечисленных выше случаях. 9. Если кто-либо не в состоянии сразу выплатить закят, которым облагается его имущество, то он должен сделать это, как только у него появится такая возможность. 10. Если по прошествии года имущество мусульманина, с которого он должен выплатить закят, пропало или сгорело, то он освобождается от закята, даже если точно знает, какую сумму он должен был выплатить. Однако, если он по прошествии года подсчитал закят, но медлил и не выплачивал его, после чего его имущество пропало, то он не освобождается от этой повинности.
11. Не разрешается выкупать обратно вещи, которые мусульманин раздал в качестве закята или пожертвования. Когда 'Умар ибн аль-Хаттаб попросил у Посланник Аллаха разрешения купить лошадь, которую он пожертвовал ради Аллаха, тот запретил ему делать это. Однако если бедняк, которому дали пожертвование, предложил его богатым людей, то им разрешается взять их от него в качестве подарка, потому что Посланник Аллаха поел мясо, которое 'Али дал Бурейре, а затем сказал: "Ей это дали в качестве пожертвования, а для нас это - угощение". ЗАКЯТ ФИТР Пророк Мухаммад приказал выплачивать закят фитр в праздник разговения. 'Абдуллах ибн 'Умар рассказывал, что " Посланник Аллаха приказал выплачивать закят фитр после окончания месяца рамадан за всех мусульман - рабов и свободных, мужчин и женщин ". Желательно выплачивать закят фитр и за плод, находящийся во чреве матери, потому что так поступал 'Усман ибн 'Аффан. (Некоторые ученые говорят, что это сообщение слабое. Более подробнее этот вопрос рассмотрен по этой ссылке: http://seyfullah.tauhid.biz/Zakyat_fitr.doc Прим. редакции сайта http://seyfullah.tauhid.biz/) Но поступать так следует не раньше пятого месяца беременности, потому что первые четыре месяца беременности зародыш является мертвым, и только после этого ангел вдыхает в него душу. Всевышний сказал: " Вы были мертвы, и Он оживил вас" (Сура "Корова", аят 28.) Поэтому ученые считают, что выкидыш на пятом месяце беременности (но не более ранний выкидыш!) уже надо мыть, заворачивать в саван и совершать по нему погребальный намаз джаназа. Закят фитр выплачивается продуктами питания, которые распространены в той или иной стране. Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что "при жизни Пророка они выплачивали закят фитр в размере одного са' ячменя, кишмиша, сыра или фиников". Один са' равен 2,04 кг пшеницы хорошего качества. В шариате не установлено, что Пророк или его сподвижники выплачивали закят фитр деньгами, одеждой или вещами, поэтому всякий, кто поступает таким образом, отклоняется от прямого пути. Посланник Аллаха сказал: "Если кто-либо совершит поступок, на который не было нашего повеления, то он будет отвергнут". Закят фитр обязательно следует выплатить до совершения праздничного намаза. Лучше всего сделать это в праздник разговения, но разрешается сделать это и за один-два дня до праздника. Выплачивать его после праздничной молитвы нельзя, потому что Пророк сказал: "Закят фитр предписан вам, дабы очистились постящиеся от сказанных ими праздных слов и непристойностей и дабы наелись бедняки. Кто выплатит этот закят до намаза, от того будет принято. А кто выплатит его после намаза, то это будет всего лишь простым пожертвованием". Если же постящийся услышал о наступлении праздника разговения только после праздничного намаза, то закят фитр засчитывается ему и после совершения намаза. То же самое относится и к тем случаям, когда мусульманин находился в условиях, когда он не мог выплатить закят вовремя.
В добровольных пожертвованиях Мусульманин не должен ограничиваться выплатой обязательного закята и должен расходовать дарованное Аллахом имущество на благие цели, помогать людям и делать добровольные пожертвования. Всевышний сказал: "Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе - сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает..." (Сура "Корова", аят 261.) Всевышний также сказал: " Тем из вас, которые уверовали и расходовали [на пути Аллаха], уготовано великое вознагражден ие". (Сура "Железо", аят 7.) Совершая любое благодеяние, человек должен стремиться обрести только благоволение Аллаха. Тогда он непременно извлечет пользу из тех добрых дел, которые он совершил. Для того, чтобы люди уразумели это, Аллах привел в Коране прекрасные притчи и сказал: "О те, которые уверовали, не умаляйте ваших подаяний попреком или обычным напоминанием, подобно тем, которые расточают свое имущество из тщеславия и не веруют в Аллаха и в Судный день. Такие люди подобны скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и смыл землю. У них нет власти над тем, что приобрели они в жизни, а Аллах не ведет истинным путем неверных. А те, которые тратят свое имущество, чтобы заслужить благоволение Аллаха и укрепить свои души, подобны саду на холме: если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то окропит хотя бы моросящий дождь. Аллах видет то, что вы вершите ". (Сура "Корова", аят 264-265.)
Господь повелел раздавать милостыню так, чтобы даже левая рука не ведала о том, что отдает правая. Всевышний сказал: " Если вы даете милостыню открыто - прекрасно. Если же вы, когда даете ее бедным, скрываете ее, то это лучше для вас: она искупит некоторые ваши прегрешения. Аллах ведает о том, что вы вершите ". (Сура "Корова", аят 271.) Те, которые скрывают свои благодеяния от посторонних глаз, в Судный день окажутся в сени Аллаха. Благодаря милостыне и подаяниям раб Аллаха обретает великую награду и спасается от зла, которое разлетается повсюду. Посланник Аллаха сказал: "Пожертвование тушит гнев Аллаха и защищает от плохого конца ". Вот еще несколько хадисов о подаянии и пожертвованиях и пользе, которую они приносят верующим. Абу Хурейра рассказывал, что к Пророку пришел человек и спросил: "О Посланник Аллаха! За какую милостыню воздается наибольшая награда?" Тот ответил: "Когда подаешь милостыню, пребывая в здравии, и когда беден, боишься нищеты и надеешься на богатство. Не оттягивай же это дело до тех пор, когда душа твоя подойдет к горлу и ты скажешь: "Это - тому-то, а это - тому-то". В тот час все это уже будет принадлежать другим ". Абу Муса рассказывал, что Пророк сказал: " Каждый мусульманин обязан подавать милостыню". Его спросили: "А если он не нашел у себя ничего для этого?" Пророк сказал: "Пусть трудится своими руками, принесет этим пользу самому себе и подаст милостыню из заработанного". Его спросили: "Скажи, а если он не может работать?" Он ответил: "Пусть помогает нуждающемуся и несчастному". Его вновь спросили: "Скажи, а если он и этого не может?" Он ответил: "Пусть учит творить добро и предостерегает от зла". Тогда его спросили: "А если он и этого не может?" Тогда Посланник Аллаха сказал: "Пусть воздержится от зла, ибо и это - милостыня ". Саубан бин Будждуд рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: " Лучший из динаров, которые расходует человек - это динар, который он потратил на своих детей; динар, который он истратил на свое верховое животное [для войны] на пути Аллаха; и динар, который он израсходовал на своих товарищей на пути Аллаха". Пророк также сказал: "Рука сверху лучше руки снизу. Начни с тех, кого ты содержишь. Лучшая милостыня - та, что подается из лишнего. Того, кто добродетелен, добродетельным сделал Аллах, и того, кто разбогател, богатым сделал Аллах ".
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: " Каждый день, когда просыпаются рабы [Аллаха], с небес снисходят два ангела. Один из них говорит: "Господи, возмести тому, кто пожертвовал!" А другой говорит: "Господи, пошли погибель тому, кто скупился!" 'Абдуллах ибн Мас'уд рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Лишь двоим можно завидовать: человеку, которому Аллах даровал богатство, и он распоряжается им, расходуя его по справедливости; и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который учит ей и сам руководствуется ею ". Хадисов на эту тему очень много и всех их просто не счесть. Но есть нечто, что может лишить человека, который делает щедрые пожертвования, всей обещанной награды. Аллах не принимает пожертвований, сделанных из заработанных нечестным (греховным) путем денег. О верующие! Остерегайтесь зарабатывать себе на жизнь недозволенным путем. Избегайте воровства, взяточничества, лихоимства, мошенничества и всего того, что разрушает и земную, и будущую жизни человека. Посланник Аллаха сказал: "О люди! Воистину, Аллах - благой и принимает только благое. Он повелел верующим то, что повелел своим посланникам. А великий и могучий Аллах сказал: "О посланники! Вкушайте наилучшую пищу и вершите добро. Воистину, Я ведаю о том, что вы творите". Он также сказал: " О те, которые уверовали! Вкушайте наилучшую пищу из того, что Мы дали вам в удел ". Представьте себе мужчину, который вышел в долгое путешествие. Взъерошенный и покрытый пылью, он поднимает руки к небу со словами: "Господи, Господи!" А сам он ест запрещенное, пьет запрещенное, носит запрещенное - он вскормлен тем, что запретил Аллах. Так разве ж Аллах ответит на его мольбу?!" О Аллах, сделай нас одними из тех, кто избегает грехов и выполняет Твои повеления, кто совершает намаз и раздает милостыню! О Аллах, прими наши благодеяния, прости наши грехи и позволь нам в День воскресения занять почетное место в Твоей сени! И в заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров! http://seyfullah.tauhid.biz/ Использованна литература: 1. Мухаммад ибн Джамиль Зину, "Столпы ислама и веры" (на рус. яз.). 2. Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, "аш-Шарх аль-Мумти' аля Зад аль-Мустакна'". 3. Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн аль-Кайим, "Зад аль-Ма'ад". 4. Мухаммад ибн Исма'ил ас-Сан'ани, "Субуль ас-Салам". 5. Ас-Сейид Сабик, "Фикх ас-Сунна". 6. 'Абд аль-Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз и др., "Фатава аз-Закят". 7. Рашад Гунейм, "Далиль аз-Закят". 8. 'Абд аль-Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз и Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, "Рисалятан фи аз-Закят". 9. Мухаммад Насир ад-Дин аль-Албани, "Ирва аль-Галиль". 10. Йахйа ибн Шараф ан-Навави, "Сады благонравных" (на рус. яз.). 11. 'Абд ар-Рахман ибн Насир ас-Са'ди, толкование священного Корана "Облегчение от Великодушного и Милосердного" (три последние части, на рус. яз.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|