Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Короли из династии Меровингов, современники св. Григория Турского и их предки




В своей епархии Григорий снискал славу благотворителя и защитника справедливости. Именно его суду горожане Тура доверяли самые запутанные дела, к его совету прислушивались в первую очередь. Кроме того, он постоянно стремился к упрочению авторитета Церкви и распространению христианства: пропагандировал почитание св. Мартина, восстановил сгоревший кафедральный собор, добился у королей освобождения Тура от налогов, повсюду организовывал строительство новых церквей, много внимания уделял воспитанию и обучению клириков и т.д.

Всё это мы знаем, прежде всего, благодаря самому Григорию Турскому, который был не только священнослужителем и политиком, но и писателем. Его литературное наследие не слишком велико, но достаточно разнообразно, а для нас поистине уникально.

Инициал «I» в виде фигуры священника. Миниатюра Геллонского сакраментария. 790—795 гг. Париж. Национальная библиотека

Довольно скромное теологическое образование не позволило Григорию активно проявить себя на богословском поприще. Ему принадлежит единственное собственно теологическое произведение — комментарии на Книгу псалмов. Другим направлением его литературной деятельности было составление житий святых. Именно это представлялась не только Григорию, но и многим из его современников наиболее действенным инструментом обращения германцев, осевших в Галлии, в христианство. Его перу принадлежат книги «О житии отцов» (De vitae patrum), и прежде всего содержащиеся в них жизнеописания св. Юлиана и св. Мартина, «О чудесах св. Мартина» (De virtutibus sancti Martini), «Книга во славу мучеников» (Liber in Gloria confessorum) и «О чудесах» (De miraculis). В этих произведениях особенно ярко виден сознательный характер «деревенского стиля» Григория, т.к. они были рассчитаны на понимание полуграмотных клириков. Он писал так, чтобы они, с трудом освоившие азы латинской грамматики, сумели донести до своей паствы наглядные доказательства святости и благочестия отцов Церкви.

Лучник

Практическим целям, а именно вычислению времени Пасхи, Григорий посвятил небольшой трактат о движении звёзд (De cursu stellarum ratio). Ему также приписывают анонимные «Страсти семи мучеников, покоящихся в Эфесе» (Passio ss. martyrum septem dormientium apud Ephesum) и «Книгу о чудесах блаженного апостола Андрея» (Liber de miraculis beati Andreae apostoli).

Но прежде всего Григорий известен как автор «Десяти книг историй», которые сделали его «отцом французской истории». Подлинное название этого труда точно не установлено. Сам автор в оставленном им списке своих произведений обозначил его именно как «Десять книг историй» (Decem libri historiarum). Лишь в XVII в. издатели древних текстов, следуя установившейся традиции, дали этому сочинению Григория заголовок, под которым оно известно сейчас, — «Церковная история франков» (Historia ecclesiastica francorum). Он появился по аналогии с названием труда другого великого историка раннего Средневековья — Беды Достопочтенного.

Всё же заглавие, предложенное издателями, не соответствует ни содержанию самого труда Григория Турского, ни смыслу, который он вкладывал в понятие «историй» и которая выражена словами самого автора в эпиграфе.

Популярность этого труда видна в том, что его читали и перечитывали на протяжении многих столетий, ему пытались подражать, его обильно цитировали и делили на отдельные рассказы. Спустя всего около трёх десятилетий после смерти Григория его летопись была продолжена тремя анонимными хронистами, которые довели события в ней до середины VII в.

Насколько серьёзно автор относился к своему труду и целям, ради которых он был написан, говорит тот факт, что, несмотря на все многочисленные заботы и участие в личных и политических делах меровингских королей, Григорий ни на минуту не забывал о своих «историях», которые писал фактически всю жизнь. Он постоянно и неоднократно переделывал их, используя разные жанры.

Франкский воин

Первая книга, охватывающая события от сотворения мира до конца IV в., представляет собой компиляцию сочинений предшественников Григория: хроники Евсевия-Иеронима, труды Павла Орозия и др. Вторая книга посвящена епископам Тура и их деяниям, а также истории первых германских племён, появившихся в Галлии, нашествию полчищ гуннов под предводительством Атиллы и ранней истории франков, которая прослежена до смерти Хлодвига (511). Здесь Григорий использовал, и тем самым сохранил для будущих читателей, фрагменты из не дошедших до нас житий св. Реми и св. Мексена. Также он пользовался перепиской Сидония Аполлинария и епископа Авита Вьеннского и некоторыми несохранившимися хрониками.

Третья книга, охватывающая события периода 511–544 гг., и четвёртая, посвящённая времени между 544 и 575 гг., уникальны историей своего создания. После смерти Хлодвига его вдова, королева Клотильда († 544), уехала в Тур, вступила в монастырь Св. Мартина и в течение своего долгого вдовства предавалась воспоминаниям. Её рассказы в изложении тех, в чьём присутствии они велись, были записаны Григорием и использованы при написании третьей книги. А четвёртую он написал в жанре воспоминаний — современников автора и его самого, охватив детство, юность и зрелость Григория вплоть до занятия им Турской кафедры и смерти короля Сигеберта I.

Вероятно, в 575 г. был закончен первый этап работы над «Историями». В конце четвёртой книги, чтобы сориентироваться во времени самому и, видимо, помочь в этом своему читателю, Григорий даёт общий счёт лет, который отмечает важные для хрониста и его труда вехи мировой истории и истории государства франков: «От сотворения мира до потопа — 2242 года. От потопа до Авраама — 942 года. От Авраама до исхода сыновей Израиля из Египта — 462 года. От исхода сыновей Израиля до постройки храма Соломона — 480 лет. От постройки храма до его разрушения и переселения [израильтян] в Вавилон — 390 лет. От переселения до страстей Господних — 668 лет. От страстей Господних до кончины святого Мартина — 412 лет. От кончины святого Мартина до кончины короля Хлодвига — 112 лет. От кончины короля Хлодвига до кончины Теодеберта —37 лет. От кончины Теодоберта до гибели Сигиберта — 29 лет. Всё вместе составляет только 5774 года». Этот перечень даёт представление и о взгляде на ход мировой истории и об определении своего места в ней людьми той эпохи.

Пятая книга, охватывающая незначительный период с 575 по 580 гг., открывается гневным памфлетом против меровингских королей, современников «Историй», изобличая их и, тем самым, предваряя рассказ о бесконечных междоусобицах, разорявших страну и народ, занявший пятую, шестую, седьмую и восьмую книги.

Укреплённое сельское поселение меровингского феодала. Реконструкция

«Мне опостылело рассказывать о раздорах и междоусобных войнах, которые весьма ослабляют франкский народ и его королевство. Но что ещё хуже, мы уже видим, как в наше время сбываются предсказания Господа о начале бедствий: “Восстанет отец на сына, сын на отца, брат на брата, ближний против ближнего”. А ведь их должны были бы устрашить примеры прежних царей, которые как только разъединялись из-за раздоров, тотчас гибли от недругов. Сколько раз и сам город городов, столица всего мира, приходил в упадок с началом гражданских войн, но с прекращением войн он вновь поднимался словно из пепла. О если бы и вы, о короли, участвовали в таких сражениях, в каких изрядно потрудились ваши предки, чтобы народы, устрашенные вашим согласием, склонялись бы черед вашей силой! Вспомните, что сделал Хлодвиг, основоположник ваших побед. Он перебил королей — своих противников, враждебные племена разбил, собственные же подчинил и оставил вам королевство целым и незыблемым. И когда он это совершал, у него не было ни золота, ни серебра, какие есть теперь в вашей казне. Что вы делаете? Чего вы ищете? Чего вам недостает? Дома ваши изобилуют роскошью, подвалы полны вина, хлеба и масла, в кладовых груды золота и серебра. Одного вам недостает — вы лишены милости Божией, ибо не блюдете мира между собой».

Рассказ Григория столь подробен и обличителен, что его, с точки зрения адресатов турского епископа, можно охарактеризовать словами тёзки автора, самозванца Григория Отрепьева, героя драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов», как «ужасный донос», каковым самозванец считал труд старца Пимена. Этот нюанс, а также необходимость внести некоторые уточнения и исправления заставили автора трудиться почти три года (587–589). Но постоянные разъезды по Австразии и Бургундии не позволяли Григорию сосредоточиться на своих «Историях», что не преминуло сказаться на девятой и десятой книгах, представляющих собой краткое изложение событий периода 587–591 гг. В повествовании о них турский епископ опирался только на свою память, будучи лишён такого обилия материала, который использовался им в предыдущих книгах. Десятая книга, а вместе с ней и весь труд, была закончена в 591 г. Тогда же он снова отредактировал первые четыре книги, как и прежде, уделив особое внимание деяниям франкских святых епископов. А перед смертью Григорий ещё полностью отредактировал весь свой труд, доведя повествование до 594 г.

Автограф св. Григория Турского. Фрагмент

Необходимость в различных поправках была обусловлена разнообразием источников, которыми пользовался Григорий. И если Библия, жития святых, письма и сочинения отцов Церкви не нуждались в переработке, то использованные автором собственные воспоминания, народные саги («Сага о Хильдерике») и сказания требовали критического осмысления. Для описания событий, происходивших в Византии и Испании, Григорий, например, пользовался рассказами паломников.

Надо сказать, что турский епископ, осознавая ценность всех приводимых им сведений, широко ссылался на источники и конкретных авторов, что придавало его собственному сочинению особый авторитет, и оно представало не вымыслом создателя, а базировалось на убедительных свидетельствах. Однако нельзя забывать, что близость Григория к представителям правящего дома, зачастую бывших врагами и неоднозначно относившихся к самому автору «Историй», также способствовали хорошей осведомлённости Григория о событиях во всех королевствах. Его высокое духовное положение и место в государственном управлении обеспечивали доступ к королевскому архиву.

«История франков» Григория Турского. Французский кодекс. VIII—IX вв.

Вместе с тем, если мотивы создания агиографических сочинений вполне понятны, то вопрос о мотивах создания «Историй» остаётся открытым. Сам Григорий, отмечая упадок образования и нехватку учёных историков, во вступлении ко всему труду говорит, что целью оного является передача потомству памяти о делах прошлых лет и о событиях, современником которых был сам автор. Говоря о передаче памяти, автор не оговорился. Помимо сводки политической истории, Григорий сообщил ценные сведения об экономике, торговле, налогам и финансам, положении различных социальных групп, народных волнениях, вызванных злоупотреблениями чиновников, политике Церкви, культуре и быту, которые рассеяны по всем десяти книгам «Историй», делая их подлинной энциклопедией жизни франкской Галлии VI в.

Взгляд Григория на основы современного ему общества одновременно и типичен, и нетрадиционен для того времени. Этими основами выступают Церковь и королевская власть. Однако, по мнению автора, их союз отнюдь не исключал трений и столкновений между обеими сторонами. Интересы Церкви, которая всегда стояла для Григория на первом месте, и её недовольство королевской властью чётко обозначены в «Историях». Среди проступков последней — внутренние раздоры королей и вымогательство чиновников, ложившееся на плечи простонародья и затрагивавшие богатства Церкви. На фоне этих беспорядков искусно выделены пороки отдельных королей, по приказу которых вершились убийства и применялись пытки — при помощи вероломства, предательства и лицемерия.

Современный Тур

Излагая Священную историю, Григорий Турский проявил себя патриотом, сумев вписать в неё события, происходившие в родной Галлии, и представив их как неотъемлемую часть истории мировой. В ходе рассказа внимание автора всё больше сосредоточивается на местных галльских событиях. Таким образом, повествование начинается с описания сотворения мира, которое сменяется изложением всемирной истории (согласно Библии), событий на территории бывшей Западной Римской империи, а затем и Галлии и, наконец, заканчивается историей Турского епископства. Григорий, описывая борьбу праведников с язычниками, Церкви с ересями и королей с враждебными народами, вероятно, видел своими читателями образованных клириков, имевших отношение к Турской кафедре, а также представителей королевских домов Австразии и Бургундии.

Турский собор. XII—XIII вв.

«Книги историй» Григория Турского особенно ценятся современными исследователями, т.к. безыскусная манера повествования, не сдерживаемая приёмами риторики, даёт возможность увидеть реалистическую картину повседневной жизни франкского общества. Кроме этого, подкупает необычайная преданность Григория своему труду, стремление уточнить, дополнить и высказать свою точку зрения. И всё это несмотря на сложные условия, в которых порой оказывался сам автор. Его смелые выпады могли ему дорого стоить, учитывая необузданный нрав франкских правителей, пользовавшихся изощрённым арсеналом средств политической борьбы, унаследованных от почившего, но ещё не до конца истлевшего Рима. Окончив свой прекрасный и богатый труд, одарённый историк, агиограф и политик скончался в милом его сердцу Туре 17 ноября 594 г., не дожив до своего 56-летия 13 дней.

Примечания

1 В скобках указаны годы правления франкских королей.
2 Радегунда была дочерью короля Тюрингии. Её захватил в плен король Хлотарь I, который впоследствии силой женился на ней. Бежав от мужа, Радегунда нашла пристанище и помощь у св. Медарда, епископа Суассона, и, став монахиней, основала обитель в Пуатье, настоятелем которой стал св. Кесарий Арльский.
3 Товия (герой «Книги Товии», одной из апокрифических книг Ветхого Завета), сын Товита, который в преклонные годы потерял зрение. Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну отправиться в Мидию, чтобы раздобыть немного денег. Получив благословение слепого Товита, Товия и явившийся ему в человеческом облике архангел Рафаил отправились в путь. По пути Товия спустился к одной из рек, чтобы совершить омовение, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, хотевшая его поглотить. По указанию Рафаила он схватил её и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из её жареного сердца и печени, изгоняет демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма. Излечение слепоты Товита было сюжетом картин, заказывавшихся жертвами этой болезни и надеявшимися, что их зрение будет возвращено.
4 В скобках указаны годы, в которые епископ занимал указанную кафедру. О св. Галле см.: Григорий Турский. Житие отцов. Кн. VI. // Vita patrum. Житие отцов, составленное святителем Григорием Турским / Пер. с фр. Л.Васениной. М., 2005.
5 О св. Иллидии (первая половина III в.) см.: Григорий Турский. Житие отцов. Кн. VI. // Vita patrum. Житие отцов, составлено святителем Григорием Турским.
6 Позднее архиепископ Эгидий стал участником заговора против Хильдеберта II, был лишён сана и умер в изгнании. (Григорий Турский. История франков. X 19.)

Сергей АГИШЕВ

Советуем прочитать

Григорий Турский. История франков / Пер. с лат., коммент., науч. ст. В.Д.Савуковой. М., 1987.

Страдания семи святых мучеников, в Эфесе почивших, переведённое на латынь Георгием Флоренцием Григорием, епископом Турским / Пер. с лат. М.Ти-мофеева // Альфа и Омега. № 3. М., 1998. С. 175–180.

Григорий Турский. Книга о чудесах блаженного апостола Андрея / Пер. с лат. М.Тимофеева, предисл. А.Виноградова // Альфа и Омега. № 3. М., 1999. С. 214—242.

Григорий Турский. Житие отцов // Vita patrum. Житие отцов, составленное святителем Григорием Турским / Пер. с фр. Л.Васениной. М., 2005.

Одо. Житие святителя Григория Турского // Vita patrum. Житие отцов, составленное святителем Григорием Турским / Пер. с фр. Л.Васениной. М., 2005.

Лебек С. Происхождение франков. V–IX вв. / Пер. с фр. В.А.Павлова. М., 1993.

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада / Пер. с фр. Е.В.Баевской, Э.М.Береговской. М., 2002.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 (Сретенск, 2000).

http://his.1september.ru/2006/04/14.htm

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...