Противоядие для защиты супругов от развода
С именем АЛЛАhа, Милостивого, Милосердного
محمد بن ناصر الحميد Доктор Му х аммад ибн Насыр аль- Х умаййид
﴿ الترياق لوقاية الزوجين من الطلاق ﴾ Противоядие для защиты супругов от развода
ترجمة: إبراهيم تائرجان Перевод с арабского подготовил: Имам мечети «Шубары», г.Астана Ибраhим Таиржан Содержание
Предисловие
Хвала и благодарность принадлежат АЛЛАhу. Мы просим у Него помощи и прибегаем к его защите от зла нашей плоти и ошибок наших деяний. Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого АЛЛАh наставит на верный путь. Никто не сможет наставить на верный путь того, кого АЛЛАh ввел в заблуждение. Я свидетельствую, нет никого достойного поклонения, кроме АЛЛАhа. У него нет сотоварищей. Я свидетельствую также, что Му х аммад – Его раб и посланник. «О, те, которые уверовали! Бойтесь АЛЛАhа должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[1] «О, люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь АЛЛАhа, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, АЛЛАh наблюдает за вами»[2].
" О, те, которые уверовали! Бойтесь АЛЛАhа и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется АЛЛАhу и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха " [3]. Итак. Поистине, Ислям позаботился о создании семьи, и о её благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Му х аммада ибн ‘АбдуЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. " В Посланнике АЛЛАhа был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на АЛЛАhа и Последний день и премного поминает АЛЛАhа " [4]. Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути и верной дороги. Достойно сожаления то, что распространилось в Ислямских обществах в виде поспешности развода из-за причин, которые можно исправить. Я посчитал, что необходимо обратить внимание на это положение, - поскольку в нем имеется плохое воздействие на личность и общество, - а также исследовать его причины и изучить средства его исправления в сени Ислямского учения. И я принялся писать об этой теме в исследовании, которое я назвал: " Противоядие [5] для защиты супругов от развода ", прося у Всевышнего АЛЛАhа помощи, наставления и принятия, и надеясь, что разумные примут его и будут действовать согласно ему. Во-первых, я упомянул в нем Ислямский путь оберегания супружеской жизни. Затем я присоединил к нему разъяснение плодов брака. После чего я подробно описал причины развода и попытался указать на исправление каждой причины, которую можно поправить, разъясняя причины развода со стороны мужа, затем со стороны жены, а потом со стороны родственников обоих супругов или других лиц. Далее я прояснил результаты развода, а затем дал совет каждому, кто может быть причиной развода. Потом я упомянул то, что можно сделать после наступления развода, как последняя попытка для исправления перелома, объединения союза и исправления отношений между супругами. Затем я завершил тему упоминанием того, что следует после затруднения жизни между супругами, а это – разлучение, как сказал Всевышний: " Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму " [6]. Потом я упомянул предписания развода, и целью здесь является (поиск соблаговоления) АЛЛАhа. И да будет благословение и приветствие АЛЛАhа нашему пророку Му х аммаду, его семье и сподвижникам.
Путь шариата в оберегании супружеской жизни Поистине, Всевышний АЛЛАh установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Мы упомянем здесь совокупность священных текстов шариата, которые разъяснили эти права. И это - путь, который необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь. Всевышний сказал: " Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению " [7]. Всевышний также сказал: " После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму " [8]. Пречистый АЛЛАh еще сказал: " Живите с ними достойно " [9]. Также Всевышний сказал: " Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку " [10]. От Му’авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им АЛЛАh, передано, что он сказал: "Я спросил: " О, посланник АЛЛАhа, какое право имеют наши жены? " Он ответил: " Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: "Да обезобразится твое лицо", и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому) "[11]. От Умму Салямы, да будет доволен ею АЛЛАh, передается, что она сказала: " Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай "[12].
От Абу Хурайры, да будет доволен им АЛЛАh, передается, что он сказал: "У посланника АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, спросили: " Какая из женщин лучше? " Он ответил: " Та, которая радует (своего мужа), если он посмотрит на нее. Она повинуется его велениям, и не противоречит ему ни в себе, ни в своем имуществе тем, что ему не нравится "[13]. Также от Абу Хурайры, да будет доволен им АЛЛАh, передается, что пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра "[14]. От Талька ибн ‘Али, да будет доволен им АЛЛАh, передается, что он сказал: " Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи [15]".[16] От ‘Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им АЛЛАh, передано, что пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами. Что касается вашего права над вашими женщинами, так это чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите [17]. И чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите. Послушайте, их право над вами, чтобы вы хорошо одевали и кормили их "[18]. Также пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения "[19]. Это лишь небольшое количество воды из большого разлива. Кто желает дополнения по этому вопросу, пусть прочтет главы о браке в книгах сунны и описания жизни Избранного, да благословит и приветствует его АЛЛАh, с его супругами, матерями правоверных, да будет доволен всеми ими АЛЛАh, ибо в этом содержится много блага и обилие знания.
Плоды брака Поистине, Ислям побудил к браку, поскольку в нем имеются огромные плоды для личности и общества. Всевышний сказал: " Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь " [20]. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " О, молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак [21], то пусть женится "[22]. Также он сказал: «Этот мир – вещь (для пользования). И лучшим благом этого мира является праведная жена»[23]. Мы упомянем здесь совокупность плодов брака. Среди них: Во-первых. Успокоение и умиротворение души. Всевышний сказал: " Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих " [24]. Всевышний также сказал: " Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них " [25]. То есть, они - укрытие (покой) для вас, а вы – укрытие (покой) для них, как прокомментировали этот аят Ибн ‘Аббас и группа предшественников, да будет доволен ими АЛЛАh[26]. Во-вторых. Опускание взора и оберегание половых органов. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " О, молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и оберегать половые органы (от распутства) "[27]. Ибо каждый из супругов прикрывает друг друга и защищает его от совершения распутства. В-третьих, появление достатка (богатства), которое обещал Пречистый АЛЛАh неимущим Своими словами: " Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то АЛЛАh обогатит их из Своей милости. АЛЛАh – Объемлющий, Знающий " [28]. В-четвертых, появление праведного потомка, благодаря которому будет продолжаться деяние человека после его смерти. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: «Когда человек умирает, то его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знание, которое приносит пользу людям; и праведный сын, который молится за него»[29]. В-пятых, увеличение мусульманской общины. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Женитесь на любящих и часто рожающих (женщинах и девушках), ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами»[30]. В-шестых, оставление потомства и продолжение человеческого рода для того, чтобы поклоняться Всевышнему АЛЛАhу и населять Землю. Всевышний сказал: " Мы отправили к с амудянам их брата Сали х а. Он сказал: «О, мой народ! Поклоняйтесь АЛЛАhу, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый " [31]. И хотя данный аят и является обращением к народу Сали х а, мир ему, однако эти цели, указанные в аяте, являются умыслом во всех общинах[32].
В-седьмых. Взаимное знакомство и сближение между людьми, как сказал Всевышний: " О, люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга " [33]. В-восьмых, исполнение благочестия к родителям и поддержание родственных уз, а также достижение великой награды от Всевышнего АЛЛАhа тем, кто совершает благочестие к родителям и поддерживает родственные узы. От пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh, передается, что он сказал: " Господь доволен, когда доволен родитель, и АЛЛАh гневается, когда гневается родитель "[34]. Всевышний также сказал: " Которые поддерживают то, что АЛЛАh велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель! " [35] Причины развода Мы упомянем здесь совокупность причин, которые иногда ведут к разводу. Затрагивая причины развода, мы обнаруживаем, что среди них есть те, для которых имеется решение, и те, для которых нет выхода, кроме развода. Мы, если на то будет воля АЛЛАhа, скоро упомянем соответствующие решения, основываясь при этом на священных текстах шариата для каждой причины, которую можно исправить. А – Причины развода со стороны мужа
1. Несоблюдение мужем прав своей жены, соблюдать которые велел Всевышний АЛЛАh. Это происходит либо из-за незнания, либо из-за невнимательности, либо из-за отказа от Закона Всевышнего АЛЛАhа. Поэтому муж должен узнать права своей супруги, которые она имеет над ним, не быть небрежным по отношению к этому, и бояться АЛЛАhа относительно своей жены, для того чтобы супружеская жизнь между ними продолжалась в сени высокочтимого шариата. К этим правам относится достойное проживание с ней, материальное обеспечение, отдача ей должного (награждение), мягкое обращение, закрытие глаз на некоторые из ее ошибок, приукрашивание для нее прекрасным образом. Ибн ‘Аббас сказал[36]: " Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний АЛЛАh сказал: " Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению " [37].
2. Отсутствие исполнения заповеди пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh, данной мужчине, жениться на набожной женщине (девушке) в его словах: «На женщине женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему добивайся набожной женщины, да запылится твоя рука [38]»[39]. Когда один из супругов является набожным, а другой – в противоположность тому, между ними возникают противоречие и спор. Ибо набожный из них совершает деяние, ведущее к довольствию Всевышнего АЛЛАhа, а другой совершает действие согласно своему желанию. Поэтому сватающемуся необходимо иметь в виду это пророческое завещание и стремиться исполнить его и действовать согласно ему, даже если пройдет долгое время в поиске набожной женщины. Ибо в скором времени с позволения АЛЛАhа он будет жизнь счастливой жизнью с набожной женщиной. И даже если набожный мужчина женится на женщине, которая не является набожной, то на нем лежит большая ответственность в призыве ее и ее наставлении. И он должен соблюдать при этом терпение и придерживаться пути шариата, призывая ее мудростью и добрым увещеванием. Всевышний сказал: " Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай его " [40]. Также Всевышний сказал: " Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом " [41]. И тогда может быть, что она по воле Всевышнего АЛЛАhа наставится на прямой путь, и их совместная жизнь исправится.
3. Наличие в доме упущения или недостатка в поклонении АЛЛАhу, или же участие во внедрении в него нечестия различными способами: порочными (телевизионными) каналами, или падшими журналами, или бесстыдными кассетами и другими. Отсутствие чтения Благородного Къур`ана в доме, особенно суры "Корова", о достоинстве которой пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Не превращайте ваши дома в могилы! Поистине, сатана убегает из дома, в котором читается сура "Корова" "[42]. Таким образом, когда в доме нет чтения Къур`ана, и вместо него туда входит то, что вызывает гнев Всевышнего АЛЛАhа, туда будут закрадываться шайтаны, и там будет отсутствовать спокойствие и умиротворение. И в том доме появляются те трудности, которые иногда приводят к его распаду, а затем разрушению. Поэтому оба супруга должны стремиться оберегать свой дом от шайтанов так же, как они защищают его от воров и тому подобного. Они также должны быть заняты тем, что приносит им религиозную и мирскую пользу, вместо тех пагубных деяний, и заполнять дом поминанием АЛЛАhа и голосом, распространяющим Благородный Къур`ан, которым АЛЛАh оказал милость для нас. И какой он (Къур`ан) хороший собеседник (друг)! Всевышний сказал: " Разве не поминанием АЛЛАhа утешаются сердца? " [43] Заметка. Каждый разумный обязан не быть обманутым и не прельщаться положением некоторых домов, которые находятся в грехах и порицаемых действиях, и вместе с тем супруги (в них) живут во взаимном согласии, и разногласия между ними бывают редко. В х ади с е, переданном от Ибн Мас’уда, да будет доволен им АЛЛАh, сказано: " Поистине, АЛЛАh дарует богатство тому, кого Он любит, и кого Он не любит. Но Он дарует религию лишь тому, кого Он любит "[44]. Ибо это относится к отсрочке, которую Всевышний АЛЛАh дает грешникам. Всевышний сказал:" Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это – всего лишь недолгое (небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе! " [45] Пречистый АЛЛАh также сказал: " А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима " [46]. Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh,сказал: «Поистине АЛЛАh предоставляет долгий срок притеснителю, но если Он схватит его, то тот не ускользнет от него "[47]. И размышляющий над домами грешников не обнаружит, что все они живут дружбе. Напротив, среди них есть те, чьи жители живут в несчастье и тревоге. Всевышний сказал: " Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем " [48]. И Всевышний АЛЛАh разъяснил, что не каждый, кто желает этого мира, добивается в нем успеха. Однако он приходит к одним, и не приходит к другим.
4. Недостаток терпения у мужчины. Скорее всего, к этому приводит его невнимательность, или его пренебрежение, или неведение об истинной природе женщины, которая заключается в том, что она создана из ребра. Как сказал пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh: " Хорошо обходитесь с женщинами, ибо они созданы из ребра. А самым кривым местом в ребре является его верхняя часть. Если ты начнешь исправлять его, то сломаешь его. Если ты оставишь его, то оно так и останется кривым. Так обходитесь же хорошо с женщинами "[49]. В другой версии сказано: " Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) во всех случаях. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствие даже при наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь женщину, а это означает, что ты разведешься с ней "[50]. Поэтому мужчина должен помнить эту истину создания женщины, чтобы терпеть и переносить (трудности). И он должен знать, что это состояние всех женщин. Поэтому ему следует закрывать глаза на некоторые ошибки, и не отчитывать ее за каждую ошибку. Аль- Х асан, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал: " Благородный никогда не будет вдаваться глубоко (в чужие ошибки) "[51].
5. Гнев. Иногда из-за него мужчина торопится с разводом, либо же он начинает ставить развод в зависимость от одного из состояний. Поэтому муж должен владеть собой во время гнева, не торопиться и не пускаться в речь, чтобы не высказать то слово (развода). Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Сильный не тот, кто может свалить (в борьбе). Однако силен тот, кто сдерживает себя во время гнева»[52]. Было также приведено сообщение о том, что один мужчина сказал пророку, да благословит и приветствует его АЛЛАh: " Сделай мне наставление ". Тогда он ответил: " Не гневайся ". Тот (мужчина) повторил (свою просьбу) несколько раз. Тогда он сказал: " Не гневайся "[53]. Мы упомянем здесь некоторые сообщения, приведенные от пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh, о сдерживании гнева. o Молчание во время гнева.Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи "[54]. o Прошение защиты у АЛЛАhа от побиваемого камнями сатаны.От Сулеймана ибн Сурада, да будет доволен им АЛЛАh, передается, что он сказал:«(Однажды) двое мужчин поругались в присутствии пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh, а мы сидели рядом с ним. И один из них стал ругать своего товарища в гневе, а лицо у него стало краснеть. Тогда пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: «Поистине, я знаю слова, произнесение которых им снимет этот (гнев) с него. Если бы он сказал: "А’у з уу биЛЛЯ hи минаш-шайтонир-роджим ".»[55] o Слова пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh: " Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, (то хорошо). В противном случае, пусть он ляжет "[56]. o Совершение омовения, которое относится к действиям, тушащим гнев.Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Поистине, гнев – от сатаны, а сатана создан из огня. И огонь тушится лишь водой. Поэтому, если кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение "[57]. o Выход из дома для того, чтобы прекратить ссору. Это основано на рассказе об ‘Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им АЛЛАh. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Са’да, да будет доволен им АЛЛАh, что он сказал:«(Однажды) посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею АЛЛАh, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?» (Фатима) ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал одному человеку: «Посмотри, где он?» Тогда тот (разузнал и), придя, сказал: «О, посланник АЛЛАhа, он спит в мечети». Тогда посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, пошел к нему и обнаружил, что (‘Али) лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда посланник АЛЛАhа стал стряхивать с него (пыль), говоря: «Вставай, Абу Тураб, вставай, Абу Тураб» [58]. Мы считаем, что каждый из супругов после того, как узнает природу и душевный склад другого, должен избегать того, что вызывает его гнев. Также супруга, для того чтобы сберечь свою совместную жизнь, должна избегать деяния, от возникновения которого со стороны супруга зависит развод.
6. Плохой нрав мужа, который иногда приводит его супругу к требованию развода за выкуп. Иногда муж бывает с порочным языком, часто ругающим, проклинающим и бьющим свою жену. Поэтому муж должен бояться АЛЛАhа относительно своей жены и благодарить АЛЛАhа за то, что Он по ее причине сделал его целомудренным и, может быть, также Он наделил его детьми от нее. Все это требует того, чтобы он благодарил Всевышнего АЛЛАhа. Мы уже узнали завещание пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh: " Обходитесь с женщинами по-доброму ". В другой версии сказано: " Послушайте! Обходитесь с женщинами по-доброму, ибо они у вас наподобие пленниц [59]"[60]. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, также сказал: " Не бейте рабынь АЛЛАhа ". Тогда пришел ‘Умар к посланнику АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, и сказал: " Женщины совершили непокорность "[61]. И (пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh), разрешил бить их. Тогда много женщин окружило семью посланника АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, жалуясь на своих мужей. После этого посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Много женщин окружило семью Му х аммада, жалуясь на своих мужей. Те (мужья, которые не проявили терпение, или били жен так, что это привело к жалобам), не являются лучшими из вас "[62]. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, также сказал: " Пусть никто из вас не бьет свою жену, как бьет раба, а затем в конце дня, совершает с нею близость "[63]. В одной версии сказано: " Кто-либо из вас стремится побить свою жену, как раба. Возможно, в конце ночи он ляжет с нею спать "[64].
7. Переступание мужем границ дозволенного в отношении к имуществу своей супруги, или принуждение ее отдать из него что-либо ему. Особенно, если она работает (где-либо). Ибо это действие приводит к плохой совместной жизни, что иногда толкает ее на требование развода по причине его притеснения. Всевышний сказал: "Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости "[65]. Пречистый АЛЛАh также сказал: " Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье "[66]. Поэтому до тех пор, пока она не причиняет мужу зла, ему недозволенно брать что-либо из ее имущества, если только она не отдаст это по своей доброй воле. Мы считаем, что если мужчина женился на женщине из-за ее богатства, то, желая что-либо из него, муж должен просить это от жены мягко, вежливой речью, чем он может наилучшим образом снискать симпатию ее сердца. Либо же при заключении брачного союза он ставит условие получать часть из ее постоянного дохода, - и в этом нет ничего плохого. Точно так же, как муж согласился на ее условие работать, которое приводит к потере некоторых его прав над ней, также он имеет право поставить ей условие получать что-либо из ее постоянного дохода. И разумные люди не должны чувствовать отвращение и порицать это условие. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Мусульмане должны соблюдать свои условия, если только это условие не запрещает дозволенное, или дозволяет запрещенное "[67]. Также (может быть), случай, когда муж желает чего-либо из имущества своей жены без предварительных условий между собой. В этом случае, если отказ жены дать мужу желаемое может привести к разрушению семьи, а дача ему желаемого приведет к тому, что он будет жить с ней по-доброму и не причинять ей зла, то мы полагаем, что ей лучше дать ему то, что он желает. Таким образом, она обережет свой дом и своих детей. Поскольку Всевышний сказал: " Ибо мирное решение – лучше "[68], а данное ее действие относится к мирному решению. И возможно, что Всевышний АЛЛАh наградит ее хорошей наградой за ее действие. Ведь Пречистый АЛЛАh сказал: " Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за АЛЛАhом "[69].
8. Муж вместо своей жены бывает занят чем-либо или вечеринками вне дома, и не уделяет ей достаточное время своей совместной жизни. Иногда эта занятость бывает незначительными делами, в которых нет пользы, или нет необходимости или нужды. Поэтому муж должен уделять ей из своего времени, ибо исполнение ее прав обязательно для него. И ему недозволенно делать в этом упущение, даже если эта занятость будет дополнительными поклонениями из числа поста, молитвы и тому подобного. Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Поистине, твоя плоть имеет над тобой право, и твой глаз имеет над тобой право, и твоя жена имеет над тобой право "[70]. Однажды одна женщина пришла к ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им АЛЛАh, и сказала: " О, повелитель правоверных, мой муж постится днем и выстаивает молитву ночью, но мне не хочется жаловаться на него, ибо он совершает поклонение АЛЛАhу, Всемогущ Он и Велик ". Тогда (‘Умар) сказал ей: " Какой у тебя хороший муж ". И она стала повторять ему эти слова, и он стал повторять ей свой ответ. Тогда Ка’б аль-Асади сказал ему: " О, повелитель правоверных, эта женщина жалуется на своего мужа в том, что он отстраняется от нее в постели ". Тогда ‘Умар сказал: " Раз ты понял ее речь, так вынеси же решение между ними ". Тогда Ка’б сказал: " На мне лежит обязанность (поговорить) с ее мужем ". Когда ему привели ее мужа, (Ка’б) сказал ему: " Вот эта твоя жена жалуется на тебя ". Тот спросил: " Относительно пищи или питья? " (Ка’б) ответил: " Нет ". Тогда та женщина сказала: " О, мудрый судья, направь на верный путь его, От моего ложа отвлекла моего мужа мечеть его. А также аскетизм и поклонение его, Так вынеси же Ка’б решение и не повторяй его. Дни и ночи не укладывают спать его, И я в отличие от женщин хвалю его". Тогда ее муж сказал: "От ее постели и супружеской комнаты меня отвлекло то, Что я являюсь человеком, которого поразило то, Что было ниспослано в суре "Пчелы" и в семи длинных сурах, А также огромная угроза в Писании АЛЛАhа". И Ка’б сказал: "Поистине, она имеет на тебя право, о, мужчина, Ее удел – один день из четырех, что ясно для разумного, Так отдай же это право ей и оставь свою слабость "[71].
9. Легкомысленное отношение к разводу и пренебрежение им (или насмешка). Мы обнаруживаем многих мужчин, которые часто дают развод на словах, иногда они шутят этим, и при этом развод вступает в силу. Поскольку пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака "[72]. Поэтому те мужчины должны оберегать свой язык и не относиться к разводу легкомысленно, разрушая свой дом и не ведая об этом, а затем сожалеть, когда сожаление уже не поможет: когда они не могут возобновить брак из-за окончательного (троекратного) развода.
10. Клятва об отречении от жены. Это когда муж клянется не вступать в близость со своей женой абсолютно или на срок больше четырех месяцев. Это является притеснением по отношению к супруге, что дает ей право требовать развода по прошествии четырех месяцев после его клятвы. Поскольку Всевышний сказал: " Те, которые поклялись не вступать в половую близость со своими женами, должны выжидать четыре месяца. И если они передумают, то ведь АЛЛАh – Прощающий, Милосердный. Если же они решат развестись, то ведь АЛЛАh – Слышащий, Знающий "[73]. Поэтому муж должен бояться АЛЛАhа относительно своей жены и не попирать ее права. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Остерегайтесь несправедливости, потому что в День воскресения несправедливость обернется мраком "[74]. Также для него лучше придерживаться того, к чему его побудил АЛЛАh – а это возвращение к близости со своей женой по прошествии четырех месяцев после его клятвы. Это указано в словах Пречистого АЛЛАhа: " И если они передумают, то ведь АЛЛАh – Прощающий, Милосердный "[75]. В противном же случае муж должен дать ей развод, если она потребует это от него. Если же она будет проявлять терпение для пользы своих детей и тому подобного вместе с отсутствием ее опасения за совершение ею запретного действия, то она имеет на это право. И она скоро обнаружит за это многократную награду у Всевышнего АЛЛАhа, если на то будет Его воля, Всемогущ Он и Велик. Может быть, Всевышний АЛЛАh после этого направит ее мужа на верный путь. Всевышний сказал: " Тому, кто боится АЛЛАhа, Он облегчает дела "[76].
11. Иногда причиной развода бывает рождение девочек. Это относится к невежеству мужа. Мы обнаруживаем, что некоторые мужчины устрашают своих жен разводом по этой причине. Поэтому он обязан верить, что это происходит по предопределению АЛЛАhа и Его решению, а не по его воле, или воле его жены. Всевышний сказал: " Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора "[77]. Пречистый АЛЛАh сказал: " Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным "[78].
12. Ненависть мужа к своей жене. Это иногда происходит из-за того, что он сравнивает ее с тем, кто выше нее в религии, или нраве, или красоте, или знании, или смышлености или другом. И его ненависть к ней происходит не из-за ее мерзких поступков или непокорности. И для него лучше терпеть, чтобы добиться успеха обещанием Всевышнего АЛЛАhа в Его словах: " Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем АЛЛАh заложил много добра "[79]. Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими АЛЛАh, сказал в толковании этого аята: " Это когда он проявляет к ней любовь, наделяется от нее ребенком, и в этом ребенке будет много добра "[80]. Ибн Ка с ир, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал: " Может быть, из-за вашего терпения в их удержании (с собой) вместе с неприятностью для вас есть много добра в этой и Последней жизни "[81]. Аш-Шаукани, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал: " То есть, быть может, дело обернется так, что вы полюбите это, и неприязнь уйдет, будучи замененной любовью, и в этом будет много добра из продолжения совместной жизни и рождения детей "[82]. Пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: " Верующий не должен ненавидеть верующую. Если ему не нравится у нее какой-либо нрав, то он останется довольным другим нравом "[83]. От ‘Умара, да будет доволен им АЛЛАh, передано, что он сказал: " Поистине, мало домов, которые построены на любви. Однако люди дружат благодаря Исляму, происхождению и благодеянию "[84]. Ибн аль-’Араби приведя свою цепочку передачи, сказал: " Шейх Абу Му х аммад ибн Абу Зайд [85] был известен своим знанием и религией. Его жена плохо жила с ним, попирала его права и задевала его речью. И ему говорили о ней и укоряли его за его терпение к ней. А он говорил: "Я мужчина, которого АЛЛАh наделил совершенным благом в физическом здоровье, знании и владении. Может быть, что она направлена мне в качестве наказания за мой грех. И я боюсь, что если расстанусь с ней, то мне будет направлено наказание, хуже нее "[86]. В том, что мы упомянули, имеется поучение для обладателей разума. И для того, кто находится в таком положении, лучше соблюдать терпение, и нет ничего плохого в женитьбе вместе с этой еще и на другой женщине. Всевышний сказал: " Женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех " [87].
13. Если у мужчины более одной жены, он больше склоняется к одной из них, не может соблюдать справедливость между ними, и это вызывает у него затруднение, иногда это затруднение приводит к разводу с той из женщин, от которой он склоняется (в сторону несправедливости), чтобы сберечься от греха. В этом случае предпочтительнее прибегнуть к мирному соглашению согласно словам Всевышнего: " Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше " [88]. Мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею АЛЛАh, сказала в толковании этого аята: " Это мужчина, который видит в своей жене то, что ему не нравится: старость или другое. И он желает расстаться с ней. Тогда она говорит: "Удержи меня при себе, и выдели для меня (с Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|