Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения и развития «Социологии труда»

Самарский государственный

экономический университет

Заочный факультет

 

_________________________________________________________________
Фамилия, Имя, Отчество студента


Курс_________
Направление________________________ Профиль_______________
Занимаемая должность______________________________________________
Наименование предприятия__________________________________________

Контрольная работа №______________________________________________
По дисциплине_____________________________________________________

Дата получения работы деканатом__________________
Дата сдачи работы на кафедру______________________
Дата рецензирования работы_______________________
Дата возвращения работы кафедрой в деканат_________



Самара 2017

Вариант 1

Введение………………………………………………………………………  
1. История возникновения и развития «Социологии труда»…………..  
2. Задача…………………………………………………………………….  
Заключение……………………………………………………………………  
Список литературы…………………………………………………………...  

Введение

Проблемы труда – ключевые в социально-экономическом развитии общества. Поэтому вполне правомерно, что «Социология труда» первые шаги сделала в рамках исследования трудовых процессов, роли и места экономики и организации производства в социальном развитии общества и человека.

Социология труда постепенно расширяла свое понимание созидательных возможностей работника, условий их реализации, путей согласования личных интересов с интересами производства.

Изучение новых форм трудовых отношений, подготовка теоретической основы для анализа возможностей их использования в условиях постиндустриального общества, направленных на повышение эффективности реализации новых аспектов деятельности работников в организации, представляют большой научный и практический интерес и являются крайне актуальными. Актуальным является развитие теоретико-методологической базы использования новых форм трудовых отношений, включая дальнейшее развитие социологии труда.

Выше сказанное определяет актуальность изучения истории возникновении и развития «Социологии труда».

Цель контрольной работы – раскрыть историю возникновения и развития «Социологии труда».

Также в контрольной работе приведено решение практического задания по изучаемому курсу.


История возникновения и развития «Социологии труда»

В исследованиях истории развития социологических знаний о труде в зависимости от преобладания тех или иных идей, научных школ или направлений, методов и целей исследования, наконец, временной протяженности можно выделить два основных этапа: донаучный (до XIV вв.) и научный (XV в. – настоящее время).

В свою очередь в научном этапе различают три периода[1]:

- начальный (XV-XVII в.),

- классический (XVIII – начало XX в.),

- современный (начало XX в. – настоящее время).

Рассмотрим кратко особенности каждого из этапов и периодов.

Донаучный этап развития «Социологии труда»

Процесс смыслового развития общественной жизни и общества в целом берет свое начало у истоков зарождения человеческой жизни. Постепенно общество становилось объектом анализа людей даже прежде самой личности. В первобытной стадии зарождения человечества личность практически не выделяла себя из рода, но уже начинала оценивать и размышлять. В дальнейшем представления об обществе углубляются по мере развития самой личности. Человечество приходит к вопросу о важности и первостепенности общества и личности в ее индивидуальном своеобразии восприятия и отражения действительности.

Зарождение примитивных способов ведения трудовой деятельности дает основу для возникновения представления о социальном равенстве или неравенстве, складывающемся в обществе. В данных представлениях доминировала положительная оценка уравнительности членов рода и племени. Однако по мере дальнейшего развития личности и структуры общества все больше складывается мнение о невозможности социального равенства. Это время можно отнести к началу возникновения первых примитивных идей о труде и его роли в жизни человеческого общества.

При анализе этапов развития трудовой деятельности личности на протяжении собственного исторического формирования человека необходимо заметить, что первый примитивный ручной труд, как правило, был неотрывно связан с принадлежностью работника своему хозяину. При феодальном обществе получили распространение ремесленный ручной труд и начальный уровень технологического развития, что давало возможность проявления элементов творчества и самостоятельности в работе. Развитие капиталистических отношений с формированием понятия наемного работника стало возможным только с применением в производстве механизированного труда и ростом производительности.

Феодальный период общественного развития обозначил ремесленный труд, труд с применением ручного инструмента, внедрение новых технологий обработки и производства. При этом уровень профессионализма ремесленника имел прямую зависимость от уровня сложности предмета обработки. Для того чтобы стать мастером своего дела, необходимо было овладеть всеми видами выполняемых операций. Специфика обучения рабочего-ремесленника учитывала особенности его труда и, как правило, полностью исключала теоретические занятия. Обучение приобретало многолетнюю форму практического ученичества. Необходимость универсальности подготовки специалиста-ремесленника приводила к постепенному получению работником высокой квалификации. Но достигнутый уровень квалификации необходимо рассматривать в сочетании с низкой общей культурой работника и отсутствием у него достаточных теоретических знаний. Качество выполняемой работы при ремесленном виде производства в первую очередь зависело от самого ремесленника, его таланта и способностей, развитых им долголетней трудовой практикой. Рабочий-ремесленник становился одновременно и заготовщиком сырья, и обработчиком материалов, и продавцом готовой продукции. Таким образом, работник эпохи феодального строя выступал своеобразным творцом культуры того времени, однако низкий общий уровень человека и общества не давал возможности для быстрого роста и развития производственных отношений.

Следующим этапом развития труда стало зарождение капиталистических отношений и связанного с ним применения труда наемных работников. Произошли качественные преобразования в содержании труда. Теперь реализовался основной смысл технического прогресса – передача основных и трудоемких операций от работника механизмам и агрегатам. Машинное производство находит все большее применение, появляется потребность в обучении работников управлению технически сложными для того периода времени достижениями науки и техники. От работника все больше требуются начальный уровень профессионального образования и умение овладевать навыками сложного физического труда.
К середине I тысячелетия до н. э. мнение о неизбежности в обществе социального неравенства воплотилось в концептуальные установки. Новые социально-трудовые правила утвердились в восточных мифологических учениях Конфуция, Будды, Заратустры. В дальнейшем эти учения послужили религиозно-этической опорой и рациональным оправданием для поддержания социальной стабильности в только что вышедшем из первобытно-общинного строя человеческом обществе.

В тот же период времени в древнегреческом обществе новая социальная мысль стала обозначаться в трудах Аристотеля, Платона, Сократа. Были выявлены два направления ее дальнейшего развития.

Первое направление – приоритет общественного интереса и общего труда при различном масштабе общности – представлено Платоном в его труде «Государство». Второе направление развития социальной мысли возникло благодаря трудам Эпикура и Аристотеля, которые поддерживают идеи приоритета личности и индивидуальности над обществом.

Научный этап развития «Социологии труда»: классический период

История возникновения социологии труда неотрывно связана с историей развития человеческого общества и общей социологии. Возникновению и формированию социологии труда как самостоятельной науки предшествуют процессы развития научного формирования взглядов и производственного труда.

Как самостоятельная отрасль социология труда обозначилась на рубеже XIX–XX вв.

Научный анализ роли производственного труда и непосредственно человека в производственной деятельности впервые был сформулирован в трудах А. Смита. Им было сделано достаточно простое утверждение о необходимости способствовать выполнению трудовых обязанностей, не создавая препятствий на пути работника и не мешая ему реализовывать склонность к обмену знаниями и навыками и уважая его собственный корыстный интерес.

Далее, основоположником так называемой моральной арифметики Д. Бентамом был сформулирован основной трудовой принцип для работника – возможность достичь наибольшего удовлетворения в делах и его стремление к избеганию страданий. Эта идея получила свое развитие в работе «О свободе» и других трудах Дж. С. Милля. Им был выведен некий «идеальный экономический человек», который должен был служить образцом для подражания для людей. Основным смыслом рациональной организации производственных процессов и трудовой деятельности, по Миллю и другим представителям так называемой моральной философии, считался феномен блага.

Вторая половина XIX в. принесла новую теорию социологии труда – теорию маржинализма. В соответствии с ней был провозглашен принцип полезности и реализации человеком своего потребительского спроса. В трудах Карла Маркса человек представляется обезличенным. Он выступает лишь олицетворением производственных и трудовых отношений в обществе. Данные отношения, по мнению Карла Маркса, находятся в объективной реальности.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что научные мысли о месте и роли личности в становлении производственных процессов так и не вышли за рамки рассмотрения работника на производстве как объекта воздействия. В трудах того времени только появляются догадки об активной роли человека в его трудовой деятельности. Реальность была такова, что работнику отводилась только роль беспрекословного исполнителя.

В условиях увеличения численности работников промышленных производств требовались иные формы и методы рациональной организации труда, чем те, которые применялись при развитии мануфактурного производства. Поиск таковых на протяжении всего XIX в. шел за счет применения экстенсивных факторов.
При детальном анализе данного процесса поиска путей увеличения эффективности труда и повышения его производительности можно выделить некоторые способы воздействия на человека для дальнейшего увеличения производственной прибыли и улучшения рациональной организации производственных процессов:

I способ – увеличение продолжительности рабочего времени за счет снижения времени отдыха. Был применен принцип: «Чем больше человек работает, тем больше он сделает». Но широкое применение такого принципа грозило нанести вред человеку как в социальном, так и в физиологическом плане. Во многих производствах продолжительность рабочего дня достигла 18 ч, а свободное время работников соответственно сократилось до 6 ч в сутки;

II способ – широкое применение в капиталистическом производстве труда женщин и лиц несовершеннолетнего возраста. Эта часть рабочей силы и до настоящего времени не избавлена от дискриминации в трудовой сфере. Себестоимость труда женщин и детей была меньше за счет более низкой заработной оплаты таких работников. Соответственно появлялась возможность получения дополнительной прибыли;

III способ – внедрение передовых для того времени производственно-технических новинок. Однако техника была создана только для увеличения производственных мощностей и мало отвечала физиологическим возможностям работника и его безопасности. Человек должен был сам приспосабливаться к опасным и тяжелым для обслуживания агрегатам и механизмам. Игнорирование человеческого фактора также усиливалось за счет совершенствования методов и приемов тотального контроля труда наемных работников. Человеку запрещалось любое отклонение от выполнения своей работы. При нарушении таких правил работник мог быть оштрафован и лишен до 90 % заработной платы. В дальнейшем именно этот фактор окажет основное влияние на развитие в России и странах Западной Европы рабочего забастовочного движения.

Все указанные выше способы увеличения производительности труда были направлены только на рост прибыли работодателей. Иными словами, меры по рационализации труда XIX в. не были согласованы с мнением и предпочтением работающего человека, его желаниями реализовывать личные цели в процессе трудовой деятельности.

В XVIII и XIX вв. возросло противоречие между способами достижения высокой производительности труда и увеличения эффективности производственных процессов и социальным мнением трудящегося населения. Возникла объективная необходимость считаться с желаниями, интересами и потребностями работника. Данная необходимость привела к возникновению на рубеже XIX–XX вв. революционной идеи увеличения производительности труда путем использования резервов, скрытых в самом работнике. Стали появляться различные методы мотивации человека и его заинтересованности в результатах своего труда.

Революцию во взглядах на предназначение и сущность работника связывают с трудами Ф. Тейлора. В своих работах он с успехом анализировал не только научную мысль, но и практику реального производства.

К возможности применения социальных производственных резервов он пришел постепенно. Основными этапами введения его новых технологий в области рациональной организации труда были:

процессы стандартизация инструментов (в 1880 г.),

процесс функциональной администрации (в 1882 г.),

процесс хронометража (в 1883 г.),

процесс рационализации размещения технологического оборудования и улучшения балансового метода (в 1893 г.),

процесс совершенствования системы сбыта и запасов (в 1896 г.).

В работах Ф. Тейлора середины 1890-х гг. ставится прямой вопрос работодателям о возможности создания ими таких условий для работников, которые будут являться для них мотивами к более эффективному, качественному и производительному труду. При этом по возможности предлагается максимально ограничить контроль и вмешательство со стороны работодателя в трудовой процесс. Сам положительно отвечая на указанный выше вопрос, Ф. Тейлор дал обоснование и продемонстрировал практическую возможность такой организации производства, при которой любой работник без штрафов и принуждения был мотивирован на раскрытие своих потенциальных трудовых возможностей. Это послужило началом новых научных поисков и их практической реализации по использованию потенциальных, побудительных импульсов, заложенных в человеке-работнике.

Большое внимание вопросам социологии труда уделено в работах М. Вебера, который, по мнению многих исследователей, является одним из основателей данной дисциплины. При изучении общественного разделения труда М. Вебер предлагал разграничение и выделение 3 основных трудовых аспектов: экономических, технических и социальных. Не умаляя исторического значения для производства развития технологии, Вебер отводил основную роль способу присвоения, в отличие от Маркса, который считал основным способ производства. По М. Веберу, там, где идет речь о способах присвоения, говорится и о формах собственности и, как следствие из этого, экономических отношениях. В целом проблемам исторического генезиса и описания технической и социально-экономической природы коллективной (фабричной) формы труда М. Вебер посвятил много своих работ.

Осознание роли человека как субъекта производственной деятельности послужило открытию новых личных возможностей работника и, как следствие, повышению эффективности производственных процессов[2]. Данное обстоятельство также послужило началом возникновения и развития социологии труда как самостоятельной социологической науки, направленной на изучение поведения человека в процессе его трудовой деятельности. При этом в данной дисциплине сохранялись общие разделы, присущие любой социологической науке, такие как изучение сознания и общественной мысли, поведения людей в различные периоды становления общества.

Вплоть до ХХ в. человек рассматривался как один из видов ресурсов, без которого невозможно осуществление производственного процесса.

Принципиально новый подход, заключающийся в поиске резервов повышения производительности труда в самом человеке, был найден лишь на рубеже XIX-XX вв. К тому времени назрел вопрос о необходимости поиска резервов человеческого труда исходя из физиологических возможностей человека как субъекта деятельности производства. Существует ли возможность повышения интереса работника к более эффективной работе без применения к нему методов постоянного контроля, штрафных санкций и других принудительных мер воздействия? К подобному выводу пришла не только научная социологическая мысль, но и практика производственных отношений. Этот принципиально новый революционный взгляд и привел к огромным изменениям в дальнейшем становлении личности.

Научный этап развития «Социологии труда»: современный период

С XIX в. вопросы социологии труда так или иначе были включены в социологические науки как за рубежом, так и в России. Изучение вопросов социологии труда было неотрывно связано с процессом становления общей социологии и ее институционализации как науки. В отличие от российской, зарубежная социология труда отличалась, как правило, отсутствием какой-либо единой методологической основы и ориентацией на практическую составляющую исследований[3].

На Западе в 1920-1930-е гг. социология труда связана с проведением хотторских экспериментов Э. Мэйо и провозглашенной тогда «доктриной человеческих отношений». В результате проведенной работы последовали выводы о том, что уровень развития производства и рост производительности труда работников напрямую зависят не только от материальных или вещественных факторов, но в первую очередь – от психологических и человеческих.

В России большую роль в становлении социологии труда в начале XX в. сыграли работы А. Богданова – создателя «всеобщей организационной науки» – тектологии.

В.И. Ленин в своих работах сформулировал марксистские принципы характера труда при социалистическом строе, указал на важную роль организации и дисциплины трудовой деятельности.

Идеи социологии труда высказывались также в работах А. Гастева, С. Струмилина, О. Ерманского, П. Керженцева, Н. Витке, Э. Дрездена, В. Бехтерева, В. Добрынина, А. Макаренко.

В 1930-е гг. на Западе особое внимание получили социометрия Д. Морено и так называемая теория групповой динамики К. Левина.

В период 1930-1950-х г. в СССР социологические вопросы изучались только в рамках политической экономии и экономики и организации труда.

С начала 1950-х гг. наблюдается значительный рост интереса к социологии труда как к отдельной науке. На Западе в этот период особое внимание уделяется вопросам управления индустрией. Д. Макгрегором были разработаны идеи, описанные еще Ф. Тейлором, они получили название «теория управления через участие». В этот же период в СССР активно изучаются проблемы отношения работников к труду, причины текучести персонала, проблемы социалистического соревнования и социальные аспекты разделения трудовых функций.

В 1960-е гг. были опубликованы социологические работы В. Подмаркова, Ю. Давыдова, Г. Глезермана. По итогам исследования проблем социологии труда в тот период появились на свет фундаментальные коллективные работы «Рабочий класс и технический прогресс» (1965 г.), «Человек и его работа» (1967 г.), «Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование».

В 1970-гг. издаются труды Г. Бадеевой, И. Чангли, Н. Алексеева, В. Суслова, посвященные изучению вопросов социологии труда. За рубежом в этот же период активно распространяется теория обогащения труда с зависимостью от внешних и внутренних трудовых факторов, разработанная Ф. Херцбергером.

В 1970-1980-х гг. в СССР также продолжаются исследования аспектов социологии труда, но они носят все более фундаментальный характер. В первую очередь изучаются вопросы стратегической разработки пятилетних планов социального развития не только отдельных предприятий, но и целых отраслей экономики и регионов.

В 1980-х гг. в ряде городов Советского Союза, таких как Москва, Ленинград, Пермь, Новгород, а также на Украине, в Белоруссии и Прибалтике складываются научные коллективы, занимающиеся непосредственно проблемами социологии труда. Также наблюдается расширение процесса сотрудничества социологов социалистических стран (ПНР, ГДР, ЧССР, Болгарии) в области изучения социологии труда на паритетной основе.

1980-1990-е гг. характеризуются проводимыми исследованиями с целью повышения качества трудовой жизни. Был сделан вывод об уменьшении значимости и потребности человека в труде как важнейшей жизненной ценности.

В начале XXI в. проблемы социологии труда изучаются в первую очередь с точки зрения различных преобразований, происшедших в российском государстве, таких как изменение политического, экономического и социального строя, повсеместный переход от плановых к рыночным методам ведения хозяйства, развитие частного малого и среднего бизнеса, появление проблем занятости, труда и безработицы, использование иностранной рабочей силы. Все это происходит на фоне провозглашенной демократии.

Современные исследования связаны с изучением отношения к труду, ценностей работающего населения, типов мотивации труда, социальных проблем активности работников, предпринимательской деятельности.

В современных концепциях все более значимыми становятся мотивы индивидуального самовыражения, потребительские ориентиры вместо идей трудовой морали, ценностей, нацеленных на достижения. По мнению Р. Инглехарта, провозгласившего «молчаливую революцию», на первое место выдвигаются ценности досуга, гармония личности и свобода действий.

Итак, можно сделать вывод о том, что социология труда сформировалась из большого множества различных теорий, идей и учений о труде, которые в разное время выдвигались великими мыслителями. Необходимость появления социологии труда обусловлена необходимостью формирования научно обоснованного ответа на объективные потребности человека.

Социология труда – наука, постоянно двигающаяся вперед вместе с процессами, происходящими в обществе. При каждом новом витке социально-экономических и трудовых преобразований она подпитывается современными социальными фактами, проводит их научный анализ, дает им оценку и возможность представить дальнейшую перспективу развития трудовых отношений человека.

 

 

 

 


Задача

В левом столбике в алфавитном порядке перечислены основные методы социологического исследования. В правом столбике в таком же порядке – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов?

Основные методы Объекты изучения
Анкетирование Газетные тексты
Изучение документов Индивидуальные особенности сознания
Интервью Межличностные отношения
Контент-анализ Причинно-следственные связи
Наблюдение Протоколы, отчеты, письма
Социологический тест Факты поведения людей
Социометрический опрос Факты сознания (мнения, интересы и т.п.)
Эксперимент Ценностные ориентации и установки

 

Решение

Анкетирование - Факты сознания (мнения, интересы и т.п.).

Изучение документов - Газетные тексты

Интервью - Индивидуальные особенности сознания

Контент-анализ - Протоколы, отчеты, письма

Наблюдение - Факты поведения людей

Социологический тест - Ценностные ориентации и установки

Социометрический опрос - Причинно-следственные связи

Эксперимент - Межличностные отношения


Заключение

Труд всегда существовал как источник получения определенных материальных благ и удовлетворения потребностей человека. В начале формирования человечества труд выступал как необходимость поддержания жизни (добывание пищи, изготовление крова), т.е. служил необходимым инструментом для удовлетворения индивидуальных физиологических потребностей. В дальнейшем, под воздействием влияния общества труд переходит в категорию общественно значимых процессов.

В исследованиях истории развития социологических знаний о труде в зависимости от преобладания тех или иных идей, научных школ или направлений, методов и целей исследования, наконец, временной протяженности можно выделить два основных этапа: донаучный (до XIV вв.) и научный (XV в. – настоящее время).

В свою очередь в научном этапе различают три периода:

- начальный (XV-XVII в.),

- классический (XVIII – начало XX в.),

- современный (начало XX в. – настоящее время).

Развитие научной мысли в обществе дает толчок к возникновению и формированию вначале общей социологии, а увеличение значения труда в росте капитала формирует и социологию труда как отдельно взятую науку.

Возникновение социологии труда как самостоятельной научной теории следует отнести к концу XIX – началу XX в., когда объективно вызрела идея обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности. Открытие (научное и практическое) роли трудового сознания и поведения людей позволило понять, усвоить, а затем и использовать личные возможности и способности работника для повышения эффективности производства. Это открытие – важнейший этап в развитии экономики, в познании и использовании социальных резервов труда. Социология труда постепенно расширяла свое понимание созидательных возможностей работника, условий их реализации, путей согласования личных интересов с интересами производства.

Новые революционные взгляды в обществе, характерные для начала XX в., не могли не отразиться закономерным образом на научных социологических взглядах о труде того времени. Стали осуществляться поиски резервов труда человека в его физиологических возможностях без применения к работнику принудительно-карательных мер воздействия.

Можно сделать вывод о том, что социология труда сформировалась из большого множества различных теорий, идей и учений о труде, которые в разное время выдвигались великими мыслителями. Необходимость появления социологии труда обусловлена необходимостью формирования научно обоснованного ответа на объективные потребности человека.

Социология труда – наука, постоянно двигающаяся вперед вместе с процессами, происходящими в обществе. При каждом новом витке социально-экономических и трудовых преобразований она подпитывается современными социальными фактами, проводит их научный анализ, дает им оценку и возможность представить дальнейшую перспективу развития трудовых отношений человека.

 


Список литературы:

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. – 8-e изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2015. – 464 с.

2. Долженко Р.А. Новые формы трудовых отношений: уточнение понятий [Текст] / Р.А. Долженко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2011. – № 1 (111). С. 68-76.

3. Тощенко Ж.Т. Социология труда: генезис идей в контексте мировых и российских реалий (опыт нового прочтения) [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Мир России. Социология. Этнология, 2004. – № 4. Том 13. С. 40-62.

4. Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда [Текст]: Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 464 с.

5. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 584 с. – (Высшее образование).


[1] Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда [Текст]: Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 464 с.

[2] Тощенко Ж.Т. Социология труда: генезис идей в контексте мировых и российских реалий (опыт нового прочтения) [Текст] / Ж.Т. Тощенко // Мир России. Социология. Этнология, 2004. – № 4. Том 13. С. 40-62.

[3] См.: Долженко Р.А. Новые формы трудовых отношений: уточнение понятий [Текст] / Р.А. Долженко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2011. – № 1 (111). С. 68-76.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...