Задачи и функции классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является центром организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания, координирует совместные усилия учителей – предметников, работающих в классе, а так же психолога, социального педагога. Классный руководитель – ведущий, самый уважаемый, самый подготовленный специалист. Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой. Классный руководитель должен обладать следующими характеристиками: 1) Исследовательская компетентность – это знания, опыт в области педагогического исследования, то есть, процесса и результата научного изучения педагогических явлений с целью выработки новых знаний о содержании, закономерностях, совершенствования компонентов педагогического процесса, преобразования их на практике. 2) Коадаптационное мастерство – это высокий уровень коадаптационных умений, основанных на коадаптационных знаниях. Коадаптация в педагогике – это соотнесение различных понятий, суждений, теорий; выявление взаимосвязей существующих систем, их приспособление к уже имеющимся и реализующимся на практике. 3) Медиаобразованность – это совокупность систематизированных медиазнаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников. [17, 190] Классный руководитель призван решать следующие задачи: 1) Создание классного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
2) Организация различных видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации. 3) Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному проявлению и развитию их способностей. Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя также основывается на этом документе. [16, 32] Классный руководитель выполняет несколько функций: 1) аналитико - диагностическую; 2) организационно – координирующую; 3) коммуникативную. Аналитическая функция включает в себя: 1) изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера, особенности мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный; 2) изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии; Педагогу необходимо выявить уровень развития классного коллектива. От данного условия зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Наш класс»); 3) анализ и оценка семейного воспитания учащихся; Классному руководителю очень важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. [17, 193]
Также данные о семье школьников есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы; 4) анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными. Организационно – координирующая функция предполагает: 1) организацию и проведение увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка; 2) создание условий для совместной работы семьи и школы; 3) обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями - предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников; 4) сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и так далее); 5) тесную связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации); 6) организацию питания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики; 7) сотрудничество со специалистами – сотрудниками школы (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка; 8) ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках, личных делах детей, составление планов работы). [3, 8] Коммуникативная функция заключается: 1) в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе; 2) в формировании оптимальных отношений в системе «учитель - ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, тогда классному руководителю нужно предложить так называемый «компромисс Иггина» - третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны; 3) в обучении школьников установлению положительных взаимоотношении с людьми. [17, 197]
Классный руководитель - административное лицо и он имеет право: 1) получать информацию о психическом и физическом здоровье детей; 2) контролировать успеваемость каждого ученика; 3) контролировать посещаемость учебных занятий детьми; 4) координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога); 5) организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; 6) выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса; 7) приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся; 8) получать помощь от педагогического коллектива школы; 9) определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации); 10) отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений. [17, 199] Классный руководитель имеет право вести опытно – экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности, что определяется обязанностями классного руководителя: 1) организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; 2) оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога); 3) установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога). Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.
Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства. Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования. Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность. [16, 50] Показатели профессиональной, готовности к работе классного руководителя, к построению системы его воспитательной работы представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 Показатели профессиональной готовности к работе классного руководителя
Таким образом, классный руководитель – ведущая, ключевая фигура в организации целостного педагогического процесса в классе. Он является его руководителем. Основные функции деятельности классного руководителя – аналитико-диагностическая, организационно – координирующая и коммуникативная, реализуются через такие виды работы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность. Осуществление данных видов деятельности рассматривается через призму деловых, профессиональных, личностных отношений с учащимися, учителями – предметниками, психологом, социальным педагогом, с родителями учащихся, с работниками дополнительных образовательных учреждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|