Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение в курс «Национальная экономика»: предмет и задачи курса.

1.1. Национальная экономика как отрасль экономических наук и учебная дисциплина

Термин «национальная экономика» обозначает, во-первых, научную дисциплину, во-вторых, объект (предмет), который она изучает.

Объект изучения национальной экономики (экономики страны, ее национального хозяйства) может быть определен как совокупность производительных сил, производственных (экономических) отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и влияющих на особенности экономического роста страны.

Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Формирование национальных экономик начинает набирать силу в эпоху промышленной революции, на основе которой возникло массовое производство со свойственной ему глубокой специализацией и кооперацией производства. Именно эти процессы сделали зависимыми друг от друга работающие самостоятельно предприятия и отдельные регионы и привели к образованию феномена «национальная экономика». Появились и отдельные гипотезы об особенностях национальных путей развития стран. Однако как научная дисциплина «национальная экономика» в систематическом виде фактически появилась лишь в XX в. Именно тогда появилась возможность анализировать развитие страны и ее особенности на фундаментальном статистическом материале. В самом деле, еще до Первой мировой войны ни в одной из развитых стран не существовало сколько-нибудь систематического учета результатов производства и потребления страны в целом, хотя в трудах ученых и XIX в. приводятся многие статистические данные по этим вопросам.

Будучи единым хозяйственным организмом, национальная экономика отличается сложной структурой с различными иерархическими подсистемами. Поэтому курс национальной экономики отражает субординированную взаимосвязь хозяйственных процессов страны и особенности их протекания на макро-, мезо- и микроуровнях. На результаты хозяйствования влияют не только экономические ресурсы, но и неэкономические факторы. Поэтому национальная экономика как научная и учебная дисциплина включает в себя все смежные понятия, категории и законы гуманитарных наук, отражающие факторы, под воздействием которых происходит экономический рост страны. Это касается факторов, условий и проблем, касающихся географического положения страны, демографии, этнографии, и т.д.

В представленном курсе национальная экономика рассматривается через призму развития экономического строя России, взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления. Курс национальной экономики является основой разработки стратегии устойчивого и сбалансированного развития России, которая строится на основе учета особенностей российского национального рынка, легитимности государства и рынка, экономического строя, его достижений и реальных деформаций, потенциала, конкурентоспособности, темпов и пропорций воспроизводства, институциональных основ. Поэтому все это включается в предлагаемый курс национальной экономики. Стратегическое развитие предполагает использование научного прогнозирования.

Эффективная национальная стратегия развития России должна учитывать специфику сформированных институтов и мотиваций человека и функционирующих субъектов хозяйствования. Не следует забывать, что именно мотивации прокладывают дорогу реальным хозяйственным процессам. Для России это особенно важно, поскольку появились новые собственники с новыми мотивациями.

Экономика России — многоуровневая система, включающая систему федеральных, региональных и муниципальных экономических взаимоотношений.

Исторически Россия формировалась как многонациональная страна. Проблемы объединения интересов различных народов всегда имели для нее первостепенное значение. Поскольку Россия — многонациональное государство, ее национальная экономика — это экономика не отдельной нации, а всех россиян. Она отражает интересы всех народов, населяющих Россию.

Основой национальной экономики является ее социально-экономическая система. Эта система характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Она определяется хозяйственным строем, т.е. способом организации и саморегулирования хозяйственной жизни. Конституирующую роль играют частная собственность, конкуренция, а в системе внеэкономических отношений — властные функции государства. Система воспроизводит соответствующие институты общества: экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. По мере развития производительных сил институты и механизм их функционирования претерпевают изменения.

Для российской экономики всегда было характерно противоречие между богатыми природными ресурсами и уровнем ее экономического и развития. На территории России находится 2/3 полезных ископаемых мира. Природно-ресурсный потенциал в расчете на душу населения в России в 2—2,5 раза превышает значение этого показателя для США, в 6 раз — Германии, в 18—20 раз — Японии. Она занимает седьмое место по численности населения. Однако по уровню ВВП на душу населения Россия находится на 40-м месте, по благосостоянию — на 51-м месте, по ИРЧП (индексу развития человеческого потенциала) — на 57-м месте (ИРЧП = 0, 778) и входит в группу стран со средним уровнем этого показателя. Своеобразие России состоит том, что она в своем развитии ориентирована на переход к постиндустриальному обществу. В то время по ряду показателей ее можно отнести к группе развивающихся стран. При изучении национальной экономики России и тенденций ее развития необходимо учитывать, что Россия представляет собой общество, в котором переплетаются различные технико-технологические уклады, формы собственности, социальные группы населения. Существуют социально-экономические различия между городом и деревней, регионами. Значительная часть населения живет за чертой бедности. На долю теневой экономики приходится более ¼ ВВП.

Национальная экономика может быть закрытой и открытой. Экономика России — это открытая экономика, развивающаяся в рамках мировой экономики. В условиях глобализации страны ищут свои модели развития, соответствующие их потенциалу и обеспечивающие устойчивый экономический рост и конкурентоспособность на мировом рынке. Россия, как и другие страны, борется за свое место в мировом хозяйстве, за свои интересы, за устойчивое развитие своей экономики, осуществляет модернизацию производства и совершенствует систему управления.

Для этого государство стремится повысить конкурентоспособность национальной экономики. Оно активизирует национальные конкурентные преимущества, чтобы продемонстрировать их на глобальных рынках. В то же время приходится отрабатывать специфические механизмы противодействия усиливающейся международной конкуренции. Национальные преимущества и слабости у каждой страны специфичны, поэтому принципы адаптации к динамике мирового рынка у различных стран не могут быть унифицированными.

Таким образом, национальные модели экономического развития обладают весьма существенными особенностями. Однако они характеризуются определенным сходством для стран, находящихся на близких ступенях развития производства, рынков и способов включения в мировое хозяйство.

Мировая экономика рассматривает объективные процессы глобализации, роль международных экономических и финансовых организаций, интеграционных группировок (ООН, ВТО, МВФ, Всемирный банк, ЕС, АТЭС и др.). В условиях глобализации усиливаются две тенденции. Первая — использование возможностей и преимуществ мирового хозяйства в интересах национальной экономики. Вторая — стремление лидеров глобальной экономики подчинить себе развитие национальных экономик, превратить их в аграрно-сырьевые придатки.

Методологические основы изучения национальной экономики включают общие для всех экономических дисциплин и специфические принципы, подходы, методы. Это — рассмотрение национальной экономики на основе диалектики, системного, комплексного, исторического и других подходов как целостной системы, единства единичного, особенного и всеобщего, выделение общих закономерностей и индивидуальных черт экономики каждой страны, основных исторических этапов ее эволюции, сочетание формационного и цивилизационных подходов.

Каждая страна развивается в рамках определенной социально-экономической системы, используя имеющиеся условия жизнедеятельности. Среди них следует выделить три комплексных блока: природно-климатические факторы развития страны, производственно-экономический базис и социокультурные традиции. Все страны, располагая различным уровнем и сочетанием этих условий, пытаются найти вектор развития, который в большей мере позволяет эффективно использовать имеющийся арсенал средств и реализовывать цели общества.

Каждое из названных условий воздействует на остальные, взаимодействуя с ними. Производственно-экономический базис воздействует на социокультурный образ жизни граждан и поведение масс. В свою очередь, традиции, ментальность, религия и др. могут как существенно ускорить, так и затормозить экономическое развитие. Об этом писал еще М. Вебер, отмечая воздействие протестантской религии на развитие рыночных отношений.

По мере экономической эволюции значение естественных условий жизни страны перестает быть всецело определяющим, так как повышается роль так называемых приобретенных преимуществ. Именно они все больше начинают определять хозяйственный потенциал развития. Поэтому многие теоретические школы связывают особенности экономического развития различных стран с достигнутым уровнем производительных сил. К. Маркс выдвинул гипотезу о соответствии производственных отношений уровню и характеру производительных сил и на ее основе выделил способы производства, формации.

Однако богатство палитры экономического и социального развития не укладывается только в классификацию формационного подхода. Тем не менее, основная идея формационного подхода и сегодня реализуется в попытках обоснования градации экономик по критерию их возможностей решать определенные хозяйственные задачи, а значит, в зависимости от достигнутого ими уровня развития производительных сил, а также действия хозяйственного механизма, адекватного этому уровню.

В современной экономической теории широко используется цивилизационный подход в разграничении типов национальных экономик, который делает акцент на социокультурных различиях. Чаще всего выделяют восточный, западный и африканский типы цивилизации, с характерной для них локализацией культур и традиций. Цивилизационный подход используется при поиске национальных особенностей развития и опирается на постулат возможностей его многовариантности. Действительно, жизнь показала, что национальное хозяйство представлено веером различных действующих моделей: либеральной, западноевропейской, японской и т.д. И прошлое показывает палитру оттенков развития. Даже рабовладельческий строй был многовариантным. В Древнем Египте рабы были государственной собственностью, а в Древней Греции и Древнем Риме — частной. Однако многовариантность развития сама по себе не снимает проблемы градации экономик по их однотипным характеристикам и вовсе не противоречит зависимости результатов развития стран от степени развития их производительных сил. Более того, в условиях глобализации будет усиливаться в национальных экономиках то, что их объединяет, а не разъединяет.

1.2. Этапы развития национальной экономики и критерии их разграничения

Национальная экономика изучает конкретно-историческое состояние и социально-экономическое развитие отдельной страны. Для изучения национальной экономики необходимо выделить основные этапы ее развития. Историческое прошлое всегда является важным фактором развития настоящего.

Исторические этапы могут быть различными. Для их выделения используются формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход позволяет выделить исторические этапы, связанные с развитием производительных сил общества, системы экономических и социальных отношений. При цивилизационном подходе выделяются этапы индустриального общества и постиндустриального общества.

Этапы развития национальной экономики России могут быть выделены по ряду критериев. Одним из них является соотношение экономических и внеэкономических (административных и т.д.) методов управления. Это имеет важное значение для исследования границ и механизмов государственного и рыночного регулирования.

Первый этап развития национальной экономики России начинается с образования Российского государства. Оно определяло административную и территориальную целостность, собирая налоги и защищая внешние границы страны. Благодаря государству объединялись интересы различных социальных групп населения. На этом этапе политические институты и механизмы их функционирования играли решающую роль.

На втором этапе — до отмены крепостного права — развитие национальной экономики стало осуществляться на основе сочетания внеэкономических и экономических методов управления. Возрастает значение рыночного хозяйства, но государство по-прежнему объединяет национальную экономику как целое.

Следует еще раз подчеркнуть, что для этих двух этапов можно лишь весьма условно говорить о национальной экономике в современном понимании, так как в стране степень разделения труда и товарности производства была низкой.

На третьем этапе, после отмены крепостного права в 1861 г., в России продолжает изменяться соотношение этих методов управления. Возрастает роль свободы человека в стране. С точки зрения формационного подхода начинается переход от феодальных отношений к капиталистическим. Происходит промышленная революция, появляются ростки индустриального развития общества. Делаются первые шаги в повышении уровня и качества жизни населения. Но внеэкономические методы управления, пережитки личной зависимости, сословная, градация общества еще сохраняются и оказывают сильное влияние на экономическое развитие.

Четвертый этап (конец XIX — начало XX в.) характеризуется экономическими реформами (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.).

С. Ю. Витте выступал как убежденный сторонник реформистского метода преобразования России из отсталой страны в великую. Гарантию целостности и международного авторитета России он видел в административном факторе — самодержавии. Он провел финансовую реформу, сделавшую рубль одной из самых надежных валют мира, нашел источники пополнения государственного бюджета (винная монополия и др.).

С. Ю. Витте доказывал, что организация национальной экономики должна сообразовываться со временем, местом и всеми социальными условиями данного общества. «В развитии хозяйства современных культурных народов, — писал С. Ю. Витте, — замечается та закономерность, что все эти народы начали со ступени звероловов, постепенно пережили следующие стадии развития: быт пастушеский, так прекрасно изображенный в Библии; быт земледельческий, всегда связанный с развитием ремесел; и быт промышленно-торговый, характеризующийся развитием мануфактур, фабрик, заводов и сильным расширением внутренней и внешней торговли».

Деятельность С. Ю. Витте была нацелена, прежде всего, на поддержку крупной и средней буржуазии — главной движущей экономического подъема России и достижения ее величия. Но как сторонник государственного регулирования экономики С. Ю. Витте прекрасно понимал, что для ускорения экономического развития страны необходимы эффективная система управления и соответствующие кадры — бюрократия или чиновничество.

Решение крестьянского вопроса в аграрной России С. Ю. Витте считал основным условием развития ее национальной экономики. Он отстаивал необходимость признания надельных земель собственностью их владельцев и установления порядка добровольного выхода из общины.

П. А. Столыпин подчеркивал, что нельзя создать правовое государство, не имея независимого гражданина — крестьянина. В 1905 г. в России имелось 12,3 млн. крестьянских дворов. Из них 77% владели 82% всех надельных земель на общинном праве. П. А. Столыпин считал, что крестьянин имеет право свободного выхода из общины, и при этом община обязана выделить ему в частную собственность взамен чересполосных земель отдельный компактный участок — отруб или участок с жильем — хутор. Вместе с тем принудительной ликвидации общины не предполагалось. Если крестьяне не хотели выходить из конкретной общины, значит, она не изжила себя.

В результате аграрной реформы к 1914 г. более 20% крестьянских дворов подали заявления об «укреплении» земли в частную собственность. Расширился земельный рынок, так как бедные крестьяне стали продавать, а зажиточные — покупать землю.

На этом этапе государство сделало попытку использовать экономические институты регулирования экономики (государственное предпринимательство, налогообложение, частную собственность на землю и т.д.). Активизировалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Была построена Транссибирская железная дорога. Промышленность развивалась высокими темпами — до 15% в год. В результате индустриального развития появились крупные корпорации в промышленности, монополистические союзы. Все это было результатом экономической политики государства. Однако процессы экономического развития усиливали противоречие между производительными силами, социально-экономическими отношениями и политическими институтами.

Пятый этап охватывает период с октября 1917 г. до августа 1991 г. На этом этапе произошло усиление административных методов управления. Внутри него можно выделить три периода: «военный коммунизм», нэп и командно-административный.

Военный коммунизм был вызван Гражданской войной 1918—1920 гг. В этот период в России проводилась политика, характерная для закрытой экономики. Связь с внешним миром была ликвидирована, все ресурсы были мобилизованы, подчинены нуждам войны. В России не стало никаких признаков товарно-денежных отношений. Почти 100% населения работало на государственных предприятиях фактически бесплатно; частная торговля вначале ограничивалась, а затем была запрещена; вместо денежной заработной платы выдавались натуральные пайки. В деревне была введена продразверстка. У крестьян отбирались все излишки продовольствия. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Все это вызвало недовольство населения, его активное сопротивление. К 1921 г. Россия столкнулась с необходимостью отмены «военного коммунизма».

Новая экономическая политика (нэп) была рассчитана на более широкое использование экономических методов управления, рынка и его инструментов, прежде всего торговли и денег. Нэп включала:

• разрешение частной торговли;

• допущение частного производства в промышленности;

• с принятием Земельного кодекса было укреплено крестьянское землепользование — разрешалась аренда земли.

Нэп восстановила институты частной собственности, товарно-денежных отношений, заработной платы и цен. Все это привело к оживлению экономики России. В результате нэп оживились промышленность и сельское хозяйство. В этот период начала формироваться и кредитно-денежная системы. Была успешно осуществлена денежная реформа.

После ликвидации нэпа, что было связано с индустриализацией страны, начинается период, отличительной особенностью которого становится командно-административная, плановая система управления экономикой, в которой преобладали не стоимостные, а натурально-вещественные отношения. Она сыграла большую роль в развитии национальной экономики как единого народно-хозяйственного комплекса.

Планирование в СССР представляло собой систему, охватывающую все уровни народного хозяйства — от союзного Госплана до планового подразделения предприятия. Основной формой был пятилетний план с разбивкой заданий по годам. Наряду с этим постепенно развивалась система долгосрочного перспективного планирования.

В экономике СССР существовала иерархическая система распределения производственных ресурсов: наиболее важные ресурсы распределялись союзными ведомствами (Госплан и Госснаб СССР), другая часть — республиканскими министерствами и ведомствами; незначительная часть реализовывалась через систему оптовой торговли. Рыночные отношения на уровне предприятий вначале отсутствовали, а в конце периода допускались в строго регламентированных пределах. Опыт планирования в СССР широко использовался не только странами социалистической ориентации, но и развитыми капиталистическими странами, такими как Франция и Япония, а также многими развивающимися странами.

Плановая система была несовершенна. Не был создан мотивационный механизм внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятиях, а у работников — повышения производительности труда. Плановые задания не всегда были экономически обоснованы, не полностью согласовывались с проектировками смежных предприятий и отраслей. Большая несбалансированность сложилась в комплексе по производству потребительских товаров, в капитальном строительстве и финансово-кредитной сфере, что породило экономику дефицита.

В этот период были попытки усиления экономических методов хозяйствования, например реформы, связанные с именем главы правительства А. Н. Косыгина. Не отказываясь от плана как основного метода управления, реформы предусматривали в нем некоторые элементы рынка. Важнейшим показателем эффективности работы предприятия стала прибыль, за счет которой формировались фонды экономического стимулирования, распределявшиеся между работниками и расходовавшиеся на социальные нужды Однако реформа не была доведена до конца, встретив сильное сопротивление бюрократии, противников расширения сферы товарно-денежных отношений в экономике.

С 1991 г. после распада СССР начался переходный период от командно-административной системы к построению социально-ориентированной рыночной экономике. В этот период создаются институты частной собственности, осуществляется переход от натурально-стоимостных к конкурентной экономике, возрастает роль крупных частных корпораций, происходит переход к инновационной экономике, повышается уровень качества жизни населения до европейских стандартов, реформируется социальная сфера и социальная защита населения, развиваются отношения между государством и бизнесом, создается новый средний класс, формируются демократические институты гражданского общества. Этот период характеризуется возрастанием значимости экономических методов управления, созданием новых инструментов рыночной экономики, изменением форм и методов государственного управления, отменой монополии внешней торговли, государственного контроля над ценами и заработной платой, возросшей ролью рыночного саморегулирования, значительным усилением роли регионов в управлении социально-экономическими процессами.

Произошло реформирование бюджетной, финансовой и денежно-кредитной систем, была создана новая двухуровневая банковская система. Наряду с подавленной инфляцией появилась открытая. Возникли рынок труда и безработица. Возросли социальная дифференциация и бедность населения. Обострилась проблема социальной защиты населения. В обществе стала усиливаться социальная напряженность. Этот период характеризуется также ростом масштабов коррупции и теневой экономики.

Новые институциональные нормы рыночной экономики были закреплены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, а также Трудовым, Налоговым, Бюджетным, Таможенным кодексами РФ и другими правовыми актами.

Развитие национальной экономики связано не только с ростом количественных показателей (темпов роста ВВП и др.) экономического потенциала, но и с улучшением качественных показателей, зависящих от многих факторов, которые подробно рассматриваются в работе. Национальная экономика России развивается не в изолированном пространстве, а в рамках мирового хозяйства, используя богатейший опыт в развитии рыночной экономики. Важнейшим условием развития экономики России является ее конкурентоспособность.

Перспективы развития национальной экономики России во многом будут зависеть от двусторонних и многосторонних связей стран, входящих в СНГ. Важнейшее значение в этой связи приобретает объединение этих стран в рамках единого экономического пространства, что дает возможность использовать исторически сложившийся потенциал разделения труда и кооперации между этими странами, решать проблемы конкурентоспособности каждой отдельной страны в мировом хозяйстве, роста уровня и качества жизни.

Подводя итоги первых лет либеральных реформ, можно сделать следующие выводы:

• первые итоги либеральных реформ показали, что их цена оказалась очень высокой: произошел резкий спад производства, усилилась инфляция, снизилось благосостояние населения, обострились проблемы социальной защиты населения, разорвались исторические связи России с другими странами и т.д.;

• приватизация и либерализация экономики лишь создают формальные предпосылки для экономического роста;

• рыночная экономика не отрицает необходимости прогнозирования и индикативного планирования;

• легитимны не только рынок, но и государство, поэтому без сильного государства невозможно решать задачи социально ориентированной экономики.

Выводы

1. Национальная экономика, с одной стороны, представляет собой отрасль экономической науки, а с другой стороны — сложный социально-экономический и политико-правовой процесс организации национального хозяйства конкретной страны, в котором реализуются рекомендации науки. Вопросы для самопроверки

2. Национальная экономика России развивается не изолированно, а в рамках мирового хозяйства. Важнейшим качественным показателем развития экономики страны является ее конкурентоспособность. Перед Россией стоит выбор: либо возродиться на основе использования достижений науки как великая и мощная держава, либо оказаться отсталой, полуколониальной страной, сырьевым придатком ушедших вперед конкурентов.

3. Этапы развития национальной экономики России подтверждают легитимность присутствия в ней государства. Государство является конституирующей новой национальной экономики, но изменяются формы и методы государственного регулирования. Развитие экономики, экономический рост объективно требуют выбора оптимального сочетания форм и методов государственного и рыночного регулирования.

Термины и понятия

Национальная экономика

Конкурентоспособность национальной экономики

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается предмет макроэкономики от предмета национальной экономики?

2. Каков критерий выделения этапов развития национальной экономики России?

3. В чем проявляется единство всеобщего, особенного и единичного в формировании национальной модели экономики?

 

2.1. Понятие национальной экономики

Национальная экономика — это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институциональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическому, политическому (государственному) и идеологическому (общественному) порядкам.

Уровень развития национальной экономики, определяющий ее положение в мировой экономической системе, оценивается степенью использования национального богатства для обеспечения высокого уровня качества жизни населения, национальной безопасности и конкурентоспособности страны на международных рынках товаров, услуг и капиталов.

Такое определение национальной экономики вызывает целый спектр вопросов:

• Что понимать под термином «национальная»?

• Что в контексте данного курса понимается под термином «экономика»?

• Что означает структуризация экономической деятельности в отраслевом и региональном пространствах?

• Что понимать под институциональной системой?

• Что означает категория «порядок», а именно экономический, политический, идеологический порядки?

• Что понимать под национальным богатством?

• Что понимать под качеством жизни и как измерить его уровень?

• Что входит в понятие национальной и, в частности, экономической безопасности?

• Чем определяется уровень конкурентоспособности страны?

Ответы на эти и другие вопросы, по существу, составляют содержание всего нашего курса. В этой главе мы остановимся лишь на вопросах, которые определяют общие, концептуальные основы, собственно, дефиниции «национальная экономика», ибо до сих пор существуют разные подходы к определению этого понятия. Остальные вопросы станут предметом обсуждения в последующих главах курса.

Толкование термина «национальная»

Существуют два подхода к определению нации (от лат. natio — народ): 1) исторически сложившаяся форма общности людей; 2) страна, государство.

История экономической мысли дает основание считать, что подход экономистов к понятию «нация» постепенно изменялся. Так, если у Д. Рикардо нация определяется как географическое пространство, обладающее естественными факторами, почвами с неравномерным плодородием, определяющим характер экономической деятельности (Португалия производит вина, Великобритания — ткани), то у С. Милля нация — это регион, внутри которого факторы производства мобильны, но их мобильность ограничивается государственными рубежами. По определению Ф. Перру, нация представляет собой совокупность индивидуумов и групп, подчиняющихся государству, обладающему монопольным правом на использование государственного принуждения.

Р. Барр дает более сложное и, как представляется, в большей степени соответствующее контексту нашего курса определение понятия «нация» как экономической категории, то есть — экономическую концепцию нации (Барр Р., 1994):

• нация — это центр экономической деятельности, различающейся по своей природе (сельское хозяйство, промышленность и т. п.), по своему происхождению (индивидуальные, государственные и другие предприятия), по своему характеру (капиталистические, некапиталистические и пр.), по условиям деятельности (конкуренция, монополия и др.);

• нация — это центр сил, значение и влияние которого выходят за рамки географического и политического пространств;

• нация — это центр привилегированной сплоченности по экономическим, политическим, духовным причинам.

Эти характерные черты экономической концепции нации, изложенной Р. Барром, весьма близки исторической концепции нации, выдвинутой гениальным русским историком В. О. Ключевским.

В полном курсе лекций по русской истории В. О. Ключевский, анализируя процесс формирования нации, пишет: «Я говорю не об известных антропологических расах — белой, темно-коричневой, коричневой и прочих, происхождение которых, во всяком случае, нельзя объяснить только местными физическими влияниями; я разумею те преимущественно бытовые условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах под очевидным влиянием окружающей среды и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом. Так и внешняя природа наблюдается в исторической жизни как природа страны, где живет известное людское общество, и наблюдается как сила, поскольку она влияет на быт и духовный склад людей» (Ключевский В. О., 2002, т. 1, с. 16). И далее: «Род через нарождение разрастался в племя, генетическая связь которого выражалась в единстве языка, в общих обычаях и преданиях, а из племени или племен посредством разделения, соединения и ассимиляции составлялся народ, когда к связям этнографическим присоединялась нравственная, сознание духовного единства, воспитание общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения» (там же, с. 18).

Таким образом, нация (государство) как историческая, так и экономическая категория, представляет собой составную часть мира, обладающую специфическим экономическими, геополитическими и духовными свойствами, отличающими ее от других наций, и вызывающую необходимость во взаимодействии с ними.

Толкование термина «экономика»

В современном мире существуют три трактовки понятия экономики (от греч. oikonomike — искусство управления домашним хозяйством):

• совокупность производственных отношений;

• хозяйство (или его часть — отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;

• отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.

В изучаемом курсе под экономикой будем понимать хозяйство страны, его состав, структуру, взаимосвязи отдельных элементов этого хозяйства. Тогда национальная экономика — это народное хозяйство страны. Здесь следует, однако, внести некоторые уточнения.

Дело в том, что если рассматривать народное хозяйство страны как комплекс экономических агентов, управляемый из единого центра, который принимает стратегические и, что особенно важно, тактические решения в отношении экономической деятельности на всех уровнях управленческой иерархии от центральных органов управления экономикой до отдельного предприятия, то естественным становится так называемый народнохозяйственный подход к выбору предпочтительных решений не только на уровне страны, но и на уровне отдельных экономических агентов. В основе этого подхода лежит идея о необходимости использования критерия минимизации народнохозяйственных затрат для выбора как стратегических, так и тактических решений. Для редистрибутивной экономики, в условиях которой все решения опосредованы центром, подобный подход является естественным.

Однако в условиях рыночной экономики, когда каждый экономический агент руководствуется иными критериями (стремление к получению приемлемого уровня прибыли, обеспечение выживаемости собственного предприятия, поддержание конкурентных преимуществ предприятия и т. п.), применение народнохозяйственного подхода к выбору управленческих решений, особенно тактического характера, нереально.

Применяя термин «национальная экономика», мы исходим из того, что хозяйство страны включает в себя предприятия различных форм собственности, которые, естественно, должны функционировать с учетом стратегических целей государства, требований инициируемой им институциональной системы. Однако интересы экономических агентов как в стратегическом, так и в тактическом отношении могут быть разными, управлять ими непосредственно из единого центра практически невозможно. Иначе говоря, не только структура, но и взаимоотношения внутри экономики страны в условиях рынка существенно отличаются от условий централизованно управляемой экономики. Из единого народнохозяйственного комплекса, подчиняющегося центральной власти, экономика страны превращается в совокупность разнородных экономических агентов. В этих условиях функции государства по регулированию экономическ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...