Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия и её место в системе международных отношений. Н.В.Загладин




Широко распространено сравнение России с распаввимся СССР (правоприемником которого в международимх делах виступает Российская Федерация)» которое, естественно» оборачивабтся не в её пользу» Восприятие России как своего рода "уменьшенного Советского Сохвэа" способствует развитию комплекса национальной неполноценности» ущемленности роли в мировых делах» способствует возникновени» реваншистских настроений» болеэненнмх реакций на ситуации» воспринимающихся как уничижительные для статуса великой державы» угрожающие дальнейшим сокращением ее территории Возникают совершенно неправомерные аналогии с Германией» ущемленной кабальными условиями Версальского договора

Между тем» хотя Россия и получила свою долю советского наследия (место в Совете Безопасности ООН-» ответственность за болыху» часть ядерных арсеналов» внешнезкономические обязательства СССР и т.д.)» ее сопоставлениб с Советским Союзом некорректно и необоснованыо.

С международно-правовой точки зрения республики» входившие в состав СССР» включая и Российскую Федерацию» реализовав своё право на самоопределение» вяступают в качестве самостоятельных государств, и нет никаких оснований воспринимать их в качестве "осколков" бывшей великой державы» Это - новые» суверенные государства» идущие по пути становления и развития своей государственности» осмысления и реализации собственных интересов» отнюдь не идентичных интересам бывшего СССР

Советский Союз выступал одним из столпов биполярного мира» олицетворяя собой один из его "полюсов". Его интересы» а соответственно и действия на международной арене определялись характером господствующей в нём политической системы и оправдывающей ее идеологии. КПСС обосновывала своё монопольное пребывание у власти тем» что ей ведомы пути исторического прогресса в мировом масштабе, соответственно ход мирового развития должен был определяться прогнозами Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина» превращенными идеологами КПСС в непререкаемые догматы Всякое отклонение от предначертанного хода событий воспринималось как следствие злокозненных действий сил реакции» империализма» на противоборство с которым и были направлены основные усилия СССР на международной арене. При этом интересы идеологии явно вступали в противоречие с интересами развития самого СССР Его национально-государственные интересы требовали как можно более широкого участия в системе международного разделения труда» а мотивы противоборства заставляли ограничивать это участие или заменять его суррогатом» попытками создать свою систему международного сотрудничества» оказавшуюся» как доказал крах СЭВа» совершенно нежизнеспособной Интересы народов СССР требовали уменьшения бремени затрат огромных ресурсов на военные цели» а идеологи КПСС доказывали» что это невозможно в силу агрессивной природы империализма. При этом умалчивалось» что многие ситуации» ограничивающие возможности смягчения напряженности инициировались действиями самого СССР в странах» которые США считали своей "сферой влияния"» что большие средства отвлекались на поддержку коррумпированных» диктаторских режимов лишь за то» что они числились среди союзников СССР»

По-своему идеологи КПСС были правы» поскольку» как показал опыт политики 'нового мышления М. С. Горбачева» признание» что так называемый мировой революционный процесс завел в тупик» что со странами Запада можно вести мирный диалог» ликвидируя ненужные горы оружия» добило и так уже потерявшие силу идеологические догматы и тем самым подорвало легитимность монополии КПСС на власть. Как бы ни оценивать события недавнего прошлого» нельзя игнорировать главного: эта монополия» равно как и порождавшаяся ею внешняя политика, объективно вступала в возрастание противоречие с интересами народов СССР» генерировала, курс» чреватый серьезными катаклизмами глобального масштаба.

У Российской Федерации нет и не может быть оснований считать себя "усечённый СССР" хотя бы потому» что интересы России на международной арене диаметрально противоположны советским. Россия исходно ориентируется на развитие демократического» плюралистического общества с рыночной экономикой» органически участвуюпюй в системе международного разделения труда. Уже в силу этого у России нет никаких оснований считать, что у нее есть противники или недруги на международной арене, что ей нужно с кем-то "противоборствовать".

Другой вопрос, что в сфере внешней политики в первые два примерно года суверенного развития Российской Федерации было немало иллюзий, не отвечавчих реальному положению дел. Ожидалось, например, что страни Запада с энтузиазмом приветствуя: готовность России открыться миру, окажут ей содействие во вхождении в уже сложившиеся структуры международной хозяйственной интеграции, воспримут её в качестве не соперника, а партнера крупнейших "центров силы" современного мира - США, Западной Европы, Японии. Не было учтено, что статус любой державы в системе международных отношений определяется параметрами, по которым оказывается Россия в отнхщь не благоприятном положении.

Удельный вес государства в международных делах в современном мире определяется многими показателями. Размер территории, наличие природных ресурсов важны, но если эта территория плохо освоена, если не развита инфраструктура транспортной сети, из-за чего затруднена разработка полезных ископаемых, то большие размеры страню оказываются скорее помехой, чем подспорьем для развития. Численность населения - важнейший показатель, но если уровень жизни низок, а уровень профессиональной подготовки рабочей силы невысок, то это не дает никаких преимуществ. Военная мощь играет определенную роль, но само по себе обладание ею не дает никаких "козырей", поскольку угроза её применения, а тем более непосредственное использование вне своих границ без санкции международного сообщества поставит соответствующее государство в положение полной международной изоляции, вовлечет его в конфликт с военными союзами, мощь которых намного выше, чем отдельных стран. Геополитическое положение (обладание легкозидищаемыми границами, выход к морям; дружественные или напряженные отношения с соседями и т.д.) играет определенную роль, но в эпоху ракетно-ядерного оружия, мобильных войск, развитых средств транспорта эта роль не определяющая.

Наиболее существенны такие показатели, как удельный вес в мировом промышленном производстве, доля в мировой торговле,-особенно передовыми технологиями и продукцией наукоемких отраслей промышленности. Важно наличие свободных капиталов, а также дружественних стран со стабильными режимами, куда они могут быть выгодно и бежопасно вложены. Очень существенно наличие союзников и партнеров, способных поддержать позиции государства ю ООН, на иных международных форумах, содействовать в защите от внешних вызовов. Принципиально важна способность государства проявлять инициативу в решений глобальных проблем современности, оказывать содействие другим странам в рожи-жии.

Выполнение этих условий зависит от достижений в разработки и освоении новых технологий, уровня и качества жизни населения, степени социальной и политической стабильности, состояния межнациональных отношений.

При рассмотрении положения России в мировом сообществе с учетом приведенных критериев обращает на себя внимание следующее.

Россия обладает обдирной территорией и значительными природными ресурсами. Однако, учитывая, что эта территория на 4/5 плохо освоена, расположена в суровых климатических условиях, это - в лучием случае - ресурс развития XXI века, но не фактор влияния в мировых делах современности. Хуже того, слабая заселённость и неосвоенность обширных районов Сибири, Дальнего Востока, Приморья привлекают внимание сопредельных густонаселенных и развитых стран (Япония, Китай, Северная и Южная Корея), которые были бы не против включить данные регионы в орбиту своего экономического влияния, освоить их с привлечением собственной рабочей силы, что потенциально способно угрожать этнической и даже территориальной целостности России.

Россия унаследовала от СССР его вооруженные силы, оснащенные ракетно-ядерным оружием и сохраняет статус военной державы № 2 в современном мире (после США). Это, однако, также источник сложностей, а не влияния. Функционально Советские вооруженные силы обеспечивали не только и не столько защиту территории СССР, сиолько прикритие для рмвития в мире революционных процессов, для шатающихся просоветских режимов, иначе говоря, были инструментом "холодной войны". Коль скоро Россия не собирается ее продолжать, они ей, строго говоря, не нужны. Ракетно-ядерная мощь не может быть инструментом завоевания рынков, ее нельзя применять даже как фактор давления без риска навлечь на себя весьма жесткие меры со стороны мирового сообщества. Сам факт обладания советскими арсеналами меиает развитию нормальных отношений России с другими государствами. Последние, учитывая политическую нестабильность в России, обоснованно опасаются прихода к власти в Москве великодержавных или неокоммунистических сил, которые встанут на путь восстановления СССР и его "сфер влияния", в том числе и силовым путем.

Складывается довольно сложная ситуация. Роэдел Советской Армии, демонтаж ее арсеналов требуют затрат ресурсов, создают проблемы безработицы среди бывших военнослужащих. Поддержание боеспособности этой армии с соответствующей модернизацией неуклонно устаревающих арсеналов также требует расходов и затрат, которые России явно не под силу и, главное, не отвечают принятой ей доктрине обеспечения обороноспособности на уровне "разумной достаточности". Постепенное сокращение Советской Армии с одновременным созданием новой, российской, также обернется достаточно дорогостоящим мероприятием. В любом случае советская военная мощь - не "козырь" в мировых делах и не показатель роли России в современном мире.

По численности населения и экономическому потенциалу Россия находится отнюдь не на первых ролях в мировом сообществе. По численности населения впереди идут не только Китай и Индия, но и США, к этому рубежу приближаются многие страны "третьего мира" - Бразилия, Индонезия. Объем валового национального продукта России в 12 раз уступает американскому, в 7 раз - японскому, в 3 раза - германскому,и 2,5 раза - французскому, в 2 раза - британскому. При пересчете объема ВНП на душу населения Россия окажется ниже многих стран йеной Америки.

Весьма неблагоприятны позиции России в мировой торговле. Система внешнеэкономических связей СССР, строившаяся преимущественно на критериях идейно-политической целесообразности, а не на рациональных экономических соображениях, распалась. Оставшаяся в наследство структура торговли со странами Запада была типична для отсталой страны "третьего мира": в 80-К гг. экспорт СССР в развитые страны в основном состоял из сырья и энергоносителей; в импорте, напротив, преобладали готовые, наукоемкие изделия. Особых шансов на быстрое улучшение положения нет, во всяком случае в 1992-95 гг. экономические проблемы России обострялись, что было связано, во-первых, с трудностями перехода от централизованного планирования экономики к рыночным отношениям; во-вторых, с прогрессирующим распадом экономических связей со странами, входящими в СНГ; в-третьих, с инфляционными процессами и налоговой политикой государства, которые в сумме подрывали заинтересованность отечественных и зарубежных предпринимателей в промышленных инвестициях; в-четвертых, С определено однобокой, унаследованной от СССР экономикой, в которой доминируют предприятия НИК. Военные расходы России в 1994 г. примерно в 2,5 раза уступали по абсолютному объему военным расходам США, в то время как по объему ВНП США превосходят Россию в 12 раз. При объеме ВНП на душу населения в США в 22563 долл. военные расходы, также в "душевом" исчислении, здесь составляют 901,01 долл., т.е. около 4% ВНП. В России аналогичные показатели - 3220 долл. и 615,39, т.е. не менее 20% ВНП. Ясно, что это - главный источник инфляции, основной фактор отвлечения ресурсов от производительных инвестиций.

Нереальными оказались расчёты на "конверсию" военной промышленности, периориентацию ее на выпуск мирной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Большинство военных предприятий узкоспециализировано, их переоборудование стоит немалых средств, которыми Россия сейчас не располагает. Возможности сохранить бывшие позиции СССР на мировом рынке оружия также оказались ограниченными. Советский Союз оказывал военную помощь, руководствуясь опять-таки идейно-политическими мотивами, предоставляя ее на льготных условиях или безвозмездно. С другой стороны, переход к торговле оружием не только предполагает заинтересованность в росте очагов конфликтов в мире, но и требует умения конкурировать с производителями оружия стран НАТО, с Китаем, что отнюдь не просто.

Ограниченный возможности привлечения иностранных инвестиций для решения внутриэкономических проблем. С одной стороны, мешают идейные соображения, опасения "закабаления", как правило необоснованные, поскольку в современном мире умение привлечь иностранных инвесторов, создать им благоприятные условия оказывается важнейшей предпосылкой собственного ускоренного развития. Эту модель используют США, Западная Европа, отнюдь не попадая в какую-либо "зависимость". Проблема России в ином: в силу нестабильности социально-экономической и политической ситуации, отсутствия четкого законодательства, регламентирующего и защищающего деятельность зарубежных инвесторов, она оказывается для них малопривлекательной. Зарубежные фирмы охотно идут на разовые закупки сырья, энергоносителей, отдельных видов продукции, однако не спешат реализовывать долгосрочные проекты на территории Российской Федерации.

Не слишком велико политическое влияние России на ход мирового развития. Большая часть союзников СССР по "антиимпериалистической борьбе" либо прекратили свое существование, либо стали искать себе иных покровителей. В любом случае весьма сомнительно, что сохранение союзнических отношений с режимом М.Каддафи в Ливии, С.Хусейна в Ираке, Ф.Кастро на Кубе стало бы политическим активом России. Эти режимы, находящиеся в политической изоляции, нарушающие сложившиеся международно-правовые нормы, права человека, не могут быть союзниками государства, декларирующего свою приверженность этим нормам.

Обретение новых союзников и партнеров оказалось серьезной проблемой. Первоначальные расчеты российской дипломатии на возможности партнерства (и даже союзничества) с государствами НАТО далеко не полностью оправдались. США и их союзники в целом позитивно восприняли готовность России к сотрудничеству, поддержку, которую она стала им оказывать на уровне международных и региональных организаций в деле урегулирования конфликтов вокруг Кувейта, бывшей Югославии, на Ближнем Востоке. В то же время очень быстро выяснилось, что в какой-либо активной или самостоятельной роли России Запад не нуждается. Его вполне устраивала пассивная поддержка, особенно отказ от противодействия его курсу в Совете Безопасности ООН. Вопрос равноправного участия России в таких организациях, как НАТО, всерьез практически не ставится, его рассмотрение сводижось к декларациям о партнерстве. В то же время государства Восточной Европы не только тяготеют к. членству в этих организациях, но и имеют шансы быть реориентированы на Запад, что усилит их экономическую и политическую изоляцию от России. Равным образом все более дистанцируются от России государства Балтии, тяготеющие к североевропейскому сотрудничеству. Ограниченно возможности влияния России на арабские и иные исламские государства: Российская Федерация отгорожена от них барьером из суверенных государств, бывших советских республик, которые в большой мере подвержены влиянию с Юга.

Бесспорно, у России в настоящее время нет явных противников на международной арене,хотя с рядом сопредельных государств и существуют относительно малоэначимые разногласия по территориальным вопросам. В то же время вне пределов СНГ у России нет и союзников, на поддержку которых она могла бы однозначно рассчитывать. Возможность возникновения внешних вызовов не исключена, хотя она опосредована действиями самой России, в частности развитием ее взаимоотношений с государствами СНГ, ее мерами по поддержанию целостности собственной территории.

Определёнными возможностями влияния (политического, экономического) Россия обладает лишь в зоне государств СНГ, и именно здесь она сталкивается с наиболее сложными проблемами. Это и вопросы завершения "раздела" бывшей собственности СССР, и стремление новых независимых государств, сохраняя тесные связи с Россией, искать им "противовесы", и проблемы статуса русских, стаз-ших меньшинством населения, и конфликты между странами СНГ или происходящие на их территориях. Россия сталкивается также со стремлением ряда регионов, субъектов Федерации, к сепаратизаци'. развитию отношений с Россией на конфедеративной основе, к их превращению в независимые государства. Объективно, по своему нынешнему статусу, Россия не является более державой с глобальными возможностями и влиянием, ее можно охарактеризовать как крупную региональную державу Евразии, уступающую по экономическому потенциалу Германии, Франции, Англии, Японии, приближающуюся к Китаю, который, однако, намного превосходит её по численности населения и развивается динамичнее.

Потенциально Россия располагает преимущественными возможностями влияния на постсоветском пространстве и при условии консолидации СНГ она могла бы значительно повысить свою роль и статус в мировых делах. На этом пути, однако, существуют серьёзные проблемы. Главной помехой выступает нерешенность проблем обеспечения экономического подъема в самой России, что понижает её ценность как партнера для других государств, в том числе и СНГ. Острота внутренних проблем России, проявляющееся в последнее время отсутствие гибкости в её политике также скорее могут оттолкнуть от сотрудничества с ней другие государства СНГ, создать ей неблагоприятный имидж в глазах мирового сообщества. Так, превращение конфликта по вопросу статуса Чечни в затянувшуюся необъявленную войну способно обострить отношения России с мусульманскими странами. Хотя с международно-правовой точки зрения речь идет о внутреннем конфликте, не дающем основания для участия в нем третьих стран, мировое общественное мнение явно не на стороне России.

Не способствуют росту престижа Российской Федерации и ее претензии на особую роль в СНГ, в частности при проведении миротворческих операций. Бесспорно, что степень заинтересованности России в событиях, развивающихся на постсоветском пространстве, виде, чем у других членов мирового сообщества. Однако, с точки зрения последнего, государства СНГ являются признанными суверенными субъектами международного права, которые не могут рассматриваться как чья-либо зона влияния. При фактическом существовании таковых зон большинство стран мира, как правило, воздерживается от открытых деклараций на этот счет.

В целом формирующийся последнее время образ России как региональной сверхдержавы с неоимперскими устремлениями, с мечтой о возаьждении глобальной роли малочозитивен и едва ли содействует решению Россией задач своего внутреннего развития.

Торкунов

Категория "национальный интерес" занимает центральное место в современной теории международных отношений и, более того, в политической науке в целом. Известна, например, ставшая классической фраза У. Черчилля. Охарактеризовав в свое время Россию как "загадку, окутанную тайной и помещенную внутрь головоломки", Черчилль, однако, продолжил свою мысль, заметив: "Возможно, существует ключ к разгадке этой тайны. Этот ключ - российский национальный интерес". Такая трактовка, бесспорно, открывает путь к систематическому исследованию внешнеполитического процесса. Деятельность государства на международной арене обретает логику, если представить ее как более или менее последовательную и внутренне согласованную цепочку действий на разных направлениях и в разных географических регионах, в ходе которых реализуются национальные интересы.

Вопрос о природе российских национальных интересов, как и целый ряд других аспектов формирования и реализации внешней политики, является объектом исключительно острой политической и научной дискуссии. Многие политические деятели и ученые прямо или косвенно разделяют иную, не либеральную концепцию, которая отождествляет национальные интересы с интересами государства. Появилось даже понятие "национально-государственные интересы", видимо, предполагающее тождественность интересов "нации", с одной стороны, и государства - с другой. При анализе этой концепции прежде всего возникает вопрос: можно ли соотносить интересы граждан государства и интересы нации, как некой специфической общности, возникающей на этнической основе? Для России, являющейся многонациональной страной, сама постановка вопроса о национально-государственных интересах может привести к межнациональным трениям, поскольку неясно, интересы какой именно из примерно ста этнических групп должна отстаивать российская внешняя политика.

Таким образом, в России сложились две крупные совокупности "групп интересов", выступающие за существенно различные внешнеполитические стратегии. Они расходятся по принципиальным вопросам - сотрудничество с Западом или противоборство с ним, нормальные отношения с ближайшими соседями или линия на форсированную интеграцию в рамках СНГ. В итоге внешняя политика России приобрела противоречивый характер. В ней сочетаются как минимум две линии - на конфронтацию и доминирование в зоне бывшего СССР, с одной стороны, и на приспособление к реальностям международной политики, а также к ограниченности собственных ресурсов - с другой.

На основе такой системы взглядов и установок государственные ведомства готовят предложения и документы, касающиеся конкретных внешнеполитических шагов и акций, что и составляет основное содержание второй стадии внешнеполитического процесса. К числу этих ведомств в России относятся прежде всего Министерство иностранных дел, Министерство обороны, ведомства, отвечающие за экономические связи с зарубежными странами, в том числе Минатом, различные спецслужбы, а также, в случае необходимости, ведомства и организации, связанные с организацией научных исследований.

2000 - Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

I. Россия в мировом сообществе

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

II. Национальные интересы России

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

- стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБ

- опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мир

- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток

- возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

- распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки

- ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств

- притязания на территорию Российской Федерации.

IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

- подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

- преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

- совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

- обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

- укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

- коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

1) создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

2) расширение рынков сбыта российской продукции;

3) формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;

федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации;

совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...