Противоположности могут приходить в столкновение (в противоречие) лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя целое, в котором один момент так же необходим, как и другой
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Противоположности могут быть относительно независимы друг от друга Диалектическая противоположность — это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Развитие через противоречие: Объективная реальность всегда развивается через возникновение внутри нее конкретного противоречия, которое и находит свое разрешение в порождении новой, более высокой и сложной формы развития. Внутри исходной формы развития противоречие неразрешимо. Развитие не хаотично, а имеет причины, подчиняется определенным принципам. Законы диалектики (по Ф. Энгельсу): Закон единства и борьбы противоположностей.! Указывает на источник развития. иалектическое противоречие, столкновение, борьба противоположностей является наиболее общей и самой глубокой движущей силой развития. Закон перехода количественных изменений в качественные количество, качество, мера – диалектические категории Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое Закон Отрицание отрицания Направленность развития.Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.
Диалектические категории Форма и содержание неразрывны в том смысле, что нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы. Форма содержательна, содержание оформлено. Необходимость -это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. "Необходимость" - это то, чего нельзя обойти, что "не-обойти" ("не-обхо-дить"). Случайность же - то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Диалектика С. и Н. они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга Важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Случайность как дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый представитель этого класса наряду сов всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайностью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Причинное отношение можно определить как такую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Причина есть взаимодействие, следствие - результат взаимодействия.
! Все события имеют причину. Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость от всего остального материального мира Возможность - это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление Развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможностей. Вероятность - это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность
35. сознание. философия фиксирует сознание как особого рода реальность в его целостности и выясняет отношение сознания как особой формы Бытия к Бытию в целом Отражение – это способность одних материальных систем запечатлевать свойства воздействующих на них других систем. Психика – способность создавать целостный образ действительности. Высшие формы психики предполагают не только автоматическое реагирование, но и активное освоение окружающей реальности Сознание- это высшая форма психического отражения Отражение в сознании обладает следующими признаками ОбобщенноеЦеленаправленное3) В речевой (символической форме) 4) Возможность предварительного мысленного построения действий и предвидения результатов действий5) Самоконтроль и саморегулирование 7)Выделение себя из внешнего мира. Сознание – субъективный образ объективной реальности Простейшее сознание - это ощущение своего состояния, или состояния своих "органов чувств". Сознание наблюдаемо только для самого субъекта. Оно не наблюдаемо объективными средствами. Сознание обеспечивает превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.В свою очередь содержание сознания может быть вновь возвращено во внешний мир Человек сознает при помощи мозга, но сознание – не просто функция мозга самого по себе Самосознание (рефлексия)
Для того, чтобы осознавать самого себя, нужно видеть себя как бы со стороны. Но со стороны меня может видеть только другой человек, а не я. Даже свое тело я лишь отчасти могу видеть так, как его видит другой. Глаз может видеть все, кроме самого себя. Когда человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное восприятие говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. Для того чтобы человек мог видеть самого себя, осознавать самого себя, ему необходимо иметь «зеркало». 3 основные философские концепции сознания: v Субстанциональная (Индивидуальное человеческое сознание рассматривается лишь как отдельное проявление Мирового Разума – Платон, Гегель, Декарт) v Функциональная Функциональная модель сознания рассматривает сознание как функцию материальных систем, которые в своих исходных характеристиках лишены мышления и идеальности (нервной системы и мозга) v Экзистенциально-феноменологическая Акцент в ней делается на описание опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность = «сознание о…».
52. дух жизнь о-ва. Наука, мораль, религия, искусство,право.общественное сознание. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:право вырабатывается государством, мораль — обществом;право закреплено в государственных актах, мораль — нет;за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение, критика и в некоторых случаях санкции государства. Религиозное сознание включает в себя три основных элемента:
1) Представления; 2) религиозное чувство (эмоциональный элемент); 3) религиозные действия (культовый, или обрядовый, элемент). Смысловая (связана с внутренней психологической потребностью человека осознать смысл жизни и привлекает многих к религии, дающей свой вариант решения этой важнейшей проблемы)Компенсаторная (восполнение несовершенства действительности, утешение)Интегративная функция (единство общества)Регулятивная функция (религия способна выполнять потому, что она аккумулировала в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей)коммуникативная: религия служит средством общения верующих. эстетическое сознание - есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов Спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. 1)прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В таком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. 2)прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, ибо художник видит зорче, дальше, глубже, чувствует мощнее и многокрасочнее своих будущих зрителей, читателей, слушателей и именно поэтому может их зажечь, вдохновить, выпрямить своим искусством. В противном случае - в функции суррогата или даже дубликата - искусство было бы не нужно обществу
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|