3.6. Использование массажных приёмов в сочетаниях на отдельных участках тела
3. 6. Использование массажных приёмов в сочетаниях на отдельных участках тела
Для выполнения массажа на отдельных частях тела массажисту необходимо знать: 1. Границы массируемой области; 2. Исходные положения пациента (ИПП); 3. Исходное положение массажиста (ИПМ); 4. Направление массажных движений, основные массажные линии на туловище человека; 5. Топографические особенности массируемой области, костные и другие ориентиры; 6. Места проекции сосудов, нервных стволов, лимфатических узлов; 7. Методические указания к проведению массажа отдельных частей и областей тела. Массажные приёмы «поглаживание», «вибрация» и сотрясающие (в основном потряхивание) проводятся без учета уровня порога болевой чувствительности и поэтому могут выполняться на всей спине, шее, тазе, груди (т. е. на дальних и ближних поверхностях) одновременно. Остальные массажные приёмы (выжимание, растирание, разминание, ударные), которые проводятся с давлением на уровне порога болевой чувствительности, должны выполняться только поочерёдно (т. е. сначала на одной стороне, затем на другой). Общие пассы (поглаживание, выжимание и вибрация) проводятся в начале обработки сегмента, в конце обработки и между массажными приёмами. В качестве примера ниже приведены схемы обработки области спины, шеи и живота (табл. 2, 3, 4). В схемах указаны: границы массируемой области, положение массируемого, положение массажиста, виды приёмов массажа, наиболее целесообразные и рациональные на данном участке тела, и методические указания.
Таблица 2 Схема обработки области спины
Таблица 3 Схема обработки области шеи
Таблица 4
Схема обработки области живота
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите основные массажные приёмы. 2. Что относится к технологическим параметрам массажных приёмов? 3. Перечислите основные виды приёма «поглаживание». 4. Перечислите основные виды приёма «выжимание». 5. Перечислите основные виды приёма «растирание». 6. Перечислите основные виды приёма «вибрация». 7. Перечислите основные виды приёма «разминание». 8. Назовите физиологическое воздействие приёма «выжимание» на организм. 9. Назовите физиологическое воздействие приёма «разминание» на организм. 10 Назовите физиологическое воздействие приёма «растирание» на организм. 11. Какие массажные приёмы выполняются с учетом уровня порога болевой чувствительности? 12. Какие массажные приёмы выполняются в центростремительном направлении (по оттоку венозной крови и лимфы)? 13. Что является отличительной чертой пасса в растирании? 14 Для чего используется отягощение при выполнении массажных приёмов? 15 Назовите разновидности ударных приёмов. 16. Что необходимо знать массажисту при выполнении массажа на отдельных частях тела?
ГЛАВА IV СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ
4. 1. Краткая характеристика причин утомления в спорте
Рост спортивной работоспособности на современном этапе неразрывно связан с совершенствованием всей системы подготовки спортсменов. В настоящее время твёрдо осознана необходимость представления тренировочных воздействий и восстановительных процедур в виде двух сторон единого сложного процесса. Поэтому именно объединение средств восстановления и тренировочных воздействий в определённую систему является одним из главных вопросов управления работоспособностью и восстановительными процессами в программах тренировочных занятий и микроциклов. Рациональное построение тренировочного процесса невозможно без понимания причин развития утомления. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной и напряжённой мышечной работе. Утомление является нормальной физиологической реакцией, повторное утомление, не доводимое до чрезмерного, является средством повышения функциональных возможностей организма, способствует развитию адаптации и профессиональной выносливости, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированности организма (В. И. Дубровский, 1991; Н. А. Фомин, 1995).
Физиологические исследования процессов утомления, в ходе которых сразу же обрисовались две основные теории: гуморально‑ локалистическая (периферическая) и центральнонервная, развернулись в основном с середины XIX века. Исходной позицией гуморально‑ локалистической теории, сторонниками которой были преимущественно зарубежные ученые, является представление об утомлении как мышечной слабости и усталости, т. е. о процессах, происходящих под влиянием работы, прежде всего в самой мышце. Появление центрально‑ нервной теории утомления связано с работами великих отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова, их учеников и последователей. Суть её состоит в проявлении запредельного торможения в нервных клетках на различных уровнях ЦНС при выполнении напряжённой мышечной работы. Разработка этой теории явилась важным шагом в раскрытии механизмов, предохраняющих нервную систему, а через неё весь организм от истощения, результатом которого может стать переутомление и перетренированность. Однако центрально‑ нервная теория не позволяет объяснить многочисленные факты, характерные для развития утомления при напряжённой мышечной деятельности. В частности, в ряде исследований показано, что даже в состоянии глубокого утомления работа может быть продолжена, если изменить её интенсивность и особенно характер её обеспечения при сохранении состава работающих мышц (Н. В. Зимкин, 1972; Н. И. Волков, 1974; Ю. И. Данько, 1974; В. Д. Моногаров, 1986; В. Н. Платонов, 1986). Согласно разработанной В. В. Розенблатом (1975) центрально– корковой теории начальным звеном утомления при мышечной работе человека являются изменения «кортикальных центров». По его мнению, уровень работоспособности мышц, связанный с настройкой их возбудимости, тонуса и упруго‑ вязких свойств, с состоянием кровоснабжения и трофических процессов в них, определяется уровнем работоспособности нервных центров, управляющих мышцами.
Утомление корковых нервных клеток приводит, с одной стороны, к нарушению контролируемой ими сложнейшей координации процессов, а с другой – меняет характер установочных влияний коры мозга и связанных с ней нижележащих образований на исполнительные органы. В настоящее время специалисты при изучении проблемы утомления учитывают такие понятия этого процесса, как локализация и механизм. Локализация и механизмы утомления определены функциональным состоянием различных органов и систем организма, их координационными взаимоотношениями и обусловлены характером выполняемой работы и другими факторами (В. В. Розенблат, 1975; Я. М. Коц, 1986). Под характером работы подразумевается: – режим деятельности мышц – изометрический, изотонический, ауксотонический; – объём задействованной мышечной массы – локальная, региональная, глобальная мышечная работа; – интенсивность и продолжительность мышечной работы – аэробный, анаэробный и смешанный режимы; – уровень мотивации, факторы внешней среды и т. д. Под локализацией утомления понимается выявление той ведущей системы, функциональные изменения в которой определяют наступление этого состояния. При этом можно рассматривать три основные группы систем, обеспечивающих выполнение любого упражнения: – регулирующие системы – центрально‑ нервная, вегетативная, нервная и гормонально‑ гуморальная; – система вегетативного обеспечения мышечной деятельности – дыхания, крови и кровообращения; – исполнительная система – двигательный аппарат. Различают следующие виды утомления: 1. Умственное, которое наблюдается после длительной умственной деятельности (например, при игре в шахматы). 2. Сенсорное, наблюдаемое при напряжённой функции анализаторов (например, у спортсменов‑ стрелков).
3. Эмоциональное (при любом виде спортивной деятельности). 4. Физическое, которое отмечается в результате напряжённой мышечной деятельности. По степени выраженности утомление подразделяется на: 1) острое и хроническое; 2) общее и локальное; 3) скрытое (компенсируемое) и явное (некомпенсируемое). Острое утомление наступает при относительно кратковременной работе, если ее интенсивность не соответствует уровню физической подготовленности субъекта. Хроническое утомление является результатом недовосстановления после работы. При хроническом утомлении утрачивается способность к освоению новых двигательных навыков, падает работоспособность, снижается естественная устойчивость организма к заболеваниям. Общее утомление возникает при физической работе, в которую вовлечены обширные мышечные группы. Для него характерно нарушение регуляторной функции центральной нервной системы, координации двигательной и вегетативной функций, снижение эффективности волевого контроля за качеством выполнения движений. Локальное утомление наступает при чрезмерной нагрузке на отдельные мышечные группы. В отличие от общего утомления, при локальном утомлении в основном страдают местные структурные элементы регуляции движений: терминали двигательных нервов, нервно‑ мышечный синапс. Сократительная функция мышцы ухудшается. Скрытое, компенсируемое утомление характеризуется сохранением высокой работоспособности, поддерживаемой волевыми усилиями, но падением экономичности работы. Продолжение ее вызывает некомпенсируемое, явное утомление. Оно характеризуется снижением работоспособности при угнетении функций внутренних органов и двигательного аппарата (Н. А. Фомин, 1995). Среди различных факторов, способствующих повышению спортивной работоспособности, важную роль играет увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок (Л. П. Матвеев, 1991). Однако повышение как объёма, так и интенсивности тренировочных нагрузок имеет свои физиологические пределы. По мнению специалистов, во многих видах спорта спортсмены достигли близких к предельным параметрам тренировочных нагрузок. Важное место в системе подготовки спортсменов занимает проблема ускорения восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок. В спортивной практике различают два аспекта восстановления. Первый – использование восстановительных средств в период соревнования для направленного воздействия на процессы восстановления не только после выступления спортсмена, но и перед началом соревнований, а также в процессе их проведения.
Второй аспект включает использование средств восстановления в повседневном учебно‑ тренировочном процессе в целях эффективного развития двигательных качеств и повышения функционального состояния организма спортсмена. В практике наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы: педагогические, медико– биологические и психологические (В. М. Волков, 1990; В. П. Зотов, 1990; В. И. Дубровский, 1991; Н. Г. Озолин, 2002; В. Н. Платонов, 1974, 1986, 2004; О. М. Мирзоев, 2000, 2005; В. Н. Гладков, 2007). Существует ошибочный, не всегда правильный принцип: чем больше средств восстановления используется, тем лучше, быстрее и эффективнее происходит процесс восстановления. Но это не всегда оправдано. Следует учитывать, что каждая восстановительная процедура сама по себе является дополнительной нагрузкой на организм, предъявляющей определенные требования, часто весьма значительные, к деятельности различных функциональных систем организма. Игнорирование этого может привести к обратному действию – усугублению утомления, снижению работоспособности, нарушению протекания приспособительных процессов и возникновению других неблагоприятных реакций. Применение средств восстановления должно осуществляться строго индивидуально, с обязательным учетом целей, задач и этапов учебно‑ тренировочного процесса. Из всех средств восстановления спортсменов наиболее изученным и обоснованным является массаж. Спортивный массаж применяется с целью совершенствования физических качеств, подготовки спортсмена к выполнению физических упражнений, достижения спортивной формы и более длительного ее сохранения, восстановления и повышения работоспособности после соревнований, профилактики и лечения травм. Спортивный массаж имеет большое значение на всех этапах тренировки (как составная часть тренировочного процесса). Огромный вклад в развитие спортивного массажа внесли такие ученые, как И. М. Саркизов‑ Серазини, А. А. Бирюков, А. Н. Буровых, В. И. Васичкин, В. И. Дубровский, М. М. Погосян, А. В. Полуструев, С. Н. Якименко и многие другие. Виды спортивного массажа: 1. Тренировочный; 2. Предварительный; 3. Восстановительный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|