Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень задач для промежуточной аттестации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова"

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России)

 

 


Кафедра нормальной физиологии

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

(наименование дисциплины)

 

31.05.01 «Лечебное дело»

(код и наименование специальности)

 

СПЕЦИАЛИСТ

квалификация (степень) выпускника

 

Санкт-Петербург 2016

Перечень вопросов для промежуточной аттестации

Курс, 4 семестр (экзамен)

 

1. Основные этапы развития физиологии в мире и в нашей стране. Вклад И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.А. Орбели, А.М. Уголева.

2. Раздражимость и возбудимость. Возбудимые ткани. Порог возбуждения. Классификация раздражителей. Кривая «силы – длительности. Реобаза и хронаксия. Хронаксиметрия, ее значение для клиники.

3. Строение и функции клеточных мембран. Ионные каналы, их классификация. Мембранные рецепторы. Ионные насосы. Вторичные посредники (мессенджеры).

4. Транспорт веществ через клеточную мембрану: активный, пассивный. Особенности транспорта водо-и жирорастворимых веществ.

5. Мембранный потенциал, его величина. Методы регистрации мембранного потенциала. Роль ионных концентрационных градиентов, избирательной проницаемости и Na+/K+ насоса в возникновении мембранного потенциала.

6. Раздражители: понятие, классификация. Действие раздражителей на возбудимые ткани. Свойства подпороговых раздражителей. Деполяризация мембраны. Локальный ответ и его фазы. Критический уровень деполяризации.

7. Потенциал действия и его фазы. Изменение возбудимости в процессе возбуждения. Рефрактерность, ее виды и причины.

8. Ионный механизм генерации потенциала действия. Роль ионных концентрационных градиентов в формировании потенциала действия. Состояние ионных каналов в различные фазы потенциала действия. Регистрация биопотенциалов (ЭЭГ, ЭКГ, ЭМГ и др.)

9. Физиологические свойства скелетных мышц. Нейромоторная (двигательная) единица. Виды двигательных единиц. Типы мышечных сокращений. Одиночное сокращение, его фазы. Суммация одиночных сокращений и тетанус. Сила и работа мышц.

10. Механизм мышечного сокращения и расслабления. Электромеханическое сопряжение. Роль Са2+ в мышечном сокращении. Регуляторные и сократительные белки скелетных мышц. Гипертрофия и атрофия мышц. Проблема гиподинамии.

11. Гладкие мышцы: структурные и функциональные особенности, классификация, механизм сокращения. Регуляторные белки в гладкомышечных клетках, их функции.

12. Строение и функции нервов. Классификация нервных волокон, их характеристика. Законы проведения возбуждения по нервам. Аксонный транспорт, его физиологическое значение.

13. Механизм проведения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. Роль перехватов Ранвье. Скорость проведения возбуждения по нервным волокнам.

14. Синапсы: строение и классификация. Передача возбуждения в нервно-мышечном синапсе. Медиаторы (нейротрансмиттеры). Механизм возникновения потенциала концевой пластинки и потенциала действия мышечного волокна.

15. Рецепторы: классификации, свойства. Механизм формирования рецепторного потенциала. Кодирование информации в рецепторах и нервных волокнах.

16. Гематоэнцефалический барьер: структура, функции, значение, результаты нарушения целостности. Глия: структура и функции.

17. Нейрон как структурно-функциональная единица ЦНС. Виды нейронов. Интегративная функция нейрона.

18. Синапсы в ЦНС: классификация и свойства. Возбуждающий постсинаптический потенциал, его свойства и значение. Возбуждающие медиаторы (нейротрансмиттеры) в ЦНС.

19. Торможение в ЦНС: виды и механизмы. Роль И.М. Сеченова. Тормозной постсинаптический потенциал, его свойства, значение.

20. Свойства нервных центров: суммация, трансформация ритма, дивергенция, конвергенция, иррадиация и др. Доминанта, значение работ А.А. Ухтомского.

21. Центральное торможение. Тормозные медиаторы ЦНС, механизмы их действия. Вторичное торможение, его виды и физиологическое значение.

22. Координационная деятельность ЦНС. Рефлекс. Классификация рефлексов. Структура рефлекторной дуги соматической и вегетативной нервной системы. Обратная связь.

23. Спинальные рефлексы: классификация, механизмы контроля мышечного тонуса и фазных движений. Спинальный шок, механизм его развития. Проприорецепторы скелетных мышц и их роль в координации рефлексов.

24. Спинальные двигательные рефлексы: классификация, характеристика. Сухожильные рефлексы человека и методы их оценки. Реципрокный механизм регуляции движений.

25. Роль ствола мозга в регуляции движений (продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг). Основные рефлексы, осуществляемые стволовыми структурами, их значение. Децеребрационная ригидность, механизм ее возникновения.

26. Мозжечок: афферентные и эфферентные связи, участие в регуляции движений. Методы оценки функций мозжечка.

27. Организация двигательных функций организма. Моторные и ассоциативные зоны коры больших полушарий, их роль в регуляции тонуса и активных целенаправленных движений. Базальные ганглии, их роль в регуляции функций.

28. Роль среднего мозга в регуляции движений. Рефлексы поддержания позы. Статические и стато-кинетические рефлексы. Ориентировочные рефлексы.

29. Автономная (вегетативная) нервная система: отделы и высшие центры, взаимодействие отделов, тонус центров.

30. Симпатический отдел автономной (вегетативной) нервной системы: особенности строения, медиаторы (нейротрансмиттеры), роль в регуляции функций организма.

31. Парасимпатический отдел автономной (вегетативной) нервной системы: особенности строения, медиаторы (нейротрансмиттеры), роль в регуляции функций организма.

32. Гуморальная регуляция (ауто-, пара- и эндокринная) функций внутренних органов. Гормоны, метаболиты, медиаторы, биологически активные вещества (определение, классификация). Механизмы их действия и роль в организме.

33. Гормоны: классификация, цикл жизни гормона. Обратная связь (определение, значение). Особенности отрицательной и положительной обратных связей (примеры).

34. Гипоталамо-гипофизарная система. Рилизинг-гормоны. Гормоны аденогипофиза: химическая природа, классификация, клетки-мишени, эффекты.

35. Нейрогипофиз, его связь с гипоталамусом. Гормоны нейрогипофиза: химическая природа, клетки-мишени, эффекты. Регуляция секреции нейрогипофиза.

36. Щитовидная железа. Роль йодсодержащих гормонов в организме. Регуляция секреции гормонов щитовидной железы. Основные проявления гипо- и гипертиреоза.

37. Гормональный контроль уровня Ca в крови. Роль паратгормона, кальцитонина и производных витамина D.

38. Гормоны поджелудочной железы: синтез, химическая природа, эффекты. Регуляция эндокринной функции поджелудочной железы.

39. Гормональный контроль уровня глюкозы в крови.

40. Гормональный контроль уровня натрия в крови.

41. Гормоны коры надпочечников: классификация, химическая природа, эффекты. Регуляция секреции гормонов коры надпочечников.

42. Мозговое вещество надпочечников. Симпато-адреналовая система. Регуляция секреции гормонов мозгового вещества надпочечников.

43. Мужские половые гормоны: синтез, химическая природа, эффекты. Регуляция секреции мужских половых гормонов.

44. Женские половые гормоны: классификация, химическая природа, синтез, эффекты. Женский половой цикл. Регуляция секреции женских половых гормонов. Физиологические основы контрацепции.

45. Гормональная регуляция беременности, родов, лактации.

46. Система крови. Кровь: количество, состав, функции. Гематокрит. Депо крови и их значение. Методы исследования крови.

47. Плазма крови: количество, состав, физико-химические свойства: плотность, осмотическое и онкотическое давления, реакция крови (pH), вязкость.

48. Системы групп крови: AB0, Rh и другие. Принцип метода определения групповой принадлежности крови. Принципы переливания крови, кровезамещающие растворы.

49. Эритроциты: строение, количество, функции. Гемолиз и его виды. СОЭ. Цветовой показатель. Регуляция эритропоэза.

50. Лейкоциты: виды, количество, функции. Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз, его виды и значение. Регуляция лейкопоэза.

51. Гемоглобин: структура, виды, количество, свойства, соединения, функции. Кривая диссоциации оксигемоглобина и факторы, на нее влияющие.

52. Свертывание крови. Факторы, участвующие в свертывании крови. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз.

53. Свертывание крови. Факторы, участвующие в свертывании крови. Коагуляционный гемостаз.

54. Свертывающая и противосвертывающая системы крови: состав, роль, регуляция и возможные нарушения.

55. Свойства сердечной мышцы. Особенности строения клеток проводящей системы и рабочих кардиомиоцитов. Автоматия, градиент автоматии.

56. Изменение возбудимости сердечной мышцы в сердечном цикле. Экстрасистола и компенсаторная пауза, механизмы их возникновения. Значение рефрактерности сердца для обеспечения насосной функции.

57. Свойства сердечной мышцы. Проводящая система сердца: скорость проведения на различных ее участках. Значение для клиники.

58. Электрическая активность клеток миокарда. Особенности потенциалов действия клеток проводящей системы и рабочих кардиомиоцитов.

59. Электрокардиография: отведения, интервалы, зубцы и сегменты, их происхождение. Электрическая ось сердца. Значение в оценке функций сердца.

60. Насосная функция сердца: параметры оценки (частота сердечных сокращений, конечно-диастолический, конечно-систолический объемы, систолический объем, минутный объем кровообращения), их расчет и нормальные величины.

61. Сердечный цикл и его фазы. Давление крови в камерах сердца в различные фазы. Минутный объем крови в покое и при физической нагрузке.

62. Клапаны сердца: классификация, значение, положение в разные фазы сердечного цикла. Давление крови в камерах сердца в эти фазы.

63. Звуковые явления во время сердечной деятельности. Происхождение тонов сердца. Фонокардиография. Значение для клиники.

64. Внутрисердечные регуляторные механизмы: гетеро- и гомеометрический механизмы, внутрисердечные периферические рефлексы.

65. Нервная регуляция работы сердца: роль блуждающего и симпатического нервов, их тонус. Влияния на сердце с экстеро- и интерорецепторов. Рефлексогенные зоны. Условно-рефлекторная регуляция сердца.

66. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние электролитов (Са2+, К+, Nа+), медиаторов (нейротрансмиттеров) и гормонов надпочечников и щитовидной железы на сердечную деятельность.

67. Отделы сосудистого русла: функциональная классификация. Давление крови в различных участках сосудистого русла. Факторы, обеспечивающие движение крови и непрерывность кровотока.

68. Артериальное давление; факторы, его определяющие. Формула Пуазейля. Давление: систолическое, диастолическое, пульсовое и среднее. Методы определения.

69. Артериальный пульс: происхождение, параметры. Методы регистрации (сфигмография). Скорость распространения пульсовой волны по центральным и периферическим артериям.

70. Механизмы поддержания артериального давления: нервные и гуморальные; кратковременного, промежуточного и длительного действия. Значение для клиники.

71. Особенность движения крови в венах разного калибра, давление крови в венах. Емкостная функция вен. Регуляция тонуса вен. Венозный возврат крови и его значение.

72. Основные показатели гемодинамики: общее периферическое сопротивление сосудов, давление крови, скорость кровотока (линейная и объемная) в разных отделах сосудистого русла. Типы течения крови по сосудам.

73. Особенности кровообращения в миокарде, мозге, почках, легких, селезенке, печени, коже.

74. Лимфа: состав, механизмы образования, физиологическая роль. Лимфангион. Активные и пассивные механизмы транспорта лимфы.

75. Микроциркуляция. Транспорт веществ через стенку капилляра. Регуляция капиллярного кровотока.

76. Дыхание: этапы; механизмы вдоха и выдоха. Значение дыхательных мышц в обеспечении внешнего дыхания. Эластическая тяга легких, факторы, ее определяющие. Сурфактант, его значение.

77. Газообмен в легких. Состав атмосферного и альвеолярного воздуха. Диффузия газов в легких. Факторы, определяющие объем диффузии. Напряжение газов в артериальной и венозной крови, тканях. Кислородная емкость крови. Коэффициент утилизации кислорода.

78. Показатели внешнего дыхания: легочные объемы и емкости. Методы исследования внешнего дыхания у человека. Типы нарушения вентиляции легких: обструктивный и рестриктивный. Изменения показателей внешнего дыхания при нарушениях вентиляции легких.

79. Регуляция внешнего дыхания: дыхательный центр, его структура. Роль периферических и центральных хеморецепторов, рецепторов растяжения легких, ирритантных, юкстакапиллярных рецепторов и мышечных веретен в регуляции параметров дыхания.

80. Транспорт кислорода кровью: роль эритроцитов и плазмы, кислородная емкость крови, коэффициент утилизации кислорода. Кривая диссоциации оксигемоглобина; факторы, влияющие на степень диссоциации оксигемоглобина.

81. Транспорт двуокиси углерода кровью: роль эритроцитов и плазмы.

82. Регуляция дыхания при физических нагрузках. Роль механо-, проприо- и хеморецепторов; роль дыхательного центра ствола мозга и коры больших полушарий.

83. Дыхание в измененных условиях газовой среды (недостаток О2, избыток СО2, пониженное и повышенное барометрическое давление). Постоянство состава альвеолярного воздуха.

84. Система пищеварения: структура и назначение ее частей. Типы пищеварения (полостное, внутриклеточное, контактное). Пищеварительный конвейер. Методы изучения функций пищеварительного тракта.

85. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Методы исследования слюноотделения в эксперименте и у человека. Состав, свойства и значение слюны в пищеварении. Регуляция слюноотделения.

86. Пищеварение в желудке. Желудочный сок: состав и функции (обработка белков, жиров и углеводов). Нервная и гуморальная регуляция секреции и моторики желудка. Всасывание в желудке. Методы исследования функций желудка.

87. Пищеварение в тонкой кишке: полостное и пристеночное (мембранное). Значение работ А.М. Уголева.

88. Кишечный сок: состав и роль в пищеварении (обработка белков, жиров и углеводов). Методы исследования кишечной секреции.

89. Моторная функция пищеварительногог тракта. Виды моторики. Нарушения моторной функции кишки.

90. Регуляция секреции и моторики тонкой кишки: нервная и гуморальная. Всасывание в тонкой кишке. Методы исследования функций тонкой кишки.

91. Кишечник как орган внутренней секреции: кишечные гормоны и их роль в регуляции пищевого поведения и пищеварения. Микрофлора толстой кишки и ее значение для организма.

92. Панкреатический сок: состав, свойства и роль в пищеварении (обработка белков, жиров и углеводов). Регуляция панкреатической секреции: нервные и гуморальные механизмы.

93. Жёлчь: состав, свойства, роль в пищеварении. Жёлчеобразование и жёлчевыделение, их регуляция.

94. Моторная функция желудка. Нервные и гуморальные влияния на моторику желудка. Методы исследования. Регуляция перехода химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.

95. Моторика тонкой и толстой кишки: виды сокращений, их роль в пищеварении, регуляция моторики, нарушения моторики.

96. Голод и насыщение: мозговые центры, нервные и гуморальные воздействия на них, исходящие из желудочно-кишечного тракта. Пищевое поведение.

97. Обмен липидов и его нарушения. Регуляция массы тела и ее нарушения: избыточная масса и ожирение. Механизмы похудания.

98. Гомеотермия. Терморецепция и роль гипоталамического термостата. Термогенез сократительный и несократительный. Теплоотдача: механизмы, эффективность, регуляция. Гипо- и гипертермия. Лихорадка.

99. Общий обмен, его составляющие. Основной обмен: величина; процессы, им обеспечиваемые; факторы, на него влияющие; методы оценки. Специфическое динамическое действие пищи. Энерготраты человека при различных видах деятельности.

100. Требования к пищевому рациону человека. Пластическая и энергетическая роль питательных веществ. Калорический коэффициент питательных веществ. Правило изодинамии, ограниченность его применения.

101. Основы рационального питания: роль белков, жиров и углеводов, макро- и микроэлементов, витаминов, пищевых волокон и воды в обмене веществ.

102. Выделение. Органы выделения. Функции почек. Методы исследования функций почек.

103. Структура нефрона. Процесс мочеобразования: клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция. Механизмы концентрирования мочи.

104. Роль почки в поддержании гомеостаза (изоволюмия, изоиония, изоосмия, кислотно-основной баланс). Ренин-ангиотензин-альдостероновая система.

105. Регуляция мочеобразования: роль осмо- и волюморецепторов, роль гормонов и механизм их действия. Регуляция мочевыделения.

106. Сенсорные системы (анализаторы). Структура: периферический, проводниковый и корковый отделы. Механизмы кодирования информации. Локализация сенсорных функций в коре больших полушарий.

107. Зрительная сенсорная система, ее структура. Восприятие света. Цветное зрение и формы его нарушения. Бинокулярное зрение и его значение.

108. Слуховая сенсорная система. Роль наружного, среднего и внутреннего уха. Восприятие интенсивности и высоты звуков. Бинауральный слух и его значение.

109. Вестибулярная сенсорная система: строение, свойства, функции.

110. Тактильная и температурная чувствительность (кожный анализатор): рецепторы, проводящие пути, мозговые центры.

111. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы. Теории боли. Виды боли. Принципы обезболивания.

112. Распределение функций между правым и левым полушариями мозга. Функциональная асимметрия: сенсорная, моторная. Локализация центров речи.

113. Условные рефлексы: классификация, значение, условия формирования, методы исследования. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для научения и приобретения трудовых навыков. Роль И.П. Павлова.

114. Условное торможение, его виды. Механизмы формирования условного торможения. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для научения и приобретения трудовых навыков.

115. Научение и память. Память кратковременная и долговременная: характеристики и механизмы. Структуры головного мозга, участвующие в формировании долговременной памяти.

116. Мышление, сознание, речь: физиологические основы и возможные нарушения. Критерии оценки сознания в клинике.

117. Характеристика типов высшей нервной (психической) деятельности: генотип и фенотип, роль воспитания. Учение И.П. Павлова о I и II сигнальных системах. Специфические человеческие типы психической (высшей нервной) деятельности.

118. Бодрствование и сон. Теории сна. Сон быстрый и медленный, значение фазы REM. Участие структур мозга в поддержании состояния бодрствования и сна. Нарушения сна.

119. Эмоции: значение, классификация, механизм формирования. Роль подкорковых образований и коры головного мозга. Вегетативный и моторный компонент эмоций.

120. Учение П.К. Анохина о функциональных системах. Функциональная система поведенческого акта. Потребности, мотивации, поведение.

 


 

Перечень задач для промежуточной аттестации

Курс, 4 семестр (экзамен)

 

Задача 1

10-летнему мальчику с развившейся отечностью лица через 3 недели после поражения миндалин острой инфекцией поставлен диагноз: гломерулонефрит (воспаление клубочков почек).

Результаты исследования:

Анализ Пациент Норма
Объем мочи, мл/сут    
Цвет красноватая, мутная желтая
Белок ++ -
Эритроциты ++ -
АД, мм рт. ст. 160/95 106/60
Содержание белков в плазме, г/л    

Вопросы:

1) При заболевании почек нарушение каких процессов мочеобразования приводит к появлению белка в моче?

2) Опишите возможные механизмы возникновения отеков и причину отека у этого мальчика.

3) Что представляет собой онкотическое давление крови, его величина и роль в развитии отеков?

4) Прокомментируйте величину АД. Какие основные факторы в норме определяют величину АД? Каковы возможные причины его повышения в данном случае?

5)Каковы компоненты сосудистого тонуса? Какие группы лекарственных препаратов можно использовать для его снижения?

6) Какие причины могут привести к снижению уровня белка в крови? Какие из них наиболее вероятны в данном случае?

 

Задача 2

Пациенту была проведена операция, во время которой ему было перелито 2 л консервированной крови и на 1 час его подключали к аппарату искусственного кровообращения. После операции наблюдается кровотечение из раны. Пульс – 96 уд/мин, АД – 100/70 мм рт. ст.

Анализ крови: агглютинация с реагентами анти-В и анти-Rh+, но отсутствие агглютинации с реагентом анти-А.

Анализ Пациент Норма
Эритроциты, х 1012 л-1 3,5  
Тромбоциты, х 109 л-1    
Са2+, мМ 1,5 2,2-2,5
Билирубин больше нормы  

Вопросы:

1) Оцените результаты анализа крови. Каковы причины отклонения показателей от нормы? Назовите соответствующие состояния принятыми терминами. Какие действия следует предпринять для улучшения показателей крови?

2) Определите группу крови больного и обоснуйте ваш вывод. Какие препараты крови выбрать для переливания?

3) Оцените показатели деятельности сердечнососудистой системы.

4) Назовите возможные причины кровотечения у данного больного.

5) Каковы вероятные причины снижения уровня Са 2+ в крови? Какие гормоны и другие гуморальные агенты регулируют уровень Са 2+ в крови?

6) В процессе обмена какого вещества в организме образуется билирубин и в каком виде он выводится из организма?

 

Задача 3

После операции на желудочно-кишечном тракте пациент 10 суток находился на парентеральном (путем внутривенных вливаний) питании. Ему ежедневно вводили до 4 л жидкости – растворы: 0,9 % NaCl, Рингера-Локка, 5% глюкозы и другие. Больной в послеоперационном периоде потерял 10 кг массы тела.

Анализ Пациент Норма
Белки плазмы, г/л    
Альбумины, г/л   32-55
Гемоглобин, г/л    
Эритроциты, х 1012 л-1    
Цветовой показатель 0,7  
Белок в моче, г в сутки    
Плотность мочи 0,1012  
Суточный диурез, л    
Онкотическое давление крови, мм рт. ст.    

Вопросы:

1) Оцените анализ крови, назовите норму для каждого показателя, обозначьте соответствующими терминами. Как объяснить нарушения показателей красной крови? Как их нормализовать?

2) Оцените состояние обменных процессов на микроциркуляторном уровне. Возможны ли у пациента отеки?

3) Проанализируйте функцию почек.

4) Изменился ли у данного больного гормональный контроль деятельности почек?

5) Почему у больного значительная потеря массы тела? Как рассчитать идеальную массу тела для конкретного человека?

6) Какие растворы применяются для трансфузии? Какие из них следует рекомендовать в данном случае?

 

Задача 4

При анализе условий труда в кузнечном цехе установлено: температура воздуха в зоне работы +30 ºС, движение воздуха отсутствует. Работа заключается в перемещении нагретых деталей весом 4 кг в течение всего рабочего дня. К концу рабочей смены снижение массы тела у рабочего составляет 2-3 кг. Калорийность суточного рациона 3700 ккал, масса тела рабочего – 70 кг, КФА – 1,9.

Вопросы:

1) Чем объясняется снижение массы тела у рабочего к концу смены? Вычислите показатели его общего и основного обмена. Сравните с калорийностью рациона. Каков характер его энергетического обмена?

2) Каковы особенности терморегуляции у рабочих в данных производственных условиях? Какие способы теплоотдачи Вы знаете, какие из них эффективны в данных условиях?

3) Какие изменения водно-солевого обмена возможны в организме человека в данных условиях? Какие рецепторы это обнаружат? Какие реакции компенсации возникнут?

4) Изменится ли диурез в этих условиях? Как и почему? Каковы механизмы этих изменений?

5) Какие изменения можно обнаружить в деятельности сердца? Каковы их механизмы?

6) Как изменится тонус сосудов в разных регионах сосудистой системы? Каковы механизмы? Как изменится общее периферическое сопротивление (ОПС)? Изменится ли при этом системное АД?

 

Задача 5

Установлено, что у пациента содержание белков плазмы крови составляет 50 г/л. Масса тела – 70 кг, возраст 75 лет.

Вопросы:

1) Сравните содержание белка в плазме с нормой, обозначьте состояние соответствующим термином. Перечислите функции белков плазмы крови. Как они изменятся в данном случае?

2) Какие причины могут привести к гипопротеинемии?

3) Каковы нормы белка в пищевом рационе? Рассчитайте для пациента белковый оптимум. Что такое – белковый минимум?

4) Изменится ли баланс фильтрации и реабсорбции в капиллярах? Как изменится объем интерстициальной жидкости у пациента?

5) Изменится ли эффективное фильтрационное давление в клубочках нефронов у данного пациента? Как рассчитывается ЭФД? Изменится ли скорость клубочковой фильтрации? Чему она равна в норме?

6) Изменится ли свертываемость крови? Как это проверить?

 

Задача 6

Пациенту по медицинским показаниям произведена резекция пилорической части желудка. В дальнейшем у пациента жалобы на диарею, снижение массы тела, аллергические реакции. АД снижено, тахикардия, признаки обезвоживания.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет желудок? Каковы функции пилорического отдела? Какие из них будут нарушены после такой операции? Изменится ли переваривание белков, жиров, углеводов?

2)Изменится ли продукция гастрина, секретина, панкреозимина?

3) Как следует изменить режим питания у этого больного? Как оценить массу тела пациента?

4) Возможны ли изменения деятельности почек в связи с нарушением водно-солевого баланса?.

5) Возможно ли нарушение эритропоэза у данного пациента и почему?

6) Объясните изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы.

 

Задача 7

Спортсмен во время марафонского бега потерял 4 л жидкости за счет усиленного потоотделения.

Вопросы:

1) Каковы особенности терморегуляции в этом случае? Каков механизм и значение усиленного потоотделения?

2) Каковы механизмы компенсации уменьшающегося объема циркулирующей крови (ОЦК)?

3) Дайте классификационную характеристику потоотделительного рефлекса.

4) Как изменится деятельность почек в это время? Какие гормоны обеспечат эту регуляцию?

5) Как и почему будет изменяться концентрация глюкозы в крови и гормонов, регулирующих концентрацию глюкозы?

6) Изменится ли кислотно-щелочное состояние крови? Как нормализуется?

 

Задача 8

В результате травмы у пациента полностью разрушены передние корешки всех поясничных и крестцовых сегментов спинного мозга слева.

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут – фазные, тонические, произвольные, непроизвольные? Как это проверить? Изменится ли чувствительность?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как это проверить? Каков возможный механизм изменений?

3) Возможны ли какие-либо спинальные рефлексы при раздражении кожи голени и стопы слева?

4) Какие функции выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи? Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

5) Какие вегетативные рефлексы могут быть изменены и каков возможный механизм этих изменений?

6) Изменится ли продукция адреналина? Какие симптомы свидетельствуют о повышении адреналина в крови?

 

Задача 9

В результате травмы у пациента полностью разрушены задние корешки всех поясничных и крестцовых сегментов спинного мозга слева.

Вопросы:

1) Какие проявления двигательной активности на пораженной стороне исчезнут – фазные, тонические, произвольные, непроизвольные? Как это проверить? Изменится ли чувствительность?

2) Изменится ли тонус мышц на пораженной стороне? Как это проверить? Каков возможный механизм изменений?

3) Возможны ли какие-либо спинальные рефлексы на пораженной стороне?

4) Какую функцию выполняют мышечные веретена и рецепторы Гольджи? Какой отдел мозга непосредственно контролирует деятельность мышечных веретен?

5) Какие вегетативные рефлексы могут быть изменены и каков возможный механизм этих изменений?

6) Изменится ли продукция адреналина?

 

Задача 10

В эксперименте на собаке с фистулой слюнной железы установили следующее:

1) На мясной порошок слюны выделяется больше, чем на мясо, на сухари – больше, чем на хлеб.

2) На вспрыскивание с помощью резиновой груши аскорбиновой кислоты выделяется много жидкой слюны.3) При виде этой груши собака активно пытается избежать вспрыскивания кислоты, ЧСС и частота дыхания увеличиваются.

Вопросы:

1) Объясните различия в секреции слюны на различные пищевые продукты. Как называется эта способность пищеварительных желез? Каковы механизмы этого явления?

2) Какие функции выполняет слюна у собаки? У человека? Как объяснить секрецию слюны на действие кислоты?

3) Как называется реакция собаки, возникающая при виде груши для вспрыскивания кислоты? Каково ее происхождение и биологическое значение?

4) Как объяснить изменения ЧСС и частоты дыхания при виде груши?

5) Какие эмоции демонстрирует животное в этом эксперименте? Каковы их функции?

6) Какие сенсорные системы участвуют в этих рефлексах?

 

Задача 11

Животному в эксперименте произвели перерезку ветвей n. vagus, идущих к поджелудочной железе.

Вопросы:

1) Какие рефлексы обеспечивают секреторную функцию поджелудочной железы? Дайте характеристику этих рефлексов. Перечислите элементы рефлекторной дуги безусловного рефлекса панкреатической секреции. Где располагаются рефлексогенные зоны? Какое звено нарушено в данном случае?

2) Будет ли происходить секреция панкреатического сока? Если будет, то как она регулируется в данном случае?

3) Будет ли нарушена эндокринная функция поджелудочной железы? Как регулируется продукция гормонов поджелудочной железы?

4)Какие гормоны выделяет эндокринная часть поджелудочной железы, каковы их функции?

5) Изменится ли нейрогенный контроль сердца?

6) Какие законы проведения возбуждения по нерву вы знаете? Какие из них объясняют наблюдаемые явления?

 

Задача 12

Пациент (злостный курильщик) жалуется на сильные боли в нижней конечности, появляющиеся только при ходьбе (перемежающаяся хромота). При осмотре выявлено отсутствие пульсации на артериях конечности, бледность и снижение температуры кожи. При ангиографии установлено, что просвет артерий уменьшен по сравнению с нормой. Больному выполнена операция перерезки симпатических нервов, иннервирующих конечность. Боли и другие перечисленные симптомы после операции исчезли.

Вопросы:

1) Какой центр поддерживает и регулирует тонус гладких мышц артерий? В каком состоянии он находится? Каковы механизмы, поддерживающие это состояние? Как выражен тонус сосудов в данном случае? Объясните происхождение симптомов, беспокоящих пациента.

2) Дайте классификационную характеристику сосудодвигательного рефлекса с барорецепторов. Какие медиаторы и рецепторы пре- и постганглионарного нейронов участвуют в передаче возбуждения на гладкие мышцы сосудов? Где расположены структуры, на которые действует никотин?

3) Как изменился тонус сосудов после операции? Какова причина этих изменений?

4) Изменится ли после этой операции тонус скелетных мышц данной конечности?

5) Изменится ли продукция адреналина?

6) Что такое – боль? Какова структура и функции ноцицептивной системы?

 

Задача 13

У пациента травматический разрыв спинного мозга на уровне T6 – T7 сегментов.

Вопросы:

1) Как называется состояние нервных центров, расположенных ниже места травмы? Каковы механизмы этого явления? Как проверить сохранность проводниковой и рефлекторной функций спинного мозга? Как долго будут нарушены его функции?

2) Возможны ли какие-либо движения нижних конечностей после травмы? Какие структуры головного мозга осуществляют регуляцию движений?

3) Возможен ли произвольный контроль вегетативных функций? Опишите строение рефлекторной дуги вегетативного рефлекса мочеиспускания.

4) Изменится ли деятельность сенсорных систем? Каких именно? Как это проверить?

5) Изменится ли продукция адреналина? Как выделение адреналина регулируется в норме?

6) Изменится ли дыхание?

 

Задача 14

У пациента вследствие нарушения мозгового кровообращения нарушена целостность кортикоспинального тракта.

Вопросы:

1) Какие функции выполняет кортикоспинальный тракт? Какими структурными элементами он образован? На каких нейронах спинного мозга заканчиваются волокна этого тракта? Как проверить сохранность его функций?

2) Какая область коры головного мозга непосредственно управляет передачей возбуждения по кортико–спинальному тракту? Каковы ее функции? Как расположены нейроны, иннервирующие мышцы разных частей тела?

3) Какие формы двигательной активности мышц принято различать? Какие из них будут нарушены в данном случае? Почему?

4) Возможна ли в этом случае атрофия мышц? Сохранится ли их возбудимость?

5) Изменится ли функциональное состояние проприорецепторов?

6) Каковы особенности мозгового кровообращения?

 

Задача 15

У пациента выявлено нарушение функции нейронов в передних рогах поясничных и сакральных сегментов спинного мозга.

Вопросы:

1)Каковы структура и функции спинного мозга? Как проверить их сохранность?

2) Какие рефлексы осуществляются при участии альфа-мотонейронов? Перечислите и дайте классификационную характеристику. Как проверить их сохранность?

3) Возможно ли участие нижних конечностей в произвольных и рефлекторных движениях? Как это проверить?

4) Изменится ли функциональное состояние мышечных веретен мышц нижних конечностей?

5) Изменится ли тонус сосудов нижних конечностей? Как он регулируется в норме?

6) Изменится ли температура кожи нижних конечностей?

 

Задача 16

У пациента травматический р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...