В работе классного руководителя с семьей
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Формы работы с родителями 1. Встречи за «круглым столом». 2. Родительские собрания. 3. Индивидуальные встречи «разговор по душам». 4. Встречи с директором школы. 5. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики). 6. День открытых дверей. 7. Конференции отцов. 8. Психологические тренинги (на базе Кабинета профилактики). 9. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, родители опекаемых детей). 10. Школа молодых родителей. 11. Письменный телефон доверия. 12. Совместные праздники. 13. Семейные конкурсы. 14. Посещение семьи. При работе с родителями в нашей школе мы используем дифференцированный подход. Это позволяет классному руководителю составить конкретный план работы с семьей. Дифференцированный подход в работе с родителями Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Выделяют следующие типы семей: 1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются. 2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога. 3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна. 5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия. Методика контактного взаимодействия учителя с родителями 1. Поиск контактов (процесс первого общения). 2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы). 3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество). 4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.). 5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка) 6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленной на коррекцию поведения школьников).
Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной педагогической идеи обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями». Но с течением времени и с исходом истории меняются мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит, и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат: - в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу; - в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии. Методы диагностики Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: - наблюдение; - беседу; - тестирование; - анкетирование; - деловые игры; - материалы детского творчества и творчества родителей Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила: - Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. - Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным. - Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе. - Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
- Что я хочу получить в результате диагностики? - Как я буду работать с полученным материалом? - Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена? Виды диагностики: В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики: - предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …); - оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся); - итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы). В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное? На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах: - гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе); - валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям); - точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества); - надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях); - корректность (определяется качеством диагностического материала).
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики. Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются. Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|