Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и структура процесса познания. Практика и ее роль в познавательной деятельности.

Самый главный вопрос в проблеме познания – а способен ли человек получить адекватные знания о мире? Общего ответа нет. Агностицизм – фил-ое учение, кот ставит под сомнение возможность достоверн познания в основе. 4 причины агностицизма: 1) сложность и противоречивость процесса познания 2) ограниченность чувств познания 3) сложность логич познания 4) историч. огранич и неполнота знаний. Гносеология – изуч проблему познания человеком мира, область ф-ии, кот изуч прир позн. Закономерности и познават деят ч-ка. Условия, способы и формы познания, отношение знания к действит. а также условия и критерии истинности знания. ЧТО является источником познания? Объективная реальность сущ независимо от человека. Знание о мире, р-т отражения в языковой, в понятийной форме тех связей и хакономерностей кот сущ в мире. 3 значения термина Знание: 1) знание, как возможность, навыки что либо осуществить 2) любая познават значимая информация 3) гносеологич познават форма отношения человека к окр миру, кот сущ наряду с практич отношением. 1 элемент – Субъект познания – кто действ, влияет на объект. Человек сам по себе субъектом быть не может. Субъект познания – это ч-к, кот получ, сохр и перед. знания. 2 элемент – Объект познания – фрагмент объективной реальности, кот в данный момент включен в чел деят-сть. 3 элемент – Посредники познания – средства позн как матер, так и идеальн х-ра. Кант утвержд, что активн сторон яв-ся субъект познания. 1) Избират отношение к предметн миру 2) Целенаправленность процесса познания 3) Непрерыв поисковая и коррект деят.

ЧТО является р-том любого процесса познания? Познавательный образ. Знак – это матер носитель информации. С т.зр ф-ии глав движ сила познания – практич деят человека. Практика – матер, чувств предм деят направл на измен и приспос окр мира, как прир так и социальн. Это то, что соглас и опред деят человека. Важнейшие виды практ деят человка: 1) матер-произв деят 2) обществ-политич практика. Деят государства. Регулир отношение между гос-вами, нациями. 3)научно-эксперимент деят. ставит целью накопление знаний.

Практика и познание связ очень тесно. Но они отлич по способу. Практика – преобр самого человека. Познание – производство моральных принципов. Ф-ЦИИ ПРАКТИКИ в отношении познания: 1) практика – движ сила познания 2) практика – исх пункт познания 3) Практика – основа познания. Только практика дает полно исследовать окр действительность. 4) Практика служит критерием познания. 5) практика – конечная цель познания. Практика создает социальную среду. Практика от начала до конца обуславливает познания. ПОЗНАНИЕ – это процесс целенапр, активного отражения мира в созд людей, обусл обществ-практич деят. человека.

54. Диалектика познания (соотношение чувственного и рационального уровней). Проблема истины в познавательном процессе. Любая вещь – это единство сущности глубинных сторон. Позн. Процесса – соотношение 2х уровней – чувств позн, рациональное познание. Чувственное познание возник при взаимодействии субъекта и объекта. 3 формы: 1. Ощущение 2. Восприятие (синтетич комплекс ощущений) 3. Предоставление (обобщенный образ объекта, восприн.ранее).

Формы рационального познания: 1)понятие(форма мысли, в кот. обобщены сущ внутр признаки предмета или процесса) 2) суждение (логич форма мышления, в кот осущ. взаимосвязь понятий, что-либо утверждается или отрицается) 3)умозаключение (логич процесс в ходе кот. из нескольких суждений вывод новое, дающее знание о действительности.

Сенсуализм и Рационализм. Сенсуализм утверждает, что чувство яв-ся основой познания. Мир постоянно меняется и ч-к вынужден приспосабливаться. Процесс познания – творческий. Творчество - особый процесс приспособления ч-ка в нескончаемо разнообразном и изменчивом мире. Интуиция – одна из форм творчества ч-ка, особая форма скачка от незнания к знанию. Предпосылки интуиции: 1)наличие опыта деят в опр сфере 2)облад богатым фактическим материалом 3) возникновение проблемной ситуации 4) развитость у ч-ка спос к творческому мышлению 5) наличие одаренности, таланта в опред сфере.

Проблема истины в познават процессе. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта кот воссозд объект таким, каким он сущ-ет независимо от сознания. Разновидности истины: 1) объективная истина – содерж челов знаний о действительности кот не зависит ни от ч-ка ни от человечества. 2) субъективная истина – истину всегда выр конкр субъект (человек). 3)относительная истина – знание, правильно, но неполно отраж действит, не дает ее всестороннего образа. 4)абсолютная истина – полн., исчерпывающ знания о каком- либо объекте. 5)конкретная истина – это знания в кот прав отражена сущность опред явлений и тех конкр условий в кот эти явления развиваются. КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ: ПРАКТИКА!!!

55. Научное познание: его сущность и особенности. Научное познание – совокупность форм, методов, принципов, применение кот имеет целью получение такого знания, кот можно было бы использ практически. Наука сравнит поздний продукт (16-18вв). Планируемый эксперимент. В 17 в в Зап европе устанавл главн принципы опятной науки: 1) грамматика 2)риторика 3)диалектика 4)арифметика 5)астрономия 6)геометрия 7)теория музыки. Многие изобретения превозносятся из вне (в Европу: порох и тд). Характеристики: 1) в процессе научного познания необходимо установить причинно0следственные связи. 2)логика доказательств – основа 3) формализование результатов 4) системность результатов. Все это классическая научн рациональность. Всякое знание принципиально подвержено ошибке. Наука исследуется: наукометрические и науковедческие исследования. Особ научного знания яв-ся то, что наука нуждается в трансляции этого знания. Потребность науного знания ощущалось особенно гуманолистического производства. Наука в настоящем изучается целым комплексом дисциплин: логика науки, ф-я науки, социология науки, психология науки. Научно познан имеют четкую дифференциацию. 3 напр. науки: 1)технич науки 2) естественные науки 3)науки об обществе, человеке. СТРУКТУРА научного познания: методы и средства познания, опыт, навыки,еавыки ошибок, идеалы, нормы, установки, стиль мышления, стериотипы, псих привычки. Также имеются 2 уровня: Эмпирический(базир на чувств знании. Объект представлен внешними связями), Теоретический(предполаг абстрактное идеализир представление о реальных объектах). Оба уровня неразрывны, представляя собой стороны единого процесса познания. Без теоретич знания никакое эмпирическое познание невозможно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...