Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5.2. Игра-воображение и игра-подражание

 

Все приемы, перечисленные и описанные в предыдущих разделах, используются в репортажах программы «Неделя» в комплексе. И только их взаимодействие друг с другом в репортаже создает необходимый контекст. Играя различными способами, тележурналист организует свое повествование по определенным моделям. Исследователь, занимающийся проблемой дискурса Т. Ван Дейк определяет модель как «основу интерпретации дискурса. Она включает опыт предыдущих событий с теми же или подобными предметами, лицами или явлениями».

Применительно к журналистике определение модели ситуации тесно связано с понятием композиции, потому что именно композиция - это не что иное, как форма произведения. А, следовательно, она имеет отношение к исследуемой нами игровой подаче новостей.В. Цвик отмечает: «Композиция - от лат. Сompositio - сочинение, составление, связь, соединение) - закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция - это принцип организации отображаемого автором материала. Композиция обычно обусловлена темой и идеей, представляя собой такое соединение отобранных событий и фактов, которое раскрывает их глубинную связь и выражает позицию автора. С помощью композиции автор располагает материал в последовательности, соответствующей авторскому замыслу, не дает угаснуть интересу аудитории, фокусирует ее внимание на главном, подводит к необходимым выводам».

С. Сметанина отмечает, что модели - это некие стереотипные способы организации информации (48). Добавим, что в данном случае стереотипным является как сам замысел автора, так и его предположения относительно зрительской интерпретации. Потому что, играя любым из способов, журналист все равно преследует какую-либо цель.

Моделирование игровых ситуаций, по мнению С. Сметаниной, - изначально характерно для художественно-публицистических жанров журналистики (48). Однако в последнее время эта тенденция ярко проявляется и в информационных жанрах. Свидетельством тому, как раз и является стиль инфотейнмент. Почему так происходит? С. Сметанина отмечает, что в основе построения материалов инфотейнмент лежит новая система аргументации. «В ее основе - методы модального преобразования действительности за счет особой компоновки фактологической информации. Иная логика увлекает своей неожиданностью».

Анализ телерепортажей программы «Неделя» показал, что подавляющее большинство материалов, подготовленных в развлекательном стиле, строятся по двум моделям. Опираясь на принципы мышления автора при их создании, назовем эти модели «игра-воображение» и «игра-подражание». Остановимся подробнее на каждом из видов.

Игра-воображение - принцип организации повествования в телерепортаже, при котором созданный образ легко соотносится с реальным и одновременно сохраняет фантазийную природу. «Осложнение игрой осуществляется обычно в отношении к визуальным событиям. Они кодируются таким образом, чтобы повысить изобразительную сторону текста. Именно изобразительность дает импульс воображению».

Элементы игры-воображения есть в репортаже о партии «Единая Россия» (23 апреля 2005 г., автор Сергей Митрофанов). Они присутствуют в той части сюжета, где изображается образ медведя с крыльями. Корреспондент полностью прогнозирует, то есть создает в воображении, вариант дальнейшего развития ситуации.

Часто вариантом игры-воображения становятся те репортажи, где журналист выступает одним из действующих лиц. Например, как в репортаже о психозондировании (23 апреля 2005 г). Автор Анна Нельсон предстает перед зрителями как одна из испытуемых. Воображаемая ситуация создается и в другой части этого репортажа, где один из героев дает интервью, в котором строит предположения, как с помощью этой диагностики можно было бы обезвреживать или даже предотвращать террористические акты.

Второй вид - игра-подражание. Она основана на том, что у зрителя при интерпретации информации возникает ожидание результата. Это происходит потому, что «подражание основывается на воспроизведении (или зеркальном отображении) одного события по модели другого, точно таким же способом, в той же последовательности, в какой оно происходило. Эффект игры-подражания проявляется в повторе - содержательном, композиционном, языковом, эмоциональном и др. И хотя в игре-подражании сам объект уподобления отсутствует, используется лишь его макет, наполненный новым содержанием, от выбора оригинала зависит увлекательность партии. Интересно, что подражание предполагает изучение через наблюдение, а это один из методов работы журналистов: чем точнее скорректированы признаки двух сопоставляемых событий/лиц, позволяющие реципиенту сделать вид, что он верит в это тождество, тем выше класс игры (иначе, тем эффективнее текст с точки зрения воздействия). В данном случае С. Сметанина делает этот вывод только применительно к тексту, однако его суть легко переносится и на телевизионный продукт. Иными словами, игра-подражание основана на том, что знакомая зрителю ситуация предстает в несколько видоизмененном образе. Однако по некоторым сигналам, или меткам, как называет их С. Сметанина, исходный материал легко вычисляется.

На основе изучения репортажей программы «Неделя» можно сделать вывод о том, что игра-подражание встречается несколько чаще, чем игра-воображение.

Рассмотрим примеры игры-подражания.

Очень часто игра-подражание осуществляется через сравнение реальной жизненной ситуации с историей из фильма, телепрограммы, сериала и т.п. Причем, построение игры-подражания идет с помощью привлечения кадров первоисточника. Так поступил и автор репортажа о покушении на Анатолия Чубайса Евгений Матонин (15 марта 2005 г). Он включает репортаж кадры из фильма "Человек-акула". Реальный человек, который подозревается в покушении, легко ассоциируется с героем фильма. Таким образом, зная исход картины, зритель легко может домыслить, как в действительности развивались события.

Удачный пример игры-подражания представлен в репортаже Александра Жесткова о вотуме недоверия Михаилу Евдокимову (9 апреля 2005 г). Факт, что губернатор отправился в Москву с визитом к Президенту, обыгрывается с помощью кадров из фильма «Не послать ли нам гонца?», где Михаил Евдокимов играл главную роль и где его герой тоже стремился попасть на прием к президенту. К развитию событий в фильме журналист неоднократно обращается в течение всего сюжета. В конце - вывод о том, что ситуация в жизни в точности повторила ту, что была в фильме - Михаил Евдокимов не встретился с президентом.

Похожее использование игры-подражания в материале С. Митрофанова о вынесении приговора М. Ходорковскому (21 мая 2005 г). Здесь проводится аналогия с фильмом «Приговор» и приводятся кадры, где актриса Фаина Раневская читает приговор. Разница лишь в том, что в предыдущем примере автор выстраивает вывод по итогам игры-подражания, а в данном случае подражание накладывается на развитие действия.

Таковы основные способы комплексного использования игровых приемов в репортаже инфотейнмент. Подводя итог, отметим, что их выбор зависит от того, какую цель преследует телерепортер при подготовке своего материала.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог данного исследования и отвечая на вопросы, поставленные в начале работы, можно отметить, что проблема подачи информации через игру в тележурналистике до сих пор не закрыта и вызывает противоречивые мнения. Однако мы пришли к следующим заключениям.

Ожидания и потребности аудитории толкают журналистов к поискам новых способов подачи информации. Обращение к игре является следствием повышенного внимания к форме телевизионного репортажа. Результатом такого внимания становится появление особого стиля подачи новостей, соединяющего в себе информирование и развлечение аудитории. Таким образом, первая гипотеза подтверждается полностью.

По результатам исследования, гипотеза №2 подтверждается лишь частично. Мы пришли к выводу, что, по сути, игра в тележурналистике - на самом деле псевдоигра (обман), так как она всего лишь является результатом свободного выбора журналистом тех или иных средств воплощения авторского замысла. При этом автор, играя, преследует определенную цель - привлечение внимание к продукту своего труда. Применительно к телерепортажу инфотейнмент уместно говорить только об использовании некоторых игровых приемов в процессе его создания.

Третья гипотеза также подтверждается полностью. Изучение практики телевидения показало, что телерепортаж инфотейнмент строится по моделям, объединяющим в себе ряд игровых приемов.

В результате повышенного интереса к форме телевизионного произведения журналисты обращаются к игровым способам подачи информации и используют ряд творческих приемов в процессе обработки реального факта. Практическое значение исследования в том, что на конкретных примерах показываются те или иные игровые приемы, которыми пользуются телерепортеры.

Перспектив разработки проблемы достаточно много. Это может быть углубление в теорию игры, изучение проблемы субъективности в телевизионном репортаже, в вопросы постмодернистского подхода и так далее.

В качестве предмета будущей работы может быть взят не телерепортаж в отдельности, а целая программа, состоящая из материалов подобного типа. Также это может быть личность конкретного телерепортера за все время его творческой деятельности или за определенный период. В основе же настоящего исследования лежит обобщенный взгляд на обозначенную проблему.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антонов К. Телевизионные новости: конструирование политических событий. – Кемерово, 2004.

2. Багиров Э., Юровский А., Борецкий Р. Основы телевизионной журналистики. – М., 1987.

3. Багиров Э. Очерки теории телевидения. – М., 1978.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М., 1988.

5. Бодрияр Ж. Соблазн. – М., 2000.

6. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ. – М., 1998.

7. Борецкий Р. Информационные жанры телевидения. – М., 1960.

8. Борецкий Р. Телевизионный репортаж: Выпуск 1-2. – М., 1968.

9. Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М., 2002.

10. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. – М., 2003.

11. Вартанов А. Infortainment – это случилось вчера // Журналист. – 2005. – №3. С.48-49.

12. Васильев А. Слово в российском телеэфире: очерки новейшего словоупотребления. – М., 2003.

13. Васильева Л. Делаем новости. – М., 2002.

14. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.1. – М., 1994.

15. Гальперин Ю. Человек с микрофоном. – М., 1971.

16. Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

17. Горохова Н. Художественно-выразительные средства экрана в 3-х частях. – М., 1995-1996.

18. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М., 1989.

19. Дмитриев Л. Искусство информации. – М., 1996.

20. Дридзе Т. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М., 1984.

21. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. – М., 1997.

22. Засурский И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

23. Зверева Н. Школа регионального тележурналиста. – М., 2004.

24. Землянова Л. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. – М., 1995.

25. Ионин Л. Социология культуры. – М., 2000.

26. Кара-Мурза Е. Манипулятивные языковые приемы не помогут избежать наказания // Журналист. – 2004. - №1. с.83-84.

27. Конецкая В. Социология коммуникации. – М., 1997.

28. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. – М., 2004.

29. Кузнецов Г. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М., 2002.

30. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1998.

31. Матвеева Л. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2002.

32. Методы журналистского творчества / Под ред.В. Горохова. – М., 1982.

33. Михайлов С. Журналистика США. – СПб, 2004.

34. Муратов С. ТВ-репортер. – М., 1977.

35. Муратов С. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М., 2003.

36. Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 1999.

37. Назарова Я. Конкуренция на российском рынке телевизионных новостей // Вестник Московского университета. – Серия 10. – 2000. - №2. С.11-18.

38. Олешко В. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. – Екатеринбург, 2002.

39. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред.С. Корконосенко. – СПб, 2000.

40. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет: заметки о телевидении. – М., 1990.

41. Петров Г. Телевизионная драматургия: проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. – СПб., 1999.

42. Поздняков Н. Информационные передачи. Эфир. Ведущие. Зрители. – Омск, 1997.

43. Познин В. Основы монтажа изображения. – СПб., 2000.

44. Прохоров Е. Исследуя журналистику. – М., 2005.

45. Саруханов В. Азбука телевидения. – М., 2002.

46. Синицин Е. «Я веду репортаж…». – М., 1983.

47. Слободников В., Исаев Е. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – М., 1998.

48. Сметанина С. Медиа-текст в системе культуры. – СПб., 2002.

49. Смирнов В. Формы вещания. – М., 2002.

50. Солганик Г. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник Московского университета. – Серия 10. – 2000. - №3. С.31-38

51. Телевидение США / Под ред.Г. Пашкова. – М., 1976.

52. Теленовости: секреты журналистского мастерства. – М., 1996.

53. Тертычный А. Миг жизни явит репортаж… // Журналист. – 2002. - №4. С.75-77.

54. Третьяков В. Как стать знаменитым журналистом. – М., 2004.

55. Утилова Н. Монтаж как средство художественной выразительности. – М., 1994.

56. Ученова В. Беседы о журналистике. – М., 1978.

57. Хейзинга Й. Homo Ludens. – М., 1997.

58. Цвик В., Назарова Я. Телевизионные новости России. – М., 2002.

59. Шерель А. Организация эмоциональной среды радиосообщения // Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. – М., 1981. С.212-213.

60. Ширяева Д. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканала НТВ // Медиаальманах. – 2004. – №2-3. С.60-69.

61. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...