Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис мировой и отечественной системы образования.




Рынок образовательных услуг и его состояние.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Основным путем получения образования остается обучение в различных учебных заведениях. Образовательная услуга —комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. На рынке ОУ является основным товаром. Рынок - совокупность экономических отношений и связей между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и денег, отражающее экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен. Совокупность экономических отношений и связей физических и юридических лиц в процессе производства и получения образования (образовательных услуг) образует рынок образовательных услуг. Различают общее и специальное (профессиональное) образование. Общее образование даёт знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку независимо от его будущей специальности, профессии. Специальное — необходимые работнику определённой профессии и квалификации. В уровень общего образования входит дошкольная подготовка, школьное образование, а также общее (незаконченное) высшее образование (в основном по фундаментальным дисциплинам). К специальному относятся, высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, а также дополнительные образовательные услуги в любых областях. Дошкольное и среднее образование в большинстве стран находится в ведении органов государства и в основном финансируется за счет средств государственного бюджета. Частный сектор в области среднего и дошкольного образования в России развит слабо и все равно так или иначе зависит от государства. Поэтому можно сделать вывод о том, что среднее и дошкольное образование занимают пренебрежимо малую долю рынка, по сравнению с профессиональным образованием. В связи с этим изучение рынка образовательных услуг удобно проводить на примере высшего и профессионального образования. Рынок образования тесно связан практически со всеми рынками посредством рынка труда. Уровень образования (квалификация) является одним из определяющих факторов качества рабочей силы. Чем выше уровень образования работника, тем больше навыков он имеет, следовательно повышается качество и/или количество производимых им т/у, соответственно увеличивается доход предприятия, а значит и зарплата тоже будет увеличиваться, что способствует повышению уровня жизни, и в долгосрочной перспективе увеличению темпов экономического роста страны.

Положение дел на рынке образовательных услуг. 1. Рынок ОУ еще не сформирован, он находится в процессе становления. Как следствие, существует много незанятых ниш, что определяет конкурентные преимущества для наиболее активных образовательных учреждений. Вместе с тем существует очень мало стабильных правил, по которым можно действовать. Слабо изучен спрос и потенциальный потребитель, нет устоявшихся цен и т.п. 2. Основную часть ОУ предлагают негосударственные учреждения и вузы. Сами школы пока не проявляют должной активности. Сказывается иждивенческая позиция, выработанная «унаследованным от советского социализма принципом полного финансирования посредством государства». 3. Нельзя говорить и о многообразии ОУ. Сейчас это в основном репетиторство, тестирование, традиционные кружки и реализация стандартных образовательных программ. 4. Отсутствует четко выраженный социальный и индивидуальный заказ на ОУ. Методы выявления такого заказа не разработаны. 5. Школа работает с наиболее доступными потребителями своих услуг – своими учащимися. Учебное заведение слабо ориентировано на иных потенциальных клиентов – учащихся других школ и взрослое население. 6. Недостаточная финансовая автономия школы не позволяет ей заниматься привлечением внебюджетных доходов. В результате школа слабо мотивирована на использование маркетинга в своей деятельности. 7. Система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров пока не способна реализовать качественные образовательные программы по вопросам экономики образования. В результате в школах отсутствуют подготовленные кадры, способные сопровождать маркетинговую деятельность.

 

Кризис мировой и отечественной системы образования.

Мировой кризис образования, характеризуется все более возрастающим различием в уровне и качестве образования между богатыми и бедными странами, а также внутри стран между социальными слоями. Современный кризис образования вместо ожидаемого перелома в его течении и наступления устойчивого благополучного состояния все более приобретает хронический характер. Развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция еще более обострила проблемы образования. Образование теряет привычные модели трансляции знаний и образцов и вынуждено искать новые. В такой ситуации разрыва наступает то, что называется образовательным кризисом, т.е. поиском новой парадигмы образования, предполагающей ориентацию на развитие личности, ее творческих способностей, введение гибких и проектных форм обучения, увеличение доли в объеме часов на индивидуальные формы подготовки, обеспечение индивидуальных траекторий обучения студентов.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что отечественные исследователи неоднозначно оценивают и трактуют понятие «кризис образования», неодинаковые предлагаются и пути его преодоления. На пути совершенствования существующих, традиционных структур кризис не будет преодолен, нужны не отдельные улучшения, частичное реформирование, а революционные изменения, скачок во всех сторонах, элементах и аспектах образования. Образование, если оно претендует на адекватность обеспечения будущего для человечества, должно соответствовать новой парадигме развития, а, следовательно, «должно быть не просто модернизировано или рефор-мировано, а стать другим». Совсем недавно руководители образовательной системы России поставили задачу сохранения лишь нескольких десятков вузов страны в качестве опорных для развития вузовской науки. С этим было связано и изменение системы финансирования вузовской науки.

Возникают и другие вопросы, связанные с тем, что статус бакалавра— специалиста — магистра прописан в России довольно формально и законодательно не закреплен, не решаются проблемы сохранения фундаментальности и системности российского высшего образования. Поэтому академическое сообщество выступает с критикой современной реформы. И хотя международное глобальное сотрудничество в сфере образования признается определяющей тенденцией современности, использовать зарубежный опыт необходимо в высшей степени осмотрительно. Если брать за образец модели развития системы высшего образования в развитых странах, то следует быть последовательными и объективными: вот уже лет 20 во многих из них осуществляется переход к едва ли не к всеобщему высшему образованию. Государство тратит огромные средства на развитие образовательной системы в Германии, Англии, США, Японии, имея в виду, что в созидаемом там обществе любой грамотный человек нужен стране, даже если он и не работает по специальности. Главным аргументом сторонников образовательной революции по западному образцу является ссылка на глобализирующийся мир, в который Россия должна успеть. К началу ХХI в. научнотехническая революция привела к быстро развивающимся процессам глобализации. В мир высоких технологий и Интернет вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование». Анализ литературы по теме исследования показал, что существуют различные и противоположные точки зрения на происходящий процесс глобализации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...